С 1 января начнет действовать новый режим закупок, наделяющий правительство исключительным правом регулировать в рамках импортозамещения заказы на приобретение судов стоимостью более 2 млрд руб., самолетов — 1 млрд руб., вертолетов — 400 млн руб., заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, законопроект направлен в Федеральное собрание и должен быть принят конца года. Действие закона распространяется на госкорпорации, компании с госдолей свыше 50% и их дочерние структуры. Господин Рогозин отметил, что «процесс касается всех — и “Газпрома”, и НОВАТЭКа, и других». В случае с НОВАТЭКом (основные владельцы — Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко) «также будет осуществляться работа», поскольку компания «в любом случае пользуется самой разной господдержкой». «Фактически некоторая самостоятельность, самостийность отдельных заказчиков будет отрегулирована правительством»,— пояснил Дмитрий Рогозин.
Представитель Минэкономики сообщил “Ъ”, что речь идет о поправках к 223-ФЗ о закупках госкомпаний. «Риски лоббистских явлений или коррупции исключены, поскольку рассмотрением вопроса о возможности закупки техники займется коллегиальный орган — правительственная комиссия по импортозамещению»,— добавили в министерстве. В Минфине “Ъ” сообщили, что поддерживают позицию Дмитрия Рогозина, при этом лимиты закупок пока не определены и будут зафиксированы в правительственном акте.
В «Аэрофлоте» на запрос “Ъ” не ответили. По данным “Ъ”, на 2018 год авиакомпания уже заключила лизинговые договоры на ввоз 31 иностранного самолета. С этого же года Минпромторг планирует ужесточить правила беспошлинного ввоза в ЕАЭС иностранных самолетов, отменив льготный режим уплаты НДС (см. “Ъ” от 30 августа), против чего выступает «Аэрофлот». Иностранную морскую технику используют «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть» для обслуживания проектов на Сахалине и в Арктике. Суда для этих проектов фрахтуются по долгосрочным контрактам, в том числе у «Совкомфлота». В «Совкомфлоте» “Ъ” сообщили, что действующие в компании процедуры предусматривают при прочих равных условиях отдавать приоритет российским судостроительным предприятиям. Общая стоимость судов, построенных компанией за последние годы в России, составила около $1 млрд.
Собеседники “Ъ” в нефтегазовой отрасли считают этот законопроект продолжением истории вокруг проблемы загрузки будущих мощностей суперверфи «Звезда», которую «Роснефть» строит на Дальнем Востоке. «Никто в принципе не против заказывать в России, но нужно обеспечить конкурентоспособность и просто техническую возможность строительства таких сложных судов. Пока этого нет, никто добровольно не будет подвергать риску многомиллиардные проекты»,— говорит один из источников “Ъ”. «Можно хоть всю страну застроить новыми верфями, но строить суда в России все равно будет дороже, чем в Хорватии, Турции, Китае и даже Южной Корее»,— сказал один из опрошенных “Ъ” судостроителей. Влияют и вполне объективные факторы: холодные зимы вынуждают нести более высокие затраты на свет и отопление. «С другой стороны, судостроительная отрасль почти во всем мире поддерживается своими правительствами, будь то Китай, Корея или США. Поэтому надо искать компромисс»,— отмечает руководитель одного из судостроительных заводов северо-запада РФ.
Юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиулин полагает, что согласование закупок дорогой техники должно осуществляться на стадии определения параметров инвестпроекта, в рамках которого техника будет работать. Он отмечает также, что если заказчику выгоднее заключить договор с определенной компанией, пусть даже иностранной, он будет добиваться согласования инвестпроекта на своих условиях. Господин Сафиулин считает, что законопроект в большей степени направлен на контроль закупок морских судов, отличающихся высокой стоимостью, прежде всего СПГ-танкеров для проектов НОВАТЭКа на Ямале.
Представитель Минэкономики сообщил “Ъ”, что речь идет о поправках к 223-ФЗ о закупках госкомпаний. «Риски лоббистских явлений или коррупции исключены, поскольку рассмотрением вопроса о возможности закупки техники займется коллегиальный орган — правительственная комиссия по импортозамещению»,— добавили в министерстве. В Минфине “Ъ” сообщили, что поддерживают позицию Дмитрия Рогозина, при этом лимиты закупок пока не определены и будут зафиксированы в правительственном акте.
В «Аэрофлоте» на запрос “Ъ” не ответили. По данным “Ъ”, на 2018 год авиакомпания уже заключила лизинговые договоры на ввоз 31 иностранного самолета. С этого же года Минпромторг планирует ужесточить правила беспошлинного ввоза в ЕАЭС иностранных самолетов, отменив льготный режим уплаты НДС (см. “Ъ” от 30 августа), против чего выступает «Аэрофлот». Иностранную морскую технику используют «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть» для обслуживания проектов на Сахалине и в Арктике. Суда для этих проектов фрахтуются по долгосрочным контрактам, в том числе у «Совкомфлота». В «Совкомфлоте» “Ъ” сообщили, что действующие в компании процедуры предусматривают при прочих равных условиях отдавать приоритет российским судостроительным предприятиям. Общая стоимость судов, построенных компанией за последние годы в России, составила около $1 млрд.
Собеседники “Ъ” в нефтегазовой отрасли считают этот законопроект продолжением истории вокруг проблемы загрузки будущих мощностей суперверфи «Звезда», которую «Роснефть» строит на Дальнем Востоке. «Никто в принципе не против заказывать в России, но нужно обеспечить конкурентоспособность и просто техническую возможность строительства таких сложных судов. Пока этого нет, никто добровольно не будет подвергать риску многомиллиардные проекты»,— говорит один из источников “Ъ”. «Можно хоть всю страну застроить новыми верфями, но строить суда в России все равно будет дороже, чем в Хорватии, Турции, Китае и даже Южной Корее»,— сказал один из опрошенных “Ъ” судостроителей. Влияют и вполне объективные факторы: холодные зимы вынуждают нести более высокие затраты на свет и отопление. «С другой стороны, судостроительная отрасль почти во всем мире поддерживается своими правительствами, будь то Китай, Корея или США. Поэтому надо искать компромисс»,— отмечает руководитель одного из судостроительных заводов северо-запада РФ.
Юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиулин полагает, что согласование закупок дорогой техники должно осуществляться на стадии определения параметров инвестпроекта, в рамках которого техника будет работать. Он отмечает также, что если заказчику выгоднее заключить договор с определенной компанией, пусть даже иностранной, он будет добиваться согласования инвестпроекта на своих условиях. Господин Сафиулин считает, что законопроект в большей степени направлен на контроль закупок морских судов, отличающихся высокой стоимостью, прежде всего СПГ-танкеров для проектов НОВАТЭКа на Ямале.