Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Феликсович Виталий Семенов, начальник отдела космической энергетики Исследовательского центра им. М.В. Келдыша:
"Космос становится обитаемым"


Май 2004 года Анатолий Антонов, Независимая газета


Давно в обществе не было такого всплеска интереса к космическим исследованиям. Этот космический бум постепенно нарастал в последние год-полтора: полет китайского космонавта, удачная миссия двух американских марсоходов на Красную планету, программное заявление президента США Джорджа Буша об американских приоритетах в освоении космоса... Прокомментировать всю эту космическую активность мы попросили начальника отдела космической энергетики Исследовательского центра им. М.В. Келдыша, проектного менеджера Международного научно-технического центра (МНТЦ) по разработке облика пилотируемой экспедиции на Марс Виталия Семенова.

- Виталий Феликсович, откуда возникла программа пилотируемого полета, кто в ней участвует?

- МНТЦ - это Международный научно-технический центр, созданный в 1992 году в Москве при финансовом участии правительств США, Японии и Европейского союза. Цель - экономическая поддержка российских ученых, занимающихся средствами массового уничтожения, средствами доставки оружия, атомщиков. Так как наш Исследовательский центр имени Келдыша занимался ракетами, то и мы попали в это число. В 1999 году мне предложили принять участие в разработке проекта международной пилотируемой экспедиции на Марс. От правительства США был предоставлен грант: с чековой книжкой, правом организации работ, привлечения специалистов. И обязательством расходования средств только на цели разрабатываемого проекта. Что жестко контролируется.

Эта разработка не является программой NASA, Российского или Европейского космических агентств, хотя мы и работаем вместе. Между руководством МНТЦ и российскими учеными было достигнуто соглашение: они предоставляют деньги, а мы аккумулируем научно-технический потенциал.

Передо мной, как руководителем работ, поставили задачу: рассчитать первую проектную фазу пилотируемого полета. Сообразно с полномочиями от МНТЦ и договоренностью в научных и производственных необходимых мне российских структурах я набрал коллектив из пяти организаций: Центра Келдыша, РКК 'Энергия', Института космических исследований РАН и завода 'Красная звезда' бывшего уже Министерства по атомной энергии - ядерный вариант тоже рассматривался. Так определился основной коллектив, 70-80 человек.

Заказанный проект был выполнен в 2001 году. По его условиям, требовалось назвать конкретный срок предполагаемого полета на Марс. По нашим расчетам, реально это может быть 2014 год. Американцы настаивали на более раннем сроке, 2009 год. Европейцы называли 2020-й. Но мы настояли, и в протокол был занесен 2014 год. Хотя мы понимаем, что самый удобный для полета год 2018-й, год великого противостояния Земли и Марса, наименьшего расстояния между этими планетами.

- То есть вы согласились на не самый лучший вариант?

- Что поделаешь, пошли на компромисс, понимая: все сроки так или иначе сдвигаются, в крайнем случае можно сделать облет Марса. Но все баллистические расчеты тем не менее выполнили, ориентируясь на 2018 год. Сейчас я работаю над второй проектной фазой. Теперь предстоит подтверждение концепции на моделях и макетах. В декабре 2004 года эта фаза заканчивается экспериментальными испытаниями.

Вообще-то у меня это третий проект пилотируемого полета на Марс. В первом я участвовал в 1960 году, еще Челомей его делал. И Келдыш, в те годы руководитель нашего института, уже тогда был озабочен проблемой долговременного пребывания человека в космосе. Все это учитывалось в программе 'Салютов', станции 'Мир'. И тут у нас огромный опыт практических работ совместно с Институтом медико-биологических проблем. На орбитальной станции 'Мир' очень много отрабатывалось: автоматическая стыковка, замкнутость системы. Если вы хотите лететь на Марс, вы должны взять воду - 50 тонн на два года для экипажа из шести человек. А если делать замкнутый цикл - можно обойтись 10 тоннами! На 'Мире' отработана система замкнутости по воде, по кислороду. И ни у кого такой системы нет, только в России.

Корабль для полета на Марс будет весить 600 тонн. Сейчас вес Международной космической станции (МКС) около 114 тонн, а полная версия - 400 тонн. Ее много лет комплектуют, и еще почти десять собираются заниматься этой работой. А мы, по расчетам, на той же орбите должны собрать корабль за год.

- То есть корабль для полета на Марс будет готовиться на околоземной орбите?

