Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет или жизнь


17 декабря 2019 года Николай Якубович, Военно-промышленный курьер


Жизнь летчика-испытателя полна сюрпризов – и вызванных внешними условиями, и рукотворных, возникающих зачастую из элементарных ошибок членов экипажа. Но командир отвечает за все, и в любой ситуации ответственность именно на нем. На счету Бориса Львова, заслуженного летчика-испытателя СССР, две совершенно невероятные посадки.

Як для химической войны

Осенью 1963 года в Энгельсе, где находилось одно из управлений НИИ ВВС, испытывался самолет – распылитель химического оружия Як-28СР, созданный в соответствии с февральским 1962 года постановлением правительства и ЦК КПСС на базе бомбардировщика Як-28Л. Машина предназначалась для распыления жидких и порошкообразных отравляющих веществ с малых высот.

Предусматривались два варианта контейнеров: для жидких и порошкообразных отравляющих веществ, вмещавших соответственно 1740 литров и 600 килограммов. И тот и другой вместе с устройствами распыления подвешивались под крылом на узлах крепления дополнительных топливных баков. Не исключалась возможность использовать машину и в качестве бомбардировщика.

“Львов не допустил сваливания самолета на крыло и тем самым спас экипаж”

Заводские испытания Як-28СР начались 16 августа 1963 года. Осенью самолет передали на совместные госиспытания, продолжавшиеся с 16 сентября по 5 ноября в Энгельсе на базе 10-го управления НИИ ВВС. При этом на самолете Як-28СР определялись боевые возможности, а на Як-28Л – летно-технические характеристики с наружной подвеской контейнеров.

В полете 1 октября произошло непредвиденное – на высоте 90 метров и приборной скорости 830 километров в час самолет столкнулся со стаей птиц, попавших в лобовое стекло кабины. Из-за деформации козырька разрушилось боковое остекление. Получив сильнейшие травмы лица и почти ничего не видя, майор Львов по командам штурмана сумел вывести машину к аэродрому и произвести благополучную посадку.

Несмотря на летное происшествие, в предварительном заключении акта по результатам испытаний было отмечено, что Як-28СР можно рекомендовать для принятия на вооружение ВВС. В то же время отмечалось, что навигационное оборудование с системой «Лотос» не обеспечивало выход самолета в заданную точку и желательно оборудовать машину радиолокационным прицелом «Инициатива» и радиовысотомером малых высот. Требовалось увеличить прочность лобового стекла и доработать катапультные кресла для безопасного покидания самолета на малых высотах. Судя по всему, именно после этого случая на Як-28 стали монтировать клинообразные козырьки фонарей кабин летчиков по типу разведчика Як-28Р. В заключении по результатам испытаний специалисты НИИ ВВС отметили также неудовлетворительный обзор из кабины штурмана из-за установленной аппаратуры «Лотос», что исключало детальное ориентирование, отыскивание цели и построение маневра на распыление, особенно на малых высотах.

Самолет отправили на доработку, и 18 октября 1964 года Як-28СР снова перегнали в Энгельс, где в ходе заводских испытаний до 23 декабря были выполнены 22 полета. Система распыления работала нормально во всем диапазоне заданных высот и скоростей. Последовавшие государственные испытания завершились в 1965 году с положительным результатом, но сведений о серийном выпуске или доработках уже построенных машин в вариант распылителя обнаружить не удалось.

Ту-22М: где были закрылки

Николай Мешальников, в свое время ведущий инженер-испытатель НИИ ВВС, рассказывал: для Ту-22М1 было разработано задание на продолженный взлет при имитации отказа двигателя на разбеге, соответственно расписаны действия каждого члена экипажа на всех участках траектории. В обязанности правого летчика входила уборка шасси и закрылков, последних – в два этапа. Вначале с взлетного положения 20 градусов при достижении определенной скорости – до 10 градусов, а затем, после разгона самолета, с разрешения командира экипажа – полностью.

Когда командиром экипажа был летчик-испытатель ОКБ Борис Веремей, летчик-испытатель НИИ ВВС Борис Львов находился на месте правого летчика и четко выполнил все предписания задания по уборке закрылков. Сложный взлет с одним работающим двигателем был выполнен успешно. И летно-методический совет ЛИиДБ ОКБ Туполева принимает решение на выполнение второго (сдаточного) полета. 30 июня 1974 года в кресле командира экипажа находился уже Борис Львов, а на месте второго летчика – Борис Веремей, который сразу после уборки шасси, не дождавшись разгона самолета до заданной скорости, без разрешения командира доложил: «Шасси убрались, прибираю закрылочки на 10». Самолет весом 115 тонн с убранным шасси выходит на угол атаки, превышающий допустимый. Включается предупреждающая экипаж световая и звуковая сигнализация автоматического указателя угла атаки, скольжения и перегрузки (АУАСП), располагавшегося на приборной доске левого пилота. Веремей, не понимая, что происходит, и не ставя в известность командира, убирает закрылки полностью, усугубляя и без того сложную ситуацию. Самолет выходит на закритический угол атаки, начинает падать скорость. Львов, увидев это по АУАСП и осознав, что закрылки убраны полностью, кричит: «Закрылки 10». На что Веремей отвечает: «Закрылки 10 были, какого х…надо».

Самолет с высоты 130 метров начал парашютировать с углом тангажа 17 градусов и пошел к земле с двигателем, работавшим на полном форсаже. Львов в этой ситуации проявил огромное самообладание и мастерство, не допустил сваливания самолета на крыло и тем самым спас экипаж. Снижаясь на луг, машина задела концами отклоняемого стабилизатора насыпной вал, а когда поползла по земле на фюзеляже, ударила крылом трактор. Летчики выключили двигатель, обесточили борт и повернули пожарный кран, но несмотря на принятые меры, разрушение хвостового оперения и заднего топливного бака привело к пожару, а столкновение с трактором – к отрыву половины крыла, улетевшего почти на 100 метров. Экипаж самостоятельно покинул горящий самолет, а подоспевшие спасатели оттащили кабину с записывающей аппаратурой.

С того времени прошло больше 45 лет, но до сих пор в ряде публикаций пытаются возложить вину за произошедшее на Львова. Кому-то выгодно и сегодня выгораживать туполевскую фирму. Однако его невиновность в той ситуации была полностью доказана после расшифровки самописцев.

Следует отметить, что выяснение «кто виноват» между специалистами НИИ ВВС и ОКБ Туполева происходило неоднократно. Достаточно вспомнить катастрофу Ту-134 в 1965 году на госиспытаниях в НИИ ВВС, когда неподалеку от Чкаловского машина вошла в пике с высоты около 10 тысяч метров. Погибли все находившиеся на борту восемь человек. Тогда военные сумели защитить свою честь и достоинство, а промышленники до сих пор пытаются выгородить свою фирму. Впрочем, подобных примеров, особенно заканчивавшихся не столь трагически, много.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvpEV
YouDo: http://remont.youdo.com/interior/rooms/kitchen/size/diz/20m/, лучшие цены по ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/omsk/zakazgazeli/: смотреть здесь.
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/repair/bathroom/geo/korolev/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer