«АС»: Дмитрий Семенович, если говорить о работе ГП «Антонов» в уходящем году, наверное, вспоминаются, прежде всего, Ан-148 и Ан-158?
Д.К.: Да, действительно, 2011 г. был весьма насыщенным для этих программ. В феврале мы получили сертификаты типа на Ан-158, выданные АР МАК и Госавиаадминистрацией Украины. Затем самолет успешно прошел испытания по расширению условий эксплуатации на высокогорье Ирана. Руководство авиационной индустрии этой страны, ряда иранских предприятий и авиакомпаний выразили заинтересованность в развитии сотрудничества по программе Ан-158. Как итог – в конце года мы подписали с иранцами рамочный контракт и уже переходим к конкретным формам сотрудничества по «сто пятьдесят восьмой». В ходе презентации самолета в Париже мы заключили твердый контракт на поставку 10 самолетов Ан-158 с «ИФК». Отличительной особенностью этого документа является то, что «Антонов» предоставил заказчику большой пакет гарантий по эксплуатации и послепродажному обслуживанию этих самолетов.
Результаты работы Ан-148 в парках авиакомпаний «АэроСвит» и «Россия» в 2011 г. еще раз подтвердили, что самолет состоялся как эффективный продукт. Он освоил более 60 авиамаршрутов этих перевозчиков, включая внутренние и международные трассы. В августе и октябре 2011 г. месячный налет отдельных Ан-148 «России» превысил 400 часов, а средний налет парка вплотную приблизился к 300. Это очень высокий показатель для региональных самолетов, среднемесячный налет которых обычно составляет 250-280 часов. В уходящем году еще две компании начали эксплуатацию Ан-148 – «Полет»и «МАУ».
Очень важно то, что в рамках реализации правительственной инициативы по обеспечению авиакомпаний Украины самолетами отечественного производства, сформирован большой потенциальный заказ на Ан-148 и Ан-158. С Государственной компанией «Лизингтехтранс» подписан «Протокол о намерениях на приобретение самолетов Ан-148, Ан-158 с целью их дальнейшей передачи отечественным авиакомпаниям на условиях финансового лизинга». Согласно этому документу, «Лизингтехтранс» при поддержке государства намерен приобрести 22 самолета Ан-148 и 28 самолетов Ан-158 в период до 2015 г.
«АС»: В Украине серийно эти самолеты производятся в Киеве. В каком состоянии находится серийный завод сегодня, каковы производственные планы?
Д.К.: Сегодня главная задача – налаживание крупносерийного производства самолетов. Мы делаем для этого все возможное, принимаем необходимые меры по выводу авиазавода из кризиса. Два года назад он был присоединен к нашему предприятию и получил статус филиала ГП «Антонов». На тот момент финансовое состояние завода было критическим. Он был неспособен выполнять свои обязательства перед кредиторами, бюджетом и государственными целевыми фондами. За истекшее время нам удалось погасить задолженность по выплате заработной платы, перед бюджетами разных уровней, государственными целевыми фондами. Разработана и реализуется программа технического перевооружения филиала до 2016 г.
Увеличилась и численность работающих на предприятии. За два года на филиал принято более 1000 человек, в том числе учеников рабочих профессий. В последующие два года планируем принять на работу еще до 2000 человек.
Конечно, есть трудности. Одна из главных проблем сегодня заключается в том, что в соответствии с законодательством Украины доступ к кредитным ресурсам и проведение закупок тысяч наименований комплектующих и материалов мы, как государственное предприятие, должны осуществлять по исключительно сложной и продолжительной процедуре. А это значительно снижает нашу конкурентоспособность.
Тем не менее, на заводе развернуто серийное производство Ан-148. Два самолета уже переданы в эксплуатацию. В настоящее время в цехах завода в разной стадии готовности – еще 11 Ан-148, три из которых будут готовы в начале 2012 г. За 2010-2011 гг., в рамках кооперации с ВАСО, изготовлено и передано 14 комплектов крыльев для самолета Ан-148, девять отсеков фюзеляжа Ф-2 и четыре отсека Ф-1, а также большой объем отдельных деталей для сборки самолетов.
Запущен в серийное производство и Ан-158. В настоящее время в стапелях – семь самолетов. В уходящем году уже построены четыре легких транспортных Ан-32Б, до конца декабря будет завершена постройка еще одного. Продолжается работа и по изготовлению самолета Ан-70. Собран фюзеляж первой серийной машины, часть агрегатов и отсек фюзеляжа второй.
В планах на 2012 г. – выпуск 12 самолетов Ан-148/-158, изготовление и поставка в Воронеж десяти комплектов крыльев и четырех комплектов отсеков Ф-1 и Ф-2 фюзеляжа Ан-148. В первом полугодии планируется изготовить еще два Ан-32Б.
«АС»: Вы затронули тему Ан-70. Как развивается проект сегодня?
Д.К.: Полным ходом идет модернизация бортового оборудования самолета без изменения основных алгоритмов его функционирования. Они были испытаны ранее и остались без изменений. Просто электроника и элементная база за время, прошедшее с момента старта проекта, устарели. Вносятся изменения именно в этой области. Мы работаем вместе с партнерами: производителями двигателей, воздушных винтов, специалистами по комплексу оборудования.
Что касается серийного производства Ан-70, то в уходящем году наметились положительные сдвиги. Связаны они, прежде всего, с изменением отношения к этой программе с российский стороны, которая все активнее включается в работу по разворачиванию серийного производства и уже включила в свою Программу закупки вооружений 60 самолетов Ан-70.
«АС»: А что нового в программе «Руслана»?
Д.К.: Вместе с нашими партнерами из России и Украины мы начали работы по дальнейшей модернизации «Руслана». В ходе авиасалона МАКС-2011 был подписан документ, определяющий технический облик модернизированных самолетов «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр». Этот вариант «Руслана» получил обозначение Ан-124-111. Его облик основан на последних достижениях авиационной технической мысли. В частности, на самолете будет применена «стеклянная» кабина, другое бортовое оборудование нового поколения, полностью цифровая система управления самолетом, обновленная силовая установка с цифровой системой управления с полной ответственностью. Это позволит значительно улучшить топливную эффективность самолета, повысить его надежность, снизить уровень шума и затраты на эксплуатацию. «Руслан» получит возможность выполнять посадки по IIIА категории ИКАО. Это очень важный практический шаг в программе возобновления серийного производства этих самолетов. Ее нужно реализовывать как можно скорее. Ведь спрос на услуги «Русланов» уже превысил предложение.
«АС»: Дмитрий Семенович, чем еще будет примечателен для ГП «Антонов» 2012 г?
Д.К.: С удовольствием могу отметить, что у нашего предприятия работы много. Помимо того, о чем уже говорилось, мы продолжим разработку проектов новых самолетов, в том числе транспортного Ан-178.
В числе важнейших направлений нашей деятельности на ближайшее время – развитие системы послепродажного обслуживания самолетов «Ан», открытие сервисных центров в различных регионах. Ведь сегодня «Аны» работают в 76 странах мира. Соответствующие переговоры ведутся как на уровне предприятий, так и правительственных структур.
В целом развитие международного сотрудничества будет по-прежнему оставаться приоритетом ГП «Антонов». В частности, мы планируем создать новое совместное предприятие с российскими партнерами по программе Ан-148/Ан-158. Доля нашего бизнеса за пределами Украины продолжит расти. Нам необходимо реализовать уже подписанные и заключить новые соглашения с целым рядом зарубежных государств. Мы намерены четко выполнять свои обязательства, чтобы марка «Антонов» на международной арене оставалась символом надежности и подлинного партнерства.
Поздравляю наших российских партнеров, читателей журнал «АвиаСоюз» с Новым, 2012 годом! Желаю всем здоровья и успехов!