Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Савельев:
Как обеспечить безопасность полетов


4 октября 2011 года Илья Копелевич, Business FM


Безопасность полетов и цены на билеты — что думает об этом «Аэрофлот»? Интервью генерального директора компании Виталия Савельева. С ним беседует главный редактор Business FM Илья Копелевич.

— После известных событий этого года в нашей авиации на высшем уровне прозвучали слова о том, что российские авиакомпании должны начать летать на новых самолетах. С «Аэрофлотом» это уже произошло. Позволяют ли экономические условия российским авиакомпаниям постоянно обновлять свой авиапарк?
— Нужны не просто новые самолеты. У нас должны быть надежные самолеты, которые проходят своевременное техобслуживание и ремонт. Самолеты, которые должны обеспечивать те условия безопасности, которых требует международный стандарт. Мы, компания «Аэрофлот» — а в России сейчас всего две таких авиакомпании, — соответствуем международному стандарту IOSA. В этом году продлили сертификат в третий раз — до 2013 года. Это серьезный стандарт, который требует от нас максимум внимания и безопасности. Если авиакомпании уделяют должное внимание безопасности, не важно, на каких самолетах они летают. Потому что срок службы самолетов очень большой — до 20 лет самолет может легко летать. И второе, это финансовые средства, которые позволяют осуществлять профилактические ремонты, тестирование самолетов.
 
— Дело не в закупке новых самолетов, а в создании системы техобслуживания. Здесь есть экономические проблемы, которые нужно решить для того, чтобы все российские авиакомпании могли этим требованиям соответствовать?
— Авиакомпания должна быть эффективной с точки зрения экономики. Если экономика в авиакомпании слабая, она не может себе позволить дорогостоящее обслуживание и качественный ремонт самолетов. Это одна из проблем, которая существует в авиаотрасли. Что касается использования новых машин, то такова концепция «Аэрофлота». Здесь есть как плюсы, так и минусы. Пассажиры нас ругают за дорогие билеты. Но сделать качественное питание, на уровне мирового сервиса, и обеспечить безопасность по мировым стандартам - это стоит денег. И это нельзя сделать дешево. Количество авиакомпаний у нас в стране — более 130. Это избыточно. И эти «живопырки», как их назвал вице-премьер Сергей Иванов, конечно, должны сокращаться. Если мы пойдем по этому пути, то крупные компании... В России примерно 10—15 компаний, которые закрывают весь объем перевозок по стране. Они обеспечат не только объем, но и качественный сервис и безопасность.
 
— «Аэрофлот» формирует свой бренд как бренд премиум-сегмента. Что для этого нужно помимо определенной маршрутной сети, которая пользуется спросом?
— Это серьезная задача. Задача многозвенная. Здесь нет какой-то одной операции, которая позволила бы «Аэрофлоту» себя позиционировать в качестве глобального игрока. Прежде всего, это борьба за пассажира. За последние два года мы получили нашего транзитного пассажира. Сегодня около 80% всех иностранцев, которые летают в Россию, пользуются рейсами «Аэрофлота».
 
— Известно, то российское огромное небо — это в том числе маршруты из Европы в Азию. Об этих пассажирах «Аэрофлот» думает?
— Аэропорт может построить бизнес. А построить хаб, сделать из аэропорта хаб может только авиакомпания. Хаб — это расписание пассажира, который летит, к примеру, в Европу или в Америку. У него в Москве стыковка. Что было раньше? Почему предпочитали другие иностранные компании? Потому что такая компания встала на крыло — и ушла сразу по назначению. Время стыковки — полтора-два часа. Наша задача была довести стыковку в Терминале D «Шереметьево» также до часа-полутора. Пассажир, прибывший в Москву, не ждет, как раньше, 6–8 часов, теряя интерес к полету, потому что в аэропорту находиться тяжело. Мы также пытаемся его через полтора-два часа отправить в Европу. За счет этой стыковки мы получили увеличение пассажиропотока. Лучший результат «Аэрофлота» при той же емкости кресел был 9,2 млн пассажиров. В прошлом году было 11,3 млн. Это существенный рост.
 
