Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет или жизнь


17 декабря 2019 года Николай Якубович, Военно-промышленный курьер


Жизнь летчика-испытателя полна сюрпризов – и вызванных внешними условиями, и рукотворных, возникающих зачастую из элементарных ошибок членов экипажа. Но командир отвечает за все, и в любой ситуации ответственность именно на нем. На счету Бориса Львова, заслуженного летчика-испытателя СССР, две совершенно невероятные посадки.

Як для химической войны

Осенью 1963 года в Энгельсе, где находилось одно из управлений НИИ ВВС, испытывался самолет – распылитель химического оружия Як-28СР, созданный в соответствии с февральским 1962 года постановлением правительства и ЦК КПСС на базе бомбардировщика Як-28Л. Машина предназначалась для распыления жидких и порошкообразных отравляющих веществ с малых высот.

Предусматривались два варианта контейнеров: для жидких и порошкообразных отравляющих веществ, вмещавших соответственно 1740 литров и 600 килограммов. И тот и другой вместе с устройствами распыления подвешивались под крылом на узлах крепления дополнительных топливных баков. Не исключалась возможность использовать машину и в качестве бомбардировщика.

“Львов не допустил сваливания самолета на крыло и тем самым спас экипаж”

Заводские испытания Як-28СР начались 16 августа 1963 года. Осенью самолет передали на совместные госиспытания, продолжавшиеся с 16 сентября по 5 ноября в Энгельсе на базе 10-го управления НИИ ВВС. При этом на самолете Як-28СР определялись боевые возможности, а на Як-28Л – летно-технические характеристики с наружной подвеской контейнеров.

В полете 1 октября произошло непредвиденное – на высоте 90 метров и приборной скорости 830 километров в час самолет столкнулся со стаей птиц, попавших в лобовое стекло кабины. Из-за деформации козырька разрушилось боковое остекление. Получив сильнейшие травмы лица и почти ничего не видя, майор Львов по командам штурмана сумел вывести машину к аэродрому и произвести благополучную посадку.

Несмотря на летное происшествие, в предварительном заключении акта по результатам испытаний было отмечено, что Як-28СР можно рекомендовать для принятия на вооружение ВВС. В то же время отмечалось, что навигационное оборудование с системой «Лотос» не обеспечивало выход самолета в заданную точку и желательно оборудовать машину радиолокационным прицелом «Инициатива» и радиовысотомером малых высот. Требовалось увеличить прочность лобового стекла и доработать катапультные кресла для безопасного покидания самолета на малых высотах. Судя по всему, именно после этого случая на Як-28 стали монтировать клинообразные козырьки фонарей кабин летчиков по типу разведчика Як-28Р. В заключении по результатам испытаний специалисты НИИ ВВС отметили также неудовлетворительный обзор из кабины штурмана из-за установленной аппаратуры «Лотос», что исключало детальное ориентирование, отыскивание цели и построение маневра на распыление, особенно на малых высотах.

Самолет отправили на доработку, и 18 октября 1964 года Як-28СР снова перегнали в Энгельс, где в ходе заводских испытаний до 23 декабря были выполнены 22 полета. Система распыления работала нормально во всем диапазоне заданных высот и скоростей. Последовавшие государственные испытания завершились в 1965 году с положительным результатом, но сведений о серийном выпуске или доработках уже построенных машин в вариант распылителя обнаружить не удалось.

Ту-22М: где были закрылки

Николай Мешальников, в свое время ведущий инженер-испытатель НИИ ВВС, рассказывал: для Ту-22М1 было разработано задание на продолженный взлет при имитации отказа двигателя на разбеге, соответственно расписаны действия каждого члена экипажа на всех участках траектории. В обязанности правого летчика входила уборка шасси и закрылков, последних – в два этапа. Вначале с взлетного положения 20 градусов при достижении определенной скорости – до 10 градусов, а затем, после разгона самолета, с разрешения командира экипажа – полностью.

Когда командиром экипажа был летчик-испытатель ОКБ Борис Веремей, летчик-испытатель НИИ ВВС Борис Львов находился на месте правого летчика и четко выполнил все предписания задания по уборке закрылков. Сложный взлет с одним работающим двигателем был выполнен успешно. И летно-методический совет ЛИиДБ ОКБ Туполева принимает решение на выполнение второго (сдаточного) полета. 30 июня 1974 года в кресле командира экипажа находился уже Борис Львов, а на месте второго летчика – Борис Веремей, который сразу после уборки шасси, не дождавшись разгона самолета до заданной скорости, без разрешения командира доложил: «Шасси убрались, прибираю закрылочки на 10». Самолет весом 115 тонн с убранным шасси выходит на угол атаки, превышающий допустимый. Включается предупреждающая экипаж световая и звуковая сигнализация автоматического указателя угла атаки, скольжения и перегрузки (АУАСП), располагавшегося на приборной доске левого пилота. Веремей, не понимая, что происходит, и не ставя в известность командира, убирает закрылки полностью, усугубляя и без того сложную ситуацию. Самолет выходит на закритический угол атаки, начинает падать скорость. Львов, увидев это по АУАСП и осознав, что закрылки убраны полностью, кричит: «Закрылки 10». На что Веремей отвечает: «Закрылки 10 были, какого х…надо».

Самолет с высоты 130 метров начал парашютировать с углом тангажа 17 градусов и пошел к земле с двигателем, работавшим на полном форсаже. Львов в этой ситуации проявил огромное самообладание и мастерство, не допустил сваливания самолета на крыло и тем самым спас экипаж. Снижаясь на луг, машина задела концами отклоняемого стабилизатора насыпной вал, а когда поползла по земле на фюзеляже, ударила крылом трактор. Летчики выключили двигатель, обесточили борт и повернули пожарный кран, но несмотря на принятые меры, разрушение хвостового оперения и заднего топливного бака привело к пожару, а столкновение с трактором – к отрыву половины крыла, улетевшего почти на 100 метров. Экипаж самостоятельно покинул горящий самолет, а подоспевшие спасатели оттащили кабину с записывающей аппаратурой.

С того времени прошло больше 45 лет, но до сих пор в ряде публикаций пытаются возложить вину за произошедшее на Львова. Кому-то выгодно и сегодня выгораживать туполевскую фирму. Однако его невиновность в той ситуации была полностью доказана после расшифровки самописцев.

Следует отметить, что выяснение «кто виноват» между специалистами НИИ ВВС и ОКБ Туполева происходило неоднократно. Достаточно вспомнить катастрофу Ту-134 в 1965 году на госиспытаниях в НИИ ВВС, когда неподалеку от Чкаловского машина вошла в пике с высоты около 10 тысяч метров. Погибли все находившиеся на борту восемь человек. Тогда военные сумели защитить свою честь и достоинство, а промышленники до сих пор пытаются выгородить свою фирму. Впрочем, подобных примеров, особенно заканчивавшихся не столь трагически, много.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvpEV
YouDo: http://remont.youdo.com/interior/rooms/kitchen/size/diz/20m/, лучшие цены по ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/omsk/zakazgazeli/: смотреть здесь.
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/repair/bathroom/geo/korolev/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer