Единственным российским самолетом на выставке стал ближнемагистральный пассажирский SSJ-100 — и то он прибыл на выставку в раскраске мексиканского Interjet.
В итоге мексиканская компания осталась единственной, которая проявила явный интерес к SSJ-100. «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) анонсировали опцион Interjet на 10 машин, а также рассказали об интересе словенской авиакомпании Adria и китайских авиаперевозчиков. Речь идет о 12 и 10 самолетах соответственно, впрочем, это даже не опционы, а только переговоры.
Эксперты перспективы авиационного сотрудничества с КНР оценивают крайне скептически, намекая на то, что Китай больше заинтересован в развитии собственных проектов. Про китайский интерес к SSJ-100 говорят уже много лет, но дальше слов дело не идет, напоминает Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа.ру».
«Если другие привозят с салонов конкретные подписанные контракты, то мы часто привозим обещания, причем часто обещания, данные самим себе», — комментирует эксперт.
Остальные российские экспонаты, включая МС-21, участвовали в смотре лишь в виде макетов и рекламных проспектов.
Самым неудачным образом французский авиасалон 2017 года сложился для главы делегации «Рособоронэкспорта» Сергея Корнева. Вечером 21 июня в северном пригороде Парижа Сен-Дени на выезде из тоннеля на него напали грабители, разбили стекло автомобиля и, угрожая физической расправой, потребовали деньги и ценности. Корнев отделался незначительными травмами и смог уберечь документы, его водитель не пострадал.
Посольство России направило в МИД Франции ноту с требованием провести тщательное расследование инцидента. Сотрудники правоохранительных органов Франции задержали четверых подозреваемых.
Основная борьба за первенство по объему контрактов развернулась между американским концерном Boeing и его европейским конкурентом Airbus Group.
На «Ле Бурже – 2017» впервые за последние пять лет лидером по контрактам в гражданском авиапроме стал Boeing, получивший заказы на 571 самолет на общую сумму $75 млрд.
В числе прочего американский авиапроизводитель получил 361 заказ от 16 авиакомпаний на новый узкофюзеляжный 737 Max 10, который будет запущен в эксплуатацию только в 2020 году.
Airbus объявил, что заключил контракты на 114 самолетов, а также добился предварительных заказов еще на 182 воздушных судна. Его портфель заказов на «Ле Бурже» составил $40 млрд.
В сумме заказы обоих составили лишь $115 млрд, что серьезно уступает рекорду 2015 года ($130 млрд).
Компания Boeing также представила на салоне в Ле-Бурже свой прогноз мирового спроса на самолеты, улучшив его на ближайшие 20 лет — до более чем 41 тыс. единиц, а оценку рынка — до $6,1 трлн. Boeing также прогнозирует существенный рост на рынке авиакосмических сервисов, суммарный объем которых в ближайшие 10 лет, учитывая коммерческий и государственный секторы, составит $2,6 трлн.
Право «первой ночи» на МС-21
Российским авиакомпаниям до 2036 года понадобится не менее 885 самолетов, а спрос на рынке СНГ составит до 1230 машин, сообщил журналистам президент компании Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко.
«ОАК, как национальный производитель, будет иметь право «первой ночи» с российскими авиакомпаниями, но весь спрос они не покроют, — уверен Кравченко. — Наша главная задача — выиграть борьбу за остаток этого пирога с Airbus».
Президент ОАК Юрий Слюсарь был более оптимистичен. «Сегодняшний портфель заказов на самолеты семейства МС-21 составляет 175 машин. Этого достаточно для разворачивания серийного производства», — цитирует его RNS. Слюсарь отметил, что на МС-21 есть уже твердые контракты с авиакомпаниями Юго-Восточной Азии, Северной Африки, стран СНГ.
«Пока SSJ-100 свою эффективность не доказал, а начинать разговор о конкурентоспособности МС-21 можно будет не раньше чем через год, а то и два-три после начала коммерческой эксплуатации нового самолета», — отмечает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.
Первый пробный полет лайнера состоялся месяц назад. Поставка магистральных самолетов МС-21 «Аэрофлоту» запланирована на осень 2018 года.
Во время смотра вспомнили о много лет обсуждаемом проекте российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Интерес к нему Слюсарь отметил со стороны американских General Electric, Honeywell и французской Thales. Впрочем, большей конкретики по проблемному проекту не было.
Главный экспонат — аэромобиль
Посетителям «Ле Бурже» больше всего запомнился летающий автомобиль словацкой компании AeroMobi.
Как пишет издание L'OBS, внешне летающая машина выглядит как спортивный автомобиль: у нее четыре колеса, два сиденья, руль и при этом два крыла и авиационный двигатель.
Заявленная стоимость аэромобиля — от $1,2 млн. Производители уже принимают заказы, но предупреждают, что получить свой аэромобиль покупатели смогут не раньше 2020 года.