- Это приятная новость для тех, кто ждет развития в России именно малой авиации, которой так не хватает. Где хорошо было бы использовать 9- и 19-местные самолеты, и почему решили отказаться от самолетов так называемого среднего класса - 27-50 мест?
- К сожалению, в постсоветский период авиация на местных воздушных линиях, региональная авиация находится в крайне удручающем состоянии. Главная причина не только в том, что экономика этих перевозок не складывается, но и в том, что отсутствуют современных воздушные суда, современные самолеты.
Западные аналоги крайне дороги, а отечественная промышленность ничего стоящего, достойного или более совершенного, чем наш старый "кукурузник", ничего предложить не может. Сейчас Минпромторг активно рассматривает все возможные имеющиеся и перспективные проекты, а также проекты по созданию производств западных самолетов на территории России. Идет активный поиск.
Я присутствовал на заседании Межведомственной комиссии Минпромторга и Минтранса. Там представлялось большое количество проектов, в том числе и названные "Рысачок" и "Гжель". Пока не готов сказать, что именно эти проекты будут победителями в гонке за госбюджет и что это действительно два лучших проекта. Это должен определить рынок.
Минпромторг делает оговорку, что все это возможно в том случае, если на эти самолеты будет заказ (то есть если он получит достаточно большой заказ от гражданской авиации или от частных заказчиков). Только тогда возможно будет финансирование, доработки и доведение производства этих самолетов до крупномасштабной серии.
Что касается отказа от самолетов более 20 мест, то сам рынок говорит, что сегодня наиболее востребованы на местных воздушных линиях самолеты до 19 мест. Все, что выше, - уже несколько другой класс самолетов. Спрос на них начинается от 40 пассажирских кресел. Это общемировая практика, мировой опыт, и он абсолютно подтверждается маркетинговыми исследованиями в России. Поэтому и было принято решение не производить самолеты в сегменте от 20 до 40 кресел.
- То есть в первую очередь они будут использоваться именно для региональных перевозок?
- Конечно. Сегодня самая большая проблема - это возрождение региональных перевозок и возрождение перевозок на местных воздушных линиях, где нет потребности в большом пассажиропотоке, но есть примерно 10 пассажиров в неделю, но их невозможно не перевезти. Например, это территории Крайнего Севера.
Вообще, территория России очень большая и сложная, со сложными климатическими условиями, поэтому нужен такой же универсальный и неприхотливый самолет, как старичок Ан-2, который бы мог в любой момент и в любой мороз запуститься, и, если нужно, довезти оленевода до его стоянки.
- Сейчас региональная авиация пребывает в таком состоянии, что если нужно перелететь из одного города в другой, даже если оба они находятся за много тысяч километров от Москвы, все равно приходится лететь через Москву. Логистика просто "на высоте". На какой стадии находятся эти российские разработки, и сделают ли выбор авиаперевозчики именно в пользу наших "Рысачков", "Гжелей" и других самолетов?
- Это неоднозначный вопрос. И у одного, и у другого самолета есть своя предыстория. Самолет "Гжель" строился серийно. Более того, на базе этого самолета авиакомпания Dexter пыталась построить свой бизнес - широко разрекламированное аэротакси. Но через некоторое время эксплуатации они почему-то перешли на самолеты западного производства.
Вероятно, они либо нашли какие-то изъяны в этом самолете, либо посчитали, что экономика западных самолетов лучше для данного сегмента бизнеса. В любом случае от "Гжели" они отказались. Возможно, самолет требует каких-то доработок.
Что касается "Рысачка", у него тоже есть некая предыстория, хотя самолет никогда не выпускался серийно и выпущен в опытном экземпляре. Изначально этот самолет делался по заказу Министерства транспорта для авиационных училищ, для подготовки курсантов, будущих пилотов.
Однако на каком-то этапе Министерство транспорта отказалось финансировать этот самолет - у него были какие-то снования для этого. То ли оно посчитало, что не выполнено техзадание, то ли были какие-то другие причины, но финансирование этого проекта было остановлено.
Сейчас его разработчики пытаются предложить этот самолетик для нужд гражданской авиации. Однако очевидно, что по нему необходимо провести еще немало работ. Самолет не сертифицирован, а это достаточно длительный и ресурсоемкий процесс.
- Это перспективная идея, есть ли шанс, что она будет доведена до логического завершения?
- Мы надеемся, что наша гражданская авиация и просто любители авиации, которых очень много, смогут приобретать не только западные самолеты, но и отечественные.