— В глазах иностранных потребителей «Аэрофлот» сохраняет равноценные позиции по сравнению с крупнейшими мировыми игроками?
— Что реально произошло за последние два с половиной года? То, что «Аэрофлот» третий сезон занимает первое место в Европе по обслуживанию на борту. Мы делали с помощью международной компании Bain оценку NPS. Очень большому количеству пассажиров, в том числе и зарубежным, задавался вопрос: вы бы порекомендовали «Аэрофлот» своим друзьям и знакомым? Мы получили 44%. Это в два раза больше, чем у головных перевозчиков в Европе. В Ле-Бурже мы получили «авиационный Оскар» — премию Skytrax World Airline Award. Вошли в тройку самых динамично развивающихся авиакомпаний мира. Впереди нас два китайских авиаперевозчика, третьи — мы.
 
— Какие критерии включает в себя понятие динамика развития?
— Качество сервиса, применение новых технологий, выручка. Там очень много критериев. Идет опрос миллионов пассажиров в разных странах. По оценке другого агентства, мы получили 4-е место в мире по качеству питания. Здесь проблемы на борту нет. Нам главное удержать наши лидирующие позиции. Но «Аэрофлот» в целом компания трехзвездочная. Потому что оценка ведется не только в воздухе, но и на земле. На земле у нас есть проблемы. Наше хозяйство, в частности, «Шереметьево», наш дом — ему предстоят еще многие изменения для того, чтобы он стал аэропортом четырехзвездочным. Тогда мы сможем реально конкурировать и с большими грандами, которые имеют за счет земли преимущества наверху.
 
— Первый класс когда появится в «Аэрофлоте»?
— Первый класс фактически есть. Так же, как и у наших российских конкурентов. Первый класс формально появится тогда, когда на земле появится отдельный зал, который будет соответствовать первому классу. Первый класс — это дорогое удовольствие. В этом зале должны быть все привилегии, включая трансфер до терминала первого класса и от терминала до борта. Наши аэропорты не строились под тот уникальный класс со слишком дорогим обслуживанием. И если мы будем это строить, то в воздухе мы его обеспечиваем.
 
— Кого вы считаете лучшим? У кого «Аэрофлоту» надо учиться?
— Мы за основу брали два с половиной года назад компанию «Сингапурские авиалинии». Часть наших кабинных экипажей прошли стажировку. Оттуда наши бортпроводники привезли восемь лицензий на обучение. Они стали сертифицированными инструкторами. Мы учим экипажи у себя в авиационной школе. Сервис, который показывают азиатские компании, — это сервис, достойный подражания. Мы его постоянно изучаем.
 
— На «Сингапурских авиалиниях» есть то, что я увидел в первый раз. Во всех сидениях бизнес-класса и эконом-класса расположены трубки, которые принимают кредитную карту и с которых можно позвонить в любую точку земли. Огромный пакет развлекательных программ. К сожалению, в «Аэрофлоте» таких новинок пока я не видел.
— «Аэрофлот» — это хорошая инновационная площадка. Много современных технологий мы внедрили за последние два года, и это учитывается при различных номинациях. Прежде всего, вы можете с мобильного телефона зарегистрироваться и пройти на борт. Вы можете сделать это через сайт. Не только забронировать и купить билет, но и выбрать себе место. У нас есть единственный пока самолет, который уже летает, где вы можете воспользоваться WiFi и позвонить с телефона. Таких самолетов у нас будет три. Но все новые самолеты, которые мы будем получать, уже оборудованы для передачи данных, и вы как пассажир на новых самолетах сможете говорить со своего телефона. Вам не нужна будет кредитка. У нас уже есть такой эксперимент.
 
— Модная тема последних лет. Как «Аэрофлот» развивается в виртуальном пространстве?
— Мы сделали Mobile Check-In — регистрацию с мобильного телефона. Мы сделали Web Check-In — регистрацию с сайта. В прошлом году наш сайт был признан в России лучшим. Мы его постоянно модернизируем. Внедряем инновации, смотрим, что происходит за рубежом. «Аэрофлот» постоянно присутствует в социальных сетях. У меня есть личная страничка в Twitter. Я много информации сам получаю.
 
— Вы читаете, что пишут?
— Я и читаю, и пишу. Многие проблемы я узнаю из Twitter.
 
— Какая самая интересная запись, самая важная информация, которую вы получили через Интернет?
— В Twitter я первый узнаю о какой-либо проблеме, которая есть в аэропорту. Зачастую сигналы оказываются ложными. Но часты и сигналы, на которые я реагирую. Окончание Twitter у меня происходит в 12 часов ночи. Если пассажир мне пишет, что на стойке собралась толпа и пассажиры не имеют информации о полете, я тут же вмешиваюсь. Для меня это хороший источник данных. Их я получаю напрямую от пассажира. Второе, мы используем Twitter и для организации наших новаций. Если нынешний, 2011-й год, мы посвятили пассажиру, то следующий год хотим посвятить детям. Сейчас во многих авиакомпаниях, особенно зарубежных, пошла такая тенденция, что детей надо отделять. Многие компании рассматривают возможность исключения детей из безнес-класса и т. п. Мы хотим, чтобы было наоборот. Мы считаем, что ребенок — это такой же пассажир. Да, есть проблемы, он иногда плачет. И мы попытаемся занять и пассажиров, и родителей, и самого ребенка, чтобы создать комфорт всем.
 
— Вы не боитесь, что вам придется иметь помощников, которые будут читать послания в Twitter? Ведь пассажиров очень много.
— Twitter читаю не один я, к страничке допущено несколько человек. В частности, два моих заместителя, которые отвечают и за работу с клиентами, и за расписание. Они из записей видят проблему. Они не могут ответить, но они видят проблему. Зачастую бывают ситуации, когда я в командировке, а они уже в теме. Они мне отрабатывают то, что, например, такой-то «твит» — просто ошибка. Более того, с корпоративного Twitter идет сразу дубль. Если у пассажира есть замечания по полету, мы ему отвечаем. Это не мой персональный аккаунт, который только для меня. Он мой потому, что я пишу, и я его читаю. Но его видят и другие.
 
— В Twitter не жалуются на цену билетов?
— Жалуются, и достаточно часто. И не только в Twitter. У нас есть отдельная страничка, где мне пишут именно о стоимости билетов. Тут надо всем разобраться, чтобы все понимали, что «Аэрофлот» может, а что он не должен делать. Прежде всего, наша концепция: «Аэрофлот» выбрал для себя премиум-сегмент, который связан с новой техникой. Мы покупаем самолеты, берем их в лизинг. Но это самолеты, которые стоят до 200 млн долларов за штуку. Самолет требует лизинговых платежей, которые ложатся в стоимость билета. Примерно четверть стоимости билета — это керосин. Как ни странно, керосин дорожает. Сейчас есть разные варианты развития. Возможно предпринять какие-то шаги по субсидированию некоторых перевозок, что делается по Дальнему Востоку летом.
 
