Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Чартерный кризис ставит перед Росавиацией неудобные вопросы


3 июля 2017 года Михаил Кувырко, Взгляд


Кризис на рынке чартерных перевозок в разгар курортного сезона стал еще одним симптомом недугов отечественной авиации. Предвидеть проблемы, к примеру, «ВИМ-Авиа», которая заявила гораздо больше чартеров, чем могла обслужить, было легко, но этого почему-то не случилось. Для предотвращения такой ситуации в дальнейшем уже предлагаются различные чрезвычайные меры.

В пятницу стало известно, что правительство России рассмотрит возможность субсидирования чартерных туристических перелетов внутри страны. Соответствующие рекомендации разработал комитет по экономической политике Совета Федерации, где полагают, что вложения окупятся в двукратном объеме за счет налогов с прибыли авиакомпаний.

«Сейчас минимальный парк – это всего четыре самолета. Как показала практика, это очень мало – должно быть как минимум восемь самолетов, из которых один-два должны стоять в резерве»

Каким будет вердикт кабмина, пока сказать трудно. В любом случае, повторимся, предложение касается только внутренних перелетов, при этом сами рекомендации были сформулированы еще в середине мая, то есть до того, как грянул чартерный кризис.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), из-за отмены или значительной задержки чартерных рейсов только одной авиакомпании – «ВИМ-Авиа» – в той или иной степени пострадали более 30 тысяч туристов. С 28 мая по 12 июня компания задержала 173 авиарейса (52 регулярных и 121 чартерный) более чем на два часа, а затем была вынуждена отказаться от значительной части чартеров, прежде всего в Болгарию и Турцию.

Замена им быстро нашлась: в болгарский Бургас туристов вызвалась отвезти компания Bulgaria Air, в Анталью – турецкий перевозчик Onur Air. Но уже очень скоро Bulgaria показала тот же уровень эффективности, что и «ВИМ-Авиа». В минувшие выходные около двух сотен российских туристов не могли вылететь из Бургаса в Санкт-Петербург на протяжении суток. 
Конечно, то, что болгарские чартеры работают не лучше наших, слабое утешение для тех, кто часами сидел в российских аэропортах, ожидая вылета. Негодуют и представители турбизнеса, их ситуация задела по-своему. «Даже сейчас, когда на отдых не улетели десятки тысяч людей, мы не услышали ни одного извинения от владельца компании Рашида Мурсекаева. До сих пор многие туристы думают, что в задержке их рейсов виноваты турагенты или туроператоры, которым они заплатили за отдых», – пояснил руководитель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян газете ВЗГЛЯД.

По мнению ряда туроператоров, которое приводит пресс-служба АТОР, сложившаяся ситуация требует кардинального решения вопроса о мере ответственности авиакомпании за срыв своих обязательств перед туристами и перед туроператорами как ее коммерческими партнерами. Некоторые эксперты даже говорят о необходимости формирования чартерными авиаперевозчиками аналогов резервных фондов персональной ответственности, которые существуют у туроператоров. «Ситуация, когда все риски, как юридические, так и финансовые, созданные перевозчиком, де-факто перекладываются на туроператоров, как ответственных за турпродукт, не может не оказывать негативного влияния на рынок», – резюмируют в АТОР.

С этой точкой зрения солидарен глава Ростуризма Олег Сафонов. «Надо обеспечить такие условия, чтобы своевременная отправка туристов к местам отдыха была гарантирована. Нужно усиление контроля рынка авиаперевозок и принятие мер регулятивного характера, которые повысят его стабильность в интересах потребителей», – заявил он в ходе последнего по времени заседания штаба по нормализации обстановки с задержкой рейсов.

Сама авиакомпания «ВИМ-Авиа» объясняет проблемы поздним возвратом самолетов из техобслуживания и «небывало высоким» ростом пассажиропотока, в частности, на курорты Турции, которые в нынешнем летнем сезоне снова открыты для массового отдыха россиян.

Кроме того, утверждается, что есть и общая проблема рынка – отток кадров: российских пилотов активно переманивают иностранные авиакомпании, прежде всего азиатские, суля им более высокие зарплаты.

Однако есть ряд альтернативных версий того, почему слабым звеном чартерной программы оказалась именно «ВИМ-Авиа». Прежде всего, налицо почтенный возраст ее бортов – 19,4 года. В целом ничего критичного в этом нет, но такие самолеты требуют больше времени на обслуживание и предполетную подготовку, чем молодой парк. Учитывая это обстоятельство, тот объем чартерной программы, который заявила компания в преддверии курортного сезона, выглядит наглой попыткой «сорвать банк».  

«Это вполне правдоподобная версия, – заявил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, к которому газета ВЗГЛЯД обратилась за комментариями. – Многие компании в летний сезон действительно пытаются урвать побольше и загрузиться по максимуму. Но есть и еще одна версия, которая вытекает из сообщения «ВИМ-Авиа» о том, что три ее самолета вовремя не вернулись с техобслуживания. Редко бывает, когда технические организации задерживают самолет. Если это произошло, то, скорее всего, просто не вовремя пришла оплата за ремонт. После зимы у «ВИМ-Авиа» мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше все просто посыпалось. Эта версия выглядит более предпочтительно еще и потому, что никто из других перевозчиков оперативно не подстраховал «ВИМ-Авиа». Это обычная практика, но, видимо, у «ВИМ-Авиа» и на это денег не было, а в долг возить никто не стал. Похоже, что деньги, полученные от туроператоров, просто ушли на ремонт самолетов, а перекредитоваться у банков не получилось».

