Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилот не умел летать в темноте


28 августа 2017 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Как следует из представленного Межгосударственным авиакомитетом (МАК) отчета о расследовании катастрофы вертолета Ми-8Т авиакомпании «Скол» в ЯНАО, экспертам пришлось разбираться сразу с двумя авиапроисшествиями, случившимися в районе вертолетной площадки «Ротор-40» под Уренгоем. Над ней в октябре 2016 года практически одновременно оказались два Ми-8Т с вахтовиками на борту. Обоим экипажам требовалась срочная дозаправка, но «Ротор» оказался скрыт в густом тумане. В итоге один из пилотов чудом посадил машину; другой, запаниковав, погубил себя и еще 18 человек.

21 октября два Ми-8Т ООО «Авиакомпания “Скол”» должны были доставить вахтовиков с аэродрома Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ) к расположенному примерно в трехстах километрах от него Сузунскому нефтегазовому месторождению (Красноярский край), а обратным рейсом — забрать нефтяников, направлявшихся уже на отдых.

Борты RA-25326 и RA-22869 под управлением командиров Александра Аскарова и Александра Додонкова отправились из Уренгоя примерно с получасовой разницей. Им предстояло сделать промежуточную посадку для дозаправки на расположенной точно посередине пути вертолетной площадке «Ротор-40». Обе машины, как сообщили их командиры по радиосвязи, «залились под крышки», а затем благополучно прибыли в Сузун.

Во время обратного перелета, который проходил уже в сумерках, и без того не лучшая погода окончательно испортилась: усилился снегопад, а нижняя граница облачности, заявленная на уровне 450 м, постепенно опускалась.

На полпути к «Ротору» командир RA-22869 вызвал на связь шедшего первым пилота Аскарова, который, по его расчетам, должен был начать в это время дозаправку. Тот ответил, что сесть на площадку не смог, поскольку «все закрыло» туманом, и он «крутится над факелом» (на площадке выжигали остатки газа).

Командир Аскаров также сообщил, что вынужден садиться при любом раскладе, поскольку в баках осталось 500 л топлива, которого не хватит на полет в Уренгой или возвращение в Сузун. Потратив около получаса на посадку, экипаж дозаправился и благополучно добрался до Уренгоя. Посадка этого вертолета на «Роторе» была квалифицирована расследователями как серьезный авиационный инцидент, произошедший из-за нарушения пилотом производственной дисциплины и отсутствия контроля за ним со стороны руководства «Скола».

Примерно в это же время командир Додонков, вертолет которого только подлетал к «Ротору», понял, что дозаправочная площадка для него теперь закрыта не только туманом, но и другим вертолетом. Несмотря на то что оставшихся у него 700 л топлива тоже не хватало до Уренгоя, командир решил продолжить рейс без дозаправки. Он доложил диспетчеру, что планирует прибыть в аэропорт в 20:10 по местному времени, а еще через несколько минут аудиозапись переговоров в его кабине оборвалась — на речевом самописце закончилась лента.

Дальнейшие события эксперты реконструировали уже по показаниям параметрического самописца. Ми-8Т, вместо того чтобы набрать расчетную высоту в 500 м, стал прижиматься к земле. Пилот, очевидно, стремился «поднырнуть» под облака, чтобы видеть поверхность. Из-за уменьшения скорости и высоты полета расход топлива вырос примерно втрое, и уже в 19:49 на приборной панели вертолета, как следует из расшифровки, загорелось табло «осталось топлива 300 л», свидетельствующее о том, что двигатели могут выключиться минут через 17–20.

Руководство летной эксплуатации Ми-8 предписывает в случае достижения аварийного уровня горючего «принять окончательное решение о месте посадки и произвести ее, не допуская полной выработки топлива». Александр Додонков, по мнению расследователей, начал искать площадку «в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения». Опустившись до 20–30 м, он стал совершать энергичные, но не обоснованные ситуацией маневры, резко разворачивая машину в обе стороны. В 20:08, как следует из отчета, Ми-8Т летел хвостом вперед. Экипаж в это время уже «не оказывал корректирующего воздействия на органы управления», что свидетельствовало о полной потере им «визуального контакта с землей и ориентировки в пространстве». Машина с задранным носом и сильным левым креном, оказавшись фактически в обратном штопоре, полетела по спирали вниз и ударилась о землю.

