- Известно, что основополагающим источником международного воздушного права и юридическим актом определяющим всю деятельность ИКАО, остается со времен Чикагской конференции принятая на ней Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года). Можно только еще раз выразить признательность ее разработчикам, сумевшим создать такой всеобъемлющий и нестареющий документ, регламентирующий принципиальные вопросы и повседневную практику функционирования всемирного авиационного сообщества. Предвидя глобальное развитие гражданской авиации, основателям ИКАО удалось, например, избежать разнобоя, затруднившего когда-то установление единообразия в железнодорожном сообщении (право - левостороннее движение, широкая - узкая колея и т. п.).
Еще на учредительной конференции было определено, что деятельность ИКАО направлена на обеспечение безопасности полетов и упрощение воздушных перевозок между государствами. Поэтому она ответственна за разработку Международных стандартов, Рекомендуемой практики и Правил в технической, экономической и правовой областях использования гражданской авиации. Актуальность Чикагской конвенции определяется жизненностью ее норм, в частности, теми восемнадцатью техническими Приложениями, которые составляют с ней одно целое.
Если Конвенция определяет общие принципы международных воздушных перевозок, то Приложения устанавливают единообразные летно-технические правила с целью повышения уровня безопасности и регулярности полетов - от требований, предъявляемых к персоналу, до мер по защите гражданской авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность.
Разработка новых и систематическое обновление действующих авиационных регламентов на основе обобщения мировой практики полетов по сей день остается главной функцией ИКАО. Этому подчинена работа ее Совета, его комиссий и комитетов, а также многочисленных экспертов, привлекаемых из числа лучших специалистов Договаривающихся государств (так официально именуются страны - участницы ИКАО). Год назад Секретариат ИКАО переехал в новое, специально для него выстроенное правительством Канады высотное здание в центре Монреаля, где уже состоялась 32-я сессия Ассамблеи - высшего органа Организации, проводимая раз в три года.
Публикуются официальные материалы и разнообразная литература технического, экономического и правового характера, призванные оказать помощь государственным полномочным органам, изготовителям и эксплуатантам авиационной техники и их партнерам в других отраслях по обеспечению эффективного развития авиатранспортной системы во всем мире. В России распространением этих изданий занимается "Авиаиздат".
- Со времени образования ИКАО объемы мировых воздушных перевозок увеличились в сто раз, гражданская авиация стала реактивной, а для аэронавигации все чаще применяются спутниковые технологии. Еще более значительные перемены обещает уже близкий XXI век. Как готовится Организация к его наступлению, как отражается это в ее документах?
- Гражданская авиация - одна из самых динамичных и быстроразвивающихся областей мирового хозяйства. Она чутко реагирует на технический прогресс и без промедления осваивает его достижения. Естественно, что ИКАО, внимательно отслеживая и тщательно анализируя перспективные новшества, вносит соответствующие изменения в свои рекомендации и авиационные регламенты. К тому же важнейшие решения ИКАО принимаются на основе консенсуса участвующих в ее деятельности стран. Это существенно важно с учетом большого числа Договаривающихся государств, различного уровня их экономического и научно-технического потенциала.
Изменения и дополнения в руководящие документы вносятся очень взвешенно, принимая во внимание уже достигнутые общемировые показатели в той или иной сфере авиационной деятельности. В равной степени это относится, например, к установлению максимально допустимых значений шума на местности от двигателей или наличию на борту самолета аппаратуры для спутниковой навигации, оснащенности воздушных судов оборудованием, предотвращающим столкновение в воздухе, или способности аэродромных ВПП принимать лайнеры с повышенным посадочным весом.
Как и многое другое, эти вопросы актуальны для современного воздушного транспорта, но нереалистично рассчитывать на их немедленное решение повсеместно и всеми авиаперевозчиками. Для этого требуется время и немалые средства, поэтому большинство предложений ИКАО носит рекомендательный, а не директивный характер. Их внедрение предусматривается лишь через определенные сроки, достаточные для соответствующей технической и организационной подготовки.
В преддверии нового века можно назвать несколько ключевых для мирового авиационного сообщества проблем, которые находятся в центре внимания Организации и нашли отражение в подготовленном Советом ИКАО Стратегическом плане действий. Он назван "путеводной нитью для гражданской авиации в XXI век". План содержит перечень важнейших приоритетов, названных "целями". Их достижение обеспечит повышение уровня безопасности полетов, защиту от актов незаконного вмешательства (воздушный терроризм), поднимет на новый уровень эффективность международной гражданской авиации.
- Можно, наверное, назвать важнейшие из этих целей?
- В рамках Стратегического плана предусмотрено, в частности, оказывать государствам помощь в осуществлении эффективного контроля за уровнем безопасности полетов. Опытные сотрудники - эксперты ИКАО в процессе командировок в приглашающие страны не только проведут консультации, выявят недостатки в области аэронавигации, но также примут участие в подготовке программы действий по их устранению и последующей ее реализации.
Еще одной Стратегической целью определена защита от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, проще говоря - противодействие воздушному терроризму. Анализ подобных происшествий, проведенный специалистами Организации в большом числе международных аэропортов, показал, что причинами имевших там место инцидентов явились, прежде всего, недостатки профессиональной подготовки персонала соответствующих служб и ошибки в принятых ими мерах по предотвращению угроз в отношении экипажа и пассажиров. Совет ИКАО подготовил соответствующую учебную программу по авиационной безопасности и позаботился о ее глобальном применении. Создается также серия типовых учебно-методических разработок по этому вопросу.
При определении Стратегических целей начала грядущего века не осталось без внимания и создание глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS), базирующейся на российской ГЛОНАСС и ее американском аналоге GPS. Как известно, обе они безвозмездно переданы в пользование международной гражданской авиации, хотя и продолжают сохранять двойное гражданско-военное назначение. Со своей стороны, ИКАО провело разработку основных принципов и положений масштабного плана внедрения системы CNS/ATM (связь, навигация и наблюдение/организация воздушного движения), составной частью которой является GNSS.
Ввод в действие этой системы ознаменует наступление принципиально иного этапа в развитии мировой гражданской авиации. Изменится вся существующая организация воздушного движения. Экипажи и диспетчеры смогут незамедлительно получать по каналам спутниковой связи любую информацию о местонахождении лайнера, его эшелоне и прогнозируемой траектории полета. Можно будет отказаться от дорогостоящего наземного обустройства авиатрасс, их пропускная способность значительно возрастет. Перевозчики получат существенную выгоду от спрямления маршрутов, от их прокладки над неосвоенными пока участками земного шара, где отсутствуют привычные средства аэронавигации и ОВД - приполярными областями и океаническими просторами. Проведенные расчеты показывают, что ежегодное снижение затрат авиакомпаний десятикратно превысит расходы по созданию CNS / АТМ.
Существенно, что на прошлогодней Ассамблее ИКАО была подведена солидная правовая база под принципы развертывания и эксплуатации системы - принята Хартия прав и обязательств государств, связанных с обслуживанием GNSS. Всеобъемлющую международную конвенцию по использованию CNS / АТМ предполагается разработать к 2001 году. Согласно прогнозам ИКАО, в конечном итоге будет создана многонациональная, сугубо гражданская глобальная спутниковая навигационная система.
Среди других Стратегических целей хотелось бы отметить уже завершившуюся разработку новой Конвенции, которая позволит усовершенствовать и укрепить правовой режим, известный как "Варшавская система". Такое название получили действовавшие во всем мире договоренности, устанавливавшие пределы ответственности авиаперевозчиков за ущерб, причиненный пассажиру, его багажу или грузу при международных воздушных перевозках. Эта сумма, согласно Варшавской конвенции 1929 года, равнялась 10000 американских долларов. Затем размер компенсации несколько раз пересматривался, заключались другие соглашения, в том числе и на двусторонней основе между авиакомпаниями. Процесс возмещения ущерба и выплат перестал быть единообразным, грозил выйти из-под контроля. С середины девяностых годов Юридический комитет ИКАО провел несколько заседаний, на которых всесторонне рассматривалась сложившаяся ситуация, готовились необходимые документы. В мае нынешнего года на Международной дипломатической конференции в штаб-квартире Организации была принята Монреальская конвенция.
По этому международно-правовому документу, размер компенсации в случае смерти или телесного повреждения пассажира определяется режимом объективной ответственности, т. е. независимо от вины перевозчика, в размере до 100000 специальных прав заимствования (расчетная единица МВФ), что равно примерно 135 000 американских долларов. Для получения компенсации выше этого предела необходимо обращение в суд и предъявление там доказательств вины перевозчика и обоснование размера ущерба.
ИКАО не могло не обратить внимания на возникновение глобальных автоматизированных систем бронирования (АСБ), располагающих значительным потенциалом, позволяющим доминировать на рынке распределения услуг, предоставляемых воздушным транспортом. В связи с этим возник ряд проблем, обусловленных возможностью нарушения правил конкуренции. Организация разработала нормы регулирования, которые обеспечивают доступ к этим системам и их использование на справедливой, недискриминационной и открытой для контроля основе. "Кодекс поведения ИКАО по регулированию использования АСБ" определяет обязательства всех заинтересованных сторон, он будет постоянно обновляться с учетом новых технических и коммерческих разработок по распределению услуг авиакомпаний. Для России "Кодекс" особо актуален, поскольку недавно созданная АСБ "Сирена-3" претендует на международный статус.
- Объемы работы отечественной гражданской авиации последние годы неуклонно сокращались, присутствие российских воздушных судов в небе планеты существенно уменьшилось. Как это сказалось на роли и авторитете нашей страны в ИКАО?
- Мы были и остаемся постоянными членами Совета, русский язык - один из шести рабочих языков Организации, на котором публикуются все ее документы и материалы. Наши представители участвуют в работе многих структурных подразделений штаб-квартиры, а отечественные эксперты высоко ценятся и регулярно приглашаются к подготовке важнейших документов, изучению тех или иных сложных вопросов.
Со стороны Президента Совета доктора А. Котайта неизменно встречаем понимание проблем, с которыми сталкивается наша страна, и поддержку вносимых ею предложений по работе ИКАО. Руководители Организации не раз выражали твердую убежденность, что без активного участия России в деятельности глобального авиационного сообщества нельзя рассчитывать на его полноценное и гармоничное развитие.
Придавая важнейшее значение инициативе Российской Федерации по открытию для международных полетов транс- и кроссполярных маршрутов через воздушное пространство Сибири и Дальнего Востока, господин А. Котайт счел необходимым лично возглавить рабочую группу ИКАО, занимающуюся этой проблемой. Только за истекший год он в связи с этим дважды побывал у нас в стране с деловыми визитами.
Другим примером активной роли Российской Федерации в осуществлении самых современных проектов, реализуемых ИКАО, служит создание в Москве Европейского субрегионального учебного центра по авиационной безопасности. Ему предстоит стать базой подготовки специалистов - профессионалов высокого класса не только для России, но и для стран СНГ, всего региона Восточной Европы. Занятия со слушателями Центра идут полным ходом, уже более 150 специалистов из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ получили сертификаты ИКАО после окончания курсов.
Международная Организация Гражданской Авиации, отмечая 55-ю годовщину своего образования и вступая в пору организационной и функциональной зрелости, с полным основанием может заявить о себе словами Президента Совета А. Котайта: "ИКАО готова решать задачи нового столетия".