Проблема усугубляется тем, что в истории авиакомпании это уже не первый случай, когда она фактически срывает чартерную программу. В 2007 году этот же перевозчик устроил незабываемое завершение отдыха сотням россиян, которые многие часы провели в заграничных аэропортах, дожидаясь, когда за ними прилетит самолет из Москвы. К тому, что чартеры постоянно опаздывают, все уже давно привыкли, но тогда задержки доходили до суток.

Точностью отправления рейсов «ВИМ-Авиа» не отличалась и после этого случая. Например, в прошлом году она заняла предпоследнее место по результатам исследования пунктуальности российских авиакомпаний РИА «Рейтинг», задержав 11,52% рейсов более чем на два часа (лидер рейтинга, для сравнения, имел по этому показателю всего 0,95% рейсов). Учитывая всё это, эксперты склонны винить регулятора рынка – Росавиацию – как минимум в недосмотре.
«Росавиация закрыла глаза, когда давала разрешения на выполнение чартеров «ВИМ-Авиа», – говорит Мкртчян. – То, что этот перевозчик позволяет себе подобные вольности, известно давно, но почему ему каждый раз дают допуски на чартеры? Почему им разрешили летать по 22 маршрутам, а не только по десяти, например, исходя из их технических возможностей? Почему за это до сих пор не понес ответственность ни один чиновник?»

«Такие ситуации порождает безнаказанность, – считает генеральный директор адлерского санатория «Знание» Дмитрий Богданов. – Один раз закрыть авиакомпанию за подобный бардак – и больше никто не рискнет такое делать».
Росавиация имеет полномочия контролировать финансовое состояние авиакомпаний и должна проводить мониторинг в этой сфере, напоминает Гусаров. «Во всяком случае, раньше ежеквартально появлялись рейтинги авиакомпаний, в котором они делились на четыре группы риска, – продолжает авиаэксперт. – Однако после банкротства «Трансаэро» информация об этом рейтинге перестала проникать в открытые источники, и я больше о нем не слышал. Поэтому история с «ВИМ-Авиа» – это основание провести проверку, в состоянии ли компании выполнять взятые на себя обязательства по чартерам и другим летным программам. В первую очередь, это вопрос безопасности полетов. Для этого и существует Росавиация, чтобы комплексно оценить авиакомпанию и ответить, способна ли она выполнить взятые на себя обязательства».

 В то же время Гусаров не согласен с идеей создания специального гарантийного фонда для чартерных рейсов, поскольку, по его мнению, это просто несправедливо. «Понятно, что отчисления в такие фонды будут делаться в соответствии с оборотами компаний, и крупные перевозчики будут платить больше, хотя они по определению надежнее. Таким образом, крупные компании будут страховать бизнес мелких и ненадежных. Это напоминает принцип страхования банковских вкладов, но проблема в том, что у авиакомпаний, как правило, нет никаких активов – самолеты находятся в лизинге, а другого серьезного имущества у них нет. Поэтому создавать систему коллективной ответственности, точнее, круговой поруки – это значит паразитировать на бизнесе крупных авиакомпаний. Это лишь будет стимулировать ненадежные компании действовать по принципу: если что, за нас заплатят. Вообще, создать механизмы защиты от финансовых проблем у авиакомпаний невозможно, и какая из них будет следующей, предсказать очень сложно. Авиакомпания может оказаться в сложном положении по самым разным причинам».

Мкртчян также считает, что для недопущения таких эксцессов нужно создавать не какой-то специальный фонд, а просто гарантировать наличие реального, не фиктивного резервного парка самолетов у авиакомпаний, выполняющих чартерные рейсы. «Неплохо бы подумать и о дальнейшем укрупнении авиакомпаний, потому что сейчас минимальный парк – это всего четыре самолета. Как показала практика, это очень мало – должно быть как минимум восемь самолетов, из которых один–два должны стоять в резерве», – говорит Мкртчян.

В то же время глава сети турагентств отмечает еще одну, более фундаментальную проблему, которая создала почву для нынешнего кризиса, – отсутствие полетов в Египет. Чартеры на египетские курорты обеспечивали многим авиакомпаниям круглогодичную загрузку, но после запрета полетов в эту страну на рынке возникла диспропорция: летом на самолеты повышенный спрос, а зимой многие из них стоят на земле, поскольку такие направления, как ОАЭ или Вьетнам, не компенсируют выбывший Египет. Эта точка зрения пересекается с версией о том, что перед началом сезона у «ВИМ-Авиа» просто не хватило денег на ремонт. «В отсутствие Египта не получается полноценная круглогодичная перевозка. Поэтому и пилоты от нас уходят», – резюмирует Мкртчян.



комментарии (2):

koster      04/07/2017 [04:15:06]#1
Что все вм эти чартеры вцепились, не перевезли сегодня, перевезут завтра, а вот то что они регулярные рейсы задерживают , что то все молчат, до суток доходит, про мелочи задержка на 5-7 часов я уж не говорю У людей пропадают стыковки, билеты, и никто это не возместит. А вы всё про чартеры.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      04/07/2017 [13:39:52]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя koster от 04.07.2017 04:15
   
Что все вм эти чартеры вцепились, не перевезли сегодня, перевезут завтра, а вот то что они регулярные рейсы задерживают , что то все молчат, до суток доходит, про мелочи задержка на 5-7 часов я уж не говорю У людей пропадают стыковки, билеты, и никто это не возместит. А вы всё про чартеры.
Задержки регулярных рейсов были связаны прохождением грозового фронта над московским регионом. Что тут пережевывать. Это стихия. А вот ситуация с чартерами это иное -раздолбайство. И с этим надо что-то делать.













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП



Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBsqLK
Выравнивание потолка - http://remont.youdo.com/facing/ceiling/alignment/ тут.
Услуги мастеров: http://remont.youdo.com/building/roofing/stropily/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer