Моду на вертолеты бизнес-класса в России ввел премьер Дмитрий Медведев. С 2012 года он начал перемещаться на итальянском многоцелевом вертолете AgustaWestland АW139 — по мнению многих экспертов, лучшем в своем сегменте.
После Медведева эту машину стоимостью более $20 млн стали покупать другие политики и топ-менеджеры крупных компаний.
В авиапарке «РН-Аэрокрафт» — корпоративного перевозчика «Роснефти» — десять вертолетов этой модели. Для сравнения — всего в России таких летательных аппаратов 24. Также из люксовых бортов имеются два новейших AgustaWestland АW189.
По некоторым оценкам, их цена еще выше, чем у «любимых» вертолетов премьера. Общая страховая стоимость авиапарка «Роснефти» составляет 28 млрд руб., причем в дальнейшем она будет увеличиваться — только вертолетов модели АW189 «Роснефть» до 2025 года планирует закупить целых 150.
Первые лица государства и топ-менеджеры крупных компаний совсем недавно оценили преимущества такого вида транспорта, отмечает генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов. Поэтому рынок люксовых вертолетов будет бурно развиваться, считает эксперт: «За последние шесть-семь лет эта услуга начала пользоваться хорошим спросом. Круг заинтересованных лиц очень широкий — это и корпорации, большие серьезные компании, которые могут себе позволить такую технику, и частные владельцы. В России перспективы у этого рынка огромные. Например, вертолетов Bell-429, который стоит 8-10 млн руб., или Bell-407, цена которого 5 млн руб., в стране пара сотен. Но, по нашим расчетам, их может быть тысячи».
Затраты на обслуживание парка люксовых вертолетов соответствующие. В ближайшие пять лет за перевозку сотрудников и грузов «Роснефть» сторонними операторами будет платить минимум по 10,5 млрд руб. в год. Примерно такие же суммы будут уходить на содержание собственного парка.
Закупки люксовых вертолетов, а также затраты на их эксплуатацию и обслуживание ни для госслужащих, ни для госкорпораций законом никак не регулируются, рассказал «Коммерсантъ FM» заместитель гендиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов: «В системе нормирования даже для органов власти отсутствует упоминание вертолетов. На текущий момент эти объекты выпали из поля регулирования. Разве что есть оговорка о том, что если более 20% стоимости всех совокупных закупок за год приходятся именно на такие услуги, то тогда должна быть разработана система нормирования.
Но у крупных компаний и госкорпораций это гораздо меньшая сумма, потому что общий объем закупок у них гораздо выше».
Эксперты отмечают, что даже если чиновника или топ-менеджера госкомпании перевозит на своем вертолете дружественная структура, по российскому законодательству это не считается взяткой.
В 2014 году «Роснефть» объясняла, из чего складываются такие затраты на перелеты. По данным компании, собственно летный тариф и питание составляют лишь 5% от общей суммы расходов. Остальные средства уходят на «эксклюзивное обеспечение постоянной готовности вертолета к полету».
После Медведева эту машину стоимостью более $20 млн стали покупать другие политики и топ-менеджеры крупных компаний.
В авиапарке «РН-Аэрокрафт» — корпоративного перевозчика «Роснефти» — десять вертолетов этой модели. Для сравнения — всего в России таких летательных аппаратов 24. Также из люксовых бортов имеются два новейших AgustaWestland АW189.
По некоторым оценкам, их цена еще выше, чем у «любимых» вертолетов премьера. Общая страховая стоимость авиапарка «Роснефти» составляет 28 млрд руб., причем в дальнейшем она будет увеличиваться — только вертолетов модели АW189 «Роснефть» до 2025 года планирует закупить целых 150.
Первые лица государства и топ-менеджеры крупных компаний совсем недавно оценили преимущества такого вида транспорта, отмечает генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов. Поэтому рынок люксовых вертолетов будет бурно развиваться, считает эксперт: «За последние шесть-семь лет эта услуга начала пользоваться хорошим спросом. Круг заинтересованных лиц очень широкий — это и корпорации, большие серьезные компании, которые могут себе позволить такую технику, и частные владельцы. В России перспективы у этого рынка огромные. Например, вертолетов Bell-429, который стоит 8-10 млн руб., или Bell-407, цена которого 5 млн руб., в стране пара сотен. Но, по нашим расчетам, их может быть тысячи».
Затраты на обслуживание парка люксовых вертолетов соответствующие. В ближайшие пять лет за перевозку сотрудников и грузов «Роснефть» сторонними операторами будет платить минимум по 10,5 млрд руб. в год. Примерно такие же суммы будут уходить на содержание собственного парка.
Закупки люксовых вертолетов, а также затраты на их эксплуатацию и обслуживание ни для госслужащих, ни для госкорпораций законом никак не регулируются, рассказал «Коммерсантъ FM» заместитель гендиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов: «В системе нормирования даже для органов власти отсутствует упоминание вертолетов. На текущий момент эти объекты выпали из поля регулирования. Разве что есть оговорка о том, что если более 20% стоимости всех совокупных закупок за год приходятся именно на такие услуги, то тогда должна быть разработана система нормирования.
Но у крупных компаний и госкорпораций это гораздо меньшая сумма, потому что общий объем закупок у них гораздо выше».
Эксперты отмечают, что даже если чиновника или топ-менеджера госкомпании перевозит на своем вертолете дружественная структура, по российскому законодательству это не считается взяткой.
В 2014 году «Роснефть» объясняла, из чего складываются такие затраты на перелеты. По данным компании, собственно летный тариф и питание составляют лишь 5% от общей суммы расходов. Остальные средства уходят на «эксклюзивное обеспечение постоянной готовности вертолета к полету».