- По нашему проекту собираться марсианский корабль будет на той же орбите, где сейчас летает МКС - 450 километров от Земли. Мы считаем, что базироваться надо на этих орбитах и собирать межпланетные корабли на них. Во-первых, они освоены. Во-вторых, на более высоких орбитах больше времени будет тратиться на доставку грузов туда и обратно. Есть еще и радиационная опасность. За один год полета на МКС космонавты набирают 20 рентген. Если полетят к Марсу - в десять раз больше! Потому что корабль уйдет из-под защиты магнитного поля Земли, где Земля как бы сама экранирует. Чем выше орбита, тем больше люди получают доз. И вообще - если человечество собирается осваивать Солнечную систему, это будет один из самых серьезных вопросов. Поэтому мы в проекте предусматриваем радиационное убежище, я этой темой еще с первого проекта занимаюсь.

У российских ученых есть и другие, не менее актуальные научные темы, которые требуют развития активной космической программы. У нас существует рабочая гипотеза, что когда-то были прото-Марс и прото-Земля. Они имели флюидные оболочки, из которых и выделились их спутники. Уже доказано, что Луна имеет такой же состав грунта, что и Земля. Она родилась из Земли. Если будет установлено, что Фобос имеет одинаковый состав с корой Марса, то эта гипотеза подтвердится. Федеральная космическая программа России предусматривает запуск на Фобос корабля-разведчика. Ну, а полет к Фобосу позволит отработать многие наши технические наработки, задуманные для дальнейших путешествий человека в Космос: баллистику, связь, укрытие от радиации, качество солнечных батарей. Очень хочется, чтобы хотя бы в 2009 году наш российский беспилотный полет состоялся. Судя по всему, дело к этому идет.

- А что вы могли бы сказать по поводу речи президен-та США 14 января этого года о новой американской космической программе.

В частности, того факта, что Буш гораздо больше внимания в программе уделил не Марсу, а Луне. А именно - созданию к 2015 году на Луне американских баз.

- Представители СМИ зачастую путаются в терминологии будущих миссий в космос. На самом деле грамотные термины таковы. Экспедиция - это, как правило, пилотируемый полет с временным пребыванием человека на планете, возможно, в разных местах. Аванпост или форпост - это тоже временное пребывание людей, но в определенном месте, там, где создана инфраструктура. Находиться на планете можно и месяц, и два, но обязательно улететь обратно. База - это место пребывания членов экипажа с многофункциональной целью: военной, астрофизической, сырьевой, научной, туристической и т.д. или одновременно для нескольких функций. Поселение - когда люди на месте высадки живут семьями. Понятно теперь, что о базах на Луне американский президент говорить никак не мог.

В докладе Буша Марс не на первом месте. В основном - МКС, Луна и ее в окрестности. С политической точки зрения это понятно, особенно если учесть заявление китайцев, что в 2010 году они хотят быть на Луне. Но если серьезнее подходить к докладу президента, то не очень-то понятно, чего они хотят от освоения Луны. Может, использовать как сырьевую базу? Уверен, что добывать алюминий и кремний на Луне и вывозить их на нашу планету гораздо менее выгодно, чем делать все это на Земле. Может, изготавливая материал из сырья, потреблять его там, на месте? Но до технической возможности изготовления модульных блоков на Луне еще очень далеко, пока необходимо возить их с Земли. А на околоземной орбите гораздо проще работать. Близко, и только экипажи меняй.

Поэтому у американцев цель - вернуться на Луну. Буш очень осторожно сказал, именно - вернуться. С какой целью? Сказал - чтобы мы могли на Луне или ее окрестностях создать стартовую базу для последующих экспедиций на Марс, на планеты Солнечной системы.

- Окрестности Луны - что имеется в виду?

- Если провести прямую линию между Землей и Луной, то на расстоянии примерно 50 тысяч километров от Луны находится точка либрации, или точка Лагранжа. Очень удобная точка. В ней воздействие гравитационных полей Земли и Луны одинаково, и тело, расположенное там, окажется в относительном равновесии. Если в это место поместить космический корабль или станцию, то потребуются совсем незначительные энергетические затраты для корректировки их орбит.

Российские ученые внимательно исследовали эту теорию и пришли к выводу: идея экономически невыгодна, слишком большое расстояние до Земли. Но американцы эту идею рассматривают. Буш об этом не говорит, но имеет в виду, что они могут строить корабли либо на самой Луне, либо в этой точке. Это будет, вероятно, какая-то новая станция. Они заявляют, что собираются удешевить транспортные операции за счет добычи на Луне топлива. Это тоже у нас вызывает большие сомнения. Потому что, судя по всему, на Луне нет воды, необходимой для выработки топлива. Есть, может быть, какие-то следы на Южном полюсе, но это не промышленные запасы воды.

Ну а в принципе - все нормально идет, разве что нагнетают ситуацию немного все эти заявления: Но это они денег не считали. Сейчас начнут считать, Буш дал им четыре месяца.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании




Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcKTB
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/Intercity/, подробное описание.
Недорогой ремонт пультов ду в Москве
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer