Весь вопрос в деталях этого объединения. Я так понимаю, что «Иркут», ГСС и ОАК перейдeт на единую акцию, и все они будут акционированы как ОАК. Произойдет полное слияние этих структур.
Последствия могут быть такие, что влияние ОАК на те проекты, которые вели ГСС и «Иркут», усилится. То есть если до сих пор эти единицы были достаточно автономны и в управлении, и в финансировании, и в продажах — да, это все реализовывалось в рамках ОАК, однако многие решения по проектам они принимали самостоятельно, — то теперь полное управление перейдет в ОАК. Это с одной стороны.
С другой стороны, это чуть ли единственные боевые единицы, которые в составе ОАК имеют современные конкурентоспособные и востребованные продукты, в том числе перспективные, и могут генерировать и генерируют прибыль. Соответственно, полное их слияние с ОАК повысит капитализацию последней, что сделает ее более привлекательной для инвесторов. Причем как с точки зрения ее возможной будущей приватизации, так и с точки зрения привлечения финансирования под проекты.
Сложно сказать, будет ли это позитивным шагом для отрасли, ведь, к сожалению, все зависит от человеческого фактора.
Может быть, ГСС и не помешает некое усиление внешнего управления, а вот «Иркут» является вполне самодостаточным и смог реализовать целую серию вполне успешных проектов: это и самолет Як-130, и Як-152 учебно-спортивный, который уже летает, самолет МС-21, который в этом году взлетел, огромный проект. То есть если ОАК будет столь же активной, компетентной и умной, то в целом для всего нашего авиапрома это будет положительным шагом.