Несмотря на то что падение произошло с относительно небольшой высоты, энергии удару добавил так называемый эффект хлыста, появившийся в результате вращения машины. Три члена экипажа и 16 вахтовиков погибли мгновенно. Три пассажира, сидевшие в задней части отсека и, кстати, не пристегнутые ремнями, отделались травмами.

По мнению участников расследования, само решение командира Додонкова о ночном возвращении в Уренгой было необоснованно рискованным, поскольку ночные визуальные полеты над местностью, не имеющей световых ориентиров,— тайгой, тундрой, степью или пустыней — чреваты потерей ориентировки в пространстве. Отправляясь в обратный рейс, вертолетчик Додонков знал об ухудшении метеоусловий на площадке «Ротор-40» и должен был перенести полет на следующий день или как минимум продумать альтернативные варианты посадки на другие площадки. Однако за семь проведенных в Сузуне минут экипаж, по мнению комиссии, вообще не успел сделать никаких расчетов.

Александр Додонков, по мнению МАК, переоценил и свои профессиональные возможности. Полярный вертолетчик с огромным стажем (более 10 тыс. часов полетов), он практически не имел опыта ночных полетов и тем более — опыта поиска неосвещенной посадочной площадки с воздуха в условиях плохой видимости. Как установила комиссия, в 2015 году пилот Додонков летал в темноте всего полчаса и столько же — в 2016 году, за неделю до гибели. Вообще, как следует из отчета, ночные посадки в тайге разрешаются только командирам, имеющим ночной налет свыше 100 часов, не менее десятка ночных приземлений на тренировках, да и то при задействовании их в поисково-спасательных работах или для оказания срочной медицинской помощи.

Командир же Додонков привык летать в дневное время, визуально контролируя полет. Этим и объяснялось его стремление «поднырнуть» под облака. Подняться над ними и продолжить полет по авиагоризонту экипаж, по мнению близкого к расследованию источника “Ъ”, просто боялся, поскольку не имел опыта «приборного» полета. Подыскивая место для аварийной посадки, вертолетчики ориентировались лишь на показания барометрического и радиовысотомеров, а также на обычный карманный GPS-навигатор. Кстати, как показало проведенное моделирование полета, если бы экипаж после принятия решения о беспосадочном полете в Уренгой занял эшелон 1500 м и полетел к аэропорту с постоянной скоростью 220 км/час, оставшегося запаса топлива ему с лихвой хватило бы.


комментарии (1):

vertikalnyj      30/08/2017 [12:14:04]#1
Речь должна идти не столько о навыках КВС в ночном полете, сколько о навыках полете по приборам, т.е. экипаж не имел визуального контакта с землей, так как после взлета с Сузуна весь остальной полет осуществлялся именно по приборам, наступление темноты лишь усугубило ситуацию. В светлое время "аварийно" пробивать облачность ниже безопасных высот хоть и опасно но по крайне мере есть шанс увидеть землю раньше чем столкнуться с каким либо препятствием, а ночью и эти шансы уменьшаются при отсутствии световых ориентиров на местности. Имея твердые навыки в пилотировании по приборам экипаж все таки имеет шанс выполнить аварийное приземление на малой поступательной и вертикальной скорости при нулевой видимости, последствия такого приземления могли быть бы схожи с выездом автомобиля с трассы на скорости 50-60 км/ч, т.е поломки и опрокидования тут не избежать, но последствия от потери пространственной ориентировки и неуправляемого падения намного катастрофичнее. Минимум КВС был 120 Х 1500 при 10 000 часах налета (по моему 4000 на вертолете) это очень невысокий с точки зрения профессионализма минимум и говорит о том, что тренировкой КВС полетам по приборам руководство мягко говоря не придавало важного значения.













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBt57E
Бытовой ремонт: http://ekb.youdo.com/remont/door/protivpozharnye/ - отзывы.
Муж на час в районе метро Царицыно, смотреть http://remont.youdo.com/minor-repair/muzh-na-chas/geo/tsaritsino/.
Укладка газона, мастера: http://remont.youdo.com/building/landscaping/landshaftnye/gazon/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer