"Вести ФМ": Магомед Омарович, здравствуйте. Эксперты называют произошедшее чудом. Расследование происшествия займет еще 10 дней, но уже ясно, что это посадка теперь войдет в историю отечественных авиаперевозок. А действительно ли это чудо?
Толбоев: Во-первых, это чудо, чудо для людей. Вот это самое главное – это чудо для людей. То, что они в такой ситуации, в самой критичной, критичнее быть не может, когда отказывают три генератора, каждый генератор находится на каждом двигателе, и обесточивается вся бортовая система, – это означает, они остаются без навигационного оборудования, без радиосвязи. Еще чуть-чуть, и гидросистема может отказать. Поэтому это, естественно настоящее чудо.
"Вести ФМ": Сейчас многие говорят, что фактически впервые в истории эксплуатации Ту-154 это произошло. В вашей практике во время испытаний какие самые страшные истории были связаны с этим самолетом?
Толбоев: Знаете, если по данным случаям сказать, такие случаи, естественно, крайне редки. Но на самом деле предпосылки к таким случаям имели место. Хотя немного в авиакомпаниях это было. Это означало, что экипаж после того, как произведен запуск двигателей, не переходили на борт, то есть не подключали генераторы, оставались на аккумуляторе, аккумулятор выдерживает, если он новый, максимум 20 минут. И экипаж должен быть к этому готов. Если идет поочередный отказ навигационной системы, радиосвязи – посмотреть, что случилось. Но в данной ситуации я не знаю, что у них произошло, но крайне маловероятно то, что все три генератора отказали при работающих двигателях.
"Вести ФМ": Что касается того, как вели себя пилоты: как должен действовать экипаж в такой нештатной ситуации?
Толбоев: Они действовали в соответствии с ситуацией. Они действовали мужественно, хладнокровно. Факт тот, что они самолет все-таки посадили и сохранили жизнь членам экипажа и пассажирам говорит о многом. Это серьезная посадка. Другое дело - какова была причина, вот вопрос-то в чем.
"Вести ФМ": Причину пока никто не знает, выясняет специальная комиссия. Они взяли на это 10 дней. По вашей оценке, этого времени будет достаточно, чтобы установить хотя бы предварительно?
Толбоев: Нашим комиссиям и года не хватит никогда. Дело не в комиссиях, не в их профессиональной подготовленности расследования аварийных ситуаций. Там можно все узнать в течение получаса. Подняться на борт самолета, посмотреть, снять записи и просмотреть, где пропало электричество, с какого момента. Вот и все. Там делать нечего. Другое дело, если бы самолет разрушился, надо было собирать обломки, составлять полностью картину, а тут самолет цел, экипаж на месте, что там делать-то? Допросили, спросили. И из первых протокольных записей будет ясно, какова причина. Но у нас, как обычно, все эти комиссии никогда эту причину не опубликовывают. Они ее через 10 дней видоизменяют, потом через полгода, потом через год. И в конце получается, никто ни в чем не виноват.
"Вести ФМ": Появилась информация, что компания-владелица заявила, что готова вернуть лайнер в небо. Как вы оцениваете такое решение?
Толбоев: Я не знаю, я на месте происшествия не был.
Толбоев: Во-первых, это чудо, чудо для людей. Вот это самое главное – это чудо для людей. То, что они в такой ситуации, в самой критичной, критичнее быть не может, когда отказывают три генератора, каждый генератор находится на каждом двигателе, и обесточивается вся бортовая система, – это означает, они остаются без навигационного оборудования, без радиосвязи. Еще чуть-чуть, и гидросистема может отказать. Поэтому это, естественно настоящее чудо.
"Вести ФМ": Сейчас многие говорят, что фактически впервые в истории эксплуатации Ту-154 это произошло. В вашей практике во время испытаний какие самые страшные истории были связаны с этим самолетом?
Толбоев: Знаете, если по данным случаям сказать, такие случаи, естественно, крайне редки. Но на самом деле предпосылки к таким случаям имели место. Хотя немного в авиакомпаниях это было. Это означало, что экипаж после того, как произведен запуск двигателей, не переходили на борт, то есть не подключали генераторы, оставались на аккумуляторе, аккумулятор выдерживает, если он новый, максимум 20 минут. И экипаж должен быть к этому готов. Если идет поочередный отказ навигационной системы, радиосвязи – посмотреть, что случилось. Но в данной ситуации я не знаю, что у них произошло, но крайне маловероятно то, что все три генератора отказали при работающих двигателях.
"Вести ФМ": Что касается того, как вели себя пилоты: как должен действовать экипаж в такой нештатной ситуации?
Толбоев: Они действовали в соответствии с ситуацией. Они действовали мужественно, хладнокровно. Факт тот, что они самолет все-таки посадили и сохранили жизнь членам экипажа и пассажирам говорит о многом. Это серьезная посадка. Другое дело - какова была причина, вот вопрос-то в чем.
"Вести ФМ": Причину пока никто не знает, выясняет специальная комиссия. Они взяли на это 10 дней. По вашей оценке, этого времени будет достаточно, чтобы установить хотя бы предварительно?
Толбоев: Нашим комиссиям и года не хватит никогда. Дело не в комиссиях, не в их профессиональной подготовленности расследования аварийных ситуаций. Там можно все узнать в течение получаса. Подняться на борт самолета, посмотреть, снять записи и просмотреть, где пропало электричество, с какого момента. Вот и все. Там делать нечего. Другое дело, если бы самолет разрушился, надо было собирать обломки, составлять полностью картину, а тут самолет цел, экипаж на месте, что там делать-то? Допросили, спросили. И из первых протокольных записей будет ясно, какова причина. Но у нас, как обычно, все эти комиссии никогда эту причину не опубликовывают. Они ее через 10 дней видоизменяют, потом через полгода, потом через год. И в конце получается, никто ни в чем не виноват.
"Вести ФМ": Появилась информация, что компания-владелица заявила, что готова вернуть лайнер в небо. Как вы оцениваете такое решение?
Толбоев: Я не знаю, я на месте происшествия не был.