— Цена на топливо окажется выше европейской?
— И такое существует. В разных аэропортах цена топлива разная. И цена его хранения. До 80% аэропортов внутри страны монополизированы, и мы даже не имеем возможности сделать выбор. Это серьезная проблема, которая существует в целом в России. Ее надо решать. Что касается остальной структуры цены билета, у «Аэрофлота» очень небольшой заработок. Мы на обслуживание, на поддержание административного аппарата тратим 5–6% стоимости. На инженеров, на пилотов, на бортпроводников, если брать цену билета. В чем заблуждение пассажиров? Если возьмете цену билета — у нас цена делается автоматически. Ее рассчитывает компьютер по программе AirMax. У нас на каждый рейс 22 тарифа. Если вы берете билет за месяц до полета, тариф будет самый дешевый. Мы разбирали разные варианты рейсов. Взять Санкт-Петербург — мы делаем до 14 рейсов ежедневно. Среди 22 тарифов у нас есть билеты эконом-класса по 99 долларов в пересчете на рубли. Есть билеты, которые стоят по 1 тысяче долларов. По тысяче долларов — всего два билета. А по 99 долларов — около 30. Самая маленькая машина у нас — это Airbus А319, 116 мест. Люди жалуются: «Я вчера купил за 30 тысяч рублей билет на Питер. Как вы можете по такой цене продавать? Это же из рук вон!» Да, но потому что ты купил вчера перед вылетом. А те, кто купил за месяц или за две недели, у них цены другие. И средняя цена на Питер —120 долларов. Я считаю, 120 долларов за кресло в среднем за эконом- и бизнес-классы вместе — это вполне адекватная цена. То же самое мы считали по Самаре. Там тоже говорят, что билеты неадекватно дорогие и цена завышенная. Но для тех, кто берет заранее, — 156 долларов. Мы считали Калининград. Если берут заранее — они также имеют возможность выбора, и цена достаточно дешева для нашего класса и сервиса. При этом мы помним, что у нас новые самолеты, самое лучшее питание. Мы первые в Европе по качеству сервиса. Все это стоит денег. И безопасность, на которую мы делаем существенные затраты, тоже стоит очень больших денег.
 
— А в целом тарифы на внутрироссийские перевозки зачастую выше, чем на сопоставимые расстояния в Европе. Какова главная причина?
— В Европе есть лоукостер Ryanair, который предоставляет услугу, когда вы можете переместиться за 20–50 евро из страны в страну, час лета. А в России лоукостера пока нет. Потому что у лоукостера не только низкие цены на билеты, для него нужен и соответствующий аэропорт. С дешевыми сборами, услугами. Если мы возьмем большую тройку — Lufthansa, British Airways, Air France, — то наши средние цены примерно на 20–25% ниже, чем у той же Lufthansa. Нельзя сравнивать просто точку с точкой. Внутри России мы платим НДС. Когда вы берете билет за рубеж, НДС не платите. Мы сравнивали даже рейс Москва–Петропавловск-Камчатский и Москва–Нью-Йорк. Из чего складывается цена билета? Когда вы летите в Петропавловск-Камчатский, то сразу же добавляете НДС. Москва–Нью-Йорк: НДС вы не включаете. Уже разница. Я лечу в Петропавловск-Камчатский на Ил-96. Потому что там полоса не позволяет принять Airbus 330. Ил-96 ест керосина в два раза больше, чем А330. Стоимость керосина, когда мы считали ее в середине года, в Нью-Йорке составляла 700 долларов за тонну. В Петропавловске-Камчатском — тысячу. Я только три назвал параметра, по которым цена билета в Петропавловск-Камчатский выше, чем в Нью-Йорк.
 
— Керосин дешевле у нас, чем в Европе, уже не будет. Вы на это не рассчитываете?
— Это рыночный механизм. Нельзя сказать: плати меньше. Сегодня авиакомпаниям разрешили самим закупать и отдавать на хранение этот керосин. Но проблема в том, что в каждом аэропорту внутри страны цены разные как по стоимости керосина, так и по цене хранения. Если здесь будет наведен порядок, чем сейчас занимается правительство, я думаю, все от этого могут выиграть, и керосин может стать дешевле.


комментарии (1):

lidvik773      08/10/2011 [23:09:25]#1
Интересная статья, только название надо поменять. Про безопасность полетов в ней как- то забыли написать, а зря...Надеюсь господин Савельев скоро поймет что в авиации безопасность полетов самое главное и даже важнее чем получение прибыли. Удачи.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBm48D
Стоимость перевозки негабаритных грузов - смотрите на этом http://perevozki.youdo.com/country/oversized/dlv/price/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer