Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Романенко :
"Путеводная нить в ХХI век"


Декабрь 1999 года В. Беликов, журнал "Гражданская авиация" №12


Международной Организации Гражданской Авиации - 55 лет.На вопросы корреспондента журнала "Гражданская авиация" отвечает исполнительный секретарь Комиссии по делам ИКАО Юрий Федорович Романенко.

Юрий Романенко
Алексей Григорьевич Майоров закончил в 1957 году Кировоградское военное училище летчиков и в 1967 году - Академию гражданской авиации. С 1967 года работал в качестве командира зскадрилей 65-го и 200-го летных отрядов Московскою транспортного управления ГА во Внуково, с 1973 года - заместителем командира 337-го летного отряда ЦУ МВС ГА. С 1976 года занимал пост первого заместителя командира отдельного отряда №235. В 1981 году был назначен начальником Управления летной службы МГА, а с 1983 по 1991 год являлся командиром и шеф-пилотом авиаотряда №235. С 1991 года работал региональным представителем Аэрофлота в Скандинавских странах, а с 1996 года является советником при совете директоров авиакомпании "Трансаэро".

- Известно, что основополагающим источником международного воздушного права и юридическим актом определяющим всю деятельность ИКАО, остается со времен Чикагской конференции принятая на ней Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года). Можно только еще раз выразить признательность ее разработчикам, сумевшим создать такой всеобъемлющий и нестареющий документ, регламентирующий принципиальные вопросы и повседневную практику функционирования всемирного авиационного сообщества. Предвидя глобальное развитие гражданской авиации, основателям ИКАО удалось, например, избежать разнобоя, затруднившего когда-то установление единообразия в железнодорожном сообщении (право - левостороннее движение, широкая - узкая колея и т. п.).

Еще на учредительной конференции было определено, что деятельность ИКАО направлена на обеспечение безопасности полетов и упрощение воздушных перевозок между государствами. Поэтому она ответственна за разработку Международных стандартов, Рекомендуемой практики и Правил в технической, экономической и правовой областях использования гражданской авиации. Актуальность Чикагской конвенции определяется жизненностью ее норм, в частности, теми восемнадцатью техническими Приложениями, которые составляют с ней одно целое.

Если Конвенция определяет общие принципы международных воздушных перевозок, то Приложения устанавливают единообразные летно-технические правила с целью повышения уровня безопасности и регулярности полетов - от требований, предъявляемых к персоналу, до мер по защите гражданской авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность.

Разработка новых и систематическое обновление действующих авиационных регламентов на основе обобщения мировой практики полетов по сей день остается главной функцией ИКАО. Этому подчинена работа ее Совета, его комиссий и комитетов, а также многочисленных экспертов, привлекаемых из числа лучших специалистов Договаривающихся государств (так официально именуются страны - участницы ИКАО). Год назад Секретариат ИКАО переехал в новое, специально для него выстроенное правительством Канады высотное здание в центре Монреаля, где уже состоялась 32-я сессия Ассамблеи - высшего органа Организации, проводимая раз в три года.

Публикуются официальные материалы и разнообразная литература технического, экономического и правового характера, призванные оказать помощь государственным полномочным органам, изготовителям и эксплуатантам авиационной техники и их партнерам в других отраслях по обеспечению эффективного развития авиатранспортной системы во всем мире. В России распространением этих изданий занимается "Авиаиздат".

- Со времени образования ИКАО объемы мировых воздушных перевозок увеличились в сто раз, гражданская авиация стала реактивной, а для аэронавигации все чаще применяются спутниковые технологии. Еще более значительные перемены обещает уже близкий XXI век. Как готовится Организация к его наступлению, как отражается это в ее документах?

- Гражданская авиация - одна из самых динамичных и быстроразвивающихся областей мирового хозяйства. Она чутко реагирует на технический прогресс и без промедления осваивает его достижения. Естественно, что ИКАО, внимательно отслеживая и тщательно анализируя перспективные новшества, вносит соответствующие изменения в свои рекомендации и авиационные регламенты. К тому же важнейшие решения ИКАО принимаются на основе консенсуса участвующих в ее деятельности стран. Это существенно важно с учетом большого числа Договаривающихся государств, различного уровня их экономического и научно-технического потенциала.

Изменения и дополнения в руководящие документы вносятся очень взвешенно, принимая во внимание уже достигнутые общемировые показатели в той или иной сфере авиационной деятельности. В равной степени это относится, например, к установлению максимально допустимых значений шума на местности от двигателей или наличию на борту самолета аппаратуры для спутниковой навигации, оснащенности воздушных судов оборудованием, предотвращающим столкновение в воздухе, или способности аэродромных ВПП принимать лайнеры с повышенным посадочным весом.

Как и многое другое, эти вопросы актуальны для современного воздушного транспорта, но нереалистично рассчитывать на их немедленное решение повсеместно и всеми авиаперевозчиками. Для этого требуется время и немалые средства, поэтому большинство предложений ИКАО носит рекомендательный, а не директивный характер. Их внедрение предусматривается лишь через определенные сроки, достаточные для соответствующей технической и организационной подготовки.

В преддверии нового века можно назвать несколько ключевых для мирового авиационного сообщества проблем, которые находятся в центре внимания Организации и нашли отражение в подготовленном Советом ИКАО Стратегическом плане действий. Он назван "путеводной нитью для гражданской авиации в XXI век". План содержит перечень важнейших приоритетов, названных "целями". Их достижение обеспечит повышение уровня безопасности полетов, защиту от актов незаконного вмешательства (воздушный терроризм), поднимет на новый уровень эффективность международной гражданской авиации.

- Можно, наверное, назвать важнейшие из этих целей?

- В рамках Стратегического плана предусмотрено, в частности, оказывать государствам помощь в осуществлении эффективного контроля за уровнем безопасности полетов. Опытные сотрудники - эксперты ИКАО в процессе командировок в приглашающие страны не только проведут консультации, выявят недостатки в области аэронавигации, но также примут участие в подготовке программы действий по их устранению и последующей ее реализации.

Еще одной Стратегической целью определена защита от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, проще говоря - противодействие воздушному терроризму. Анализ подобных происшествий, проведенный специалистами Организации в большом числе международных аэропортов, показал, что причинами имевших там место инцидентов явились, прежде всего, недостатки профессиональной подготовки персонала соответствующих служб и ошибки в принятых ими мерах по предотвращению угроз в отношении экипажа и пассажиров. Совет ИКАО подготовил соответствующую учебную программу по авиационной безопасности и позаботился о ее глобальном применении. Создается также серия типовых учебно-методических разработок по этому вопросу.

При определении Стратегических целей начала грядущего века не осталось без внимания и создание глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS), базирующейся на российской ГЛОНАСС и ее американском аналоге GPS. Как известно, обе они безвозмездно переданы в пользование международной гражданской авиации, хотя и продолжают сохранять двойное гражданско-военное назначение. Со своей стороны, ИКАО провело разработку основных принципов и положений масштабного плана внедрения системы CNS/ATM (связь, навигация и наблюдение/организация воздушного движения), составной частью которой является GNSS.

Ввод в действие этой системы ознаменует наступление принципиально иного этапа в развитии мировой гражданской авиации. Изменится вся существующая организация воздушного движения. Экипажи и диспетчеры смогут незамедлительно получать по каналам спутниковой связи любую информацию о местонахождении лайнера, его эшелоне и прогнозируемой траектории полета. Можно будет отказаться от дорогостоящего наземного обустройства авиатрасс, их пропускная способность значительно возрастет. Перевозчики получат существенную выгоду от спрямления маршрутов, от их прокладки над неосвоенными пока участками земного шара, где отсутствуют привычные средства аэронавигации и ОВД - приполярными областями и океаническими просторами. Проведенные расчеты показывают, что ежегодное снижение затрат авиакомпаний десятикратно превысит расходы по созданию CNS / АТМ.

Существенно, что на прошлогодней Ассамблее ИКАО была подведена солидная правовая база под принципы развертывания и эксплуатации системы - принята Хартия прав и обязательств государств, связанных с обслуживанием GNSS. Всеобъемлющую международную конвенцию по использованию CNS / АТМ предполагается разработать к 2001 году. Согласно прогнозам ИКАО, в конечном итоге будет создана многонациональная, сугубо гражданская глобальная спутниковая навигационная система.

Среди других Стратегических целей хотелось бы отметить уже завершившуюся разработку новой Конвенции, которая позволит усовершенствовать и укрепить правовой режим, известный как "Варшавская система". Такое название получили действовавшие во всем мире договоренности, устанавливавшие пределы ответственности авиаперевозчиков за ущерб, причиненный пассажиру, его багажу или грузу при международных воздушных перевозках. Эта сумма, согласно Варшавской конвенции 1929 года, равнялась 10000 американских долларов. Затем размер компенсации несколько раз пересматривался, заключались другие соглашения, в том числе и на двусторонней основе между авиакомпаниями. Процесс возмещения ущерба и выплат перестал быть единообразным, грозил выйти из-под контроля. С середины девяностых годов Юридический комитет ИКАО провел несколько заседаний, на которых всесторонне рассматривалась сложившаяся ситуация, готовились необходимые документы. В мае нынешнего года на Международной дипломатической конференции в штаб-квартире Организации была принята Монреальская конвенция.

По этому международно-правовому документу, размер компенсации в случае смерти или телесного повреждения пассажира определяется режимом объективной ответственности, т. е. независимо от вины перевозчика, в размере до 100000 специальных прав заимствования (расчетная единица МВФ), что равно примерно 135 000 американских долларов. Для получения компенсации выше этого предела необходимо обращение в суд и предъявление там доказательств вины перевозчика и обоснование размера ущерба.

ИКАО не могло не обратить внимания на возникновение глобальных автоматизированных систем бронирования (АСБ), располагающих значительным потенциалом, позволяющим доминировать на рынке распределения услуг, предоставляемых воздушным транспортом. В связи с этим возник ряд проблем, обусловленных возможностью нарушения правил конкуренции. Организация разработала нормы регулирования, которые обеспечивают доступ к этим системам и их использование на справедливой, недискриминационной и открытой для контроля основе. "Кодекс поведения ИКАО по регулированию использования АСБ" определяет обязательства всех заинтересованных сторон, он будет постоянно обновляться с учетом новых технических и коммерческих разработок по распределению услуг авиакомпаний. Для России "Кодекс" особо актуален, поскольку недавно созданная АСБ "Сирена-3" претендует на международный статус.

- Объемы работы отечественной гражданской авиации последние годы неуклонно сокращались, присутствие российских воздушных судов в небе планеты существенно уменьшилось. Как это сказалось на роли и авторитете нашей страны в ИКАО?

- Мы были и остаемся постоянными членами Совета, русский язык - один из шести рабочих языков Организации, на котором публикуются все ее документы и материалы. Наши представители участвуют в работе многих структурных подразделений штаб-квартиры, а отечественные эксперты высоко ценятся и регулярно приглашаются к подготовке важнейших документов, изучению тех или иных сложных вопросов.

Со стороны Президента Совета доктора А. Котайта неизменно встречаем понимание проблем, с которыми сталкивается наша страна, и поддержку вносимых ею предложений по работе ИКАО. Руководители Организации не раз выражали твердую убежденность, что без активного участия России в деятельности глобального авиационного сообщества нельзя рассчитывать на его полноценное и гармоничное развитие.

Придавая важнейшее значение инициативе Российской Федерации по открытию для международных полетов транс- и кроссполярных маршрутов через воздушное пространство Сибири и Дальнего Востока, господин А. Котайт счел необходимым лично возглавить рабочую группу ИКАО, занимающуюся этой проблемой. Только за истекший год он в связи с этим дважды побывал у нас в стране с деловыми визитами.

Другим примером активной роли Российской Федерации в осуществлении самых современных проектов, реализуемых ИКАО, служит создание в Москве Европейского субрегионального учебного центра по авиационной безопасности. Ему предстоит стать базой подготовки специалистов - профессионалов высокого класса не только для России, но и для стран СНГ, всего региона Восточной Европы. Занятия со слушателями Центра идут полным ходом, уже более 150 специалистов из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ получили сертификаты ИКАО после окончания курсов.

Международная Организация Гражданской Авиации, отмечая 55-ю годовщину своего образования и вступая в пору организационной и функциональной зрелости, с полным основанием может заявить о себе словами Президента Совета А. Котайта: "ИКАО готова решать задачи нового столетия".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBuDYR
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/gazel/ здесь.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer