Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) во вторник утвердил вице-президента ОАК по транспортной авиации Алексея Рогозина генеральным директором ОАО «Ил». На этом посту Рогозин сменит Сергея Вельможкина, возглавлявшего «Ил» с 2015 года. При этом Рогозин сохранит за собой должность профильного вице-президента ОАК по транспортной авиации.
Как передает РИА «Новости», Рогозину-младшему предстоит консолидировать ключевые функции управления предприятиями на уровне головной корпорации и выстроить единый контур управления программами транспортной авиации.
Минобороны ждет еще 34 тяжелых «Ила»
Потребности Минобороны, похоже, останутся в фокусе внимания Рогозина-младшего и теперь – на посту в «Ильюшине». Еще при назначении в ОАК в марте источники «Ведомостей» в Минобороны назвали одной из главных его задач поставку одной из модификаций тяжелого самолета ИЛ-76, а точнее, военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. До сих пор завод «Авиастар-СП» (Ульяновск) поставил армии лишь пять таких машин, хотя по контракту к 2021-му, то есть уже через четыре года, армия должна получить 39 таких самолетов. В текущем году планируется выпустить еще пять машин. Общая стоимость контракта, подписанного еще в 2012 году, достигает 140 млрд рублей.
Как известно, «Ильюшин» создает не только военные, но и гражданские самолеты, а также обслуживает их после продажи. Кроме военных Ил-76 и Ил-112 он выпускает широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский Ил-96-300, турбовинтовой пассажирский Ил-114. Одна из ключевых целей, которая стоит теперь перед Рогозиным, – обеспечение потребностей Минобороны.
Сможет ли Рогозин сдвинуть сроки влево
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский не уверен, что Рогозину-младшему, несмотря на все его связи и лоббистский ресурс, удастся снизить опоздание с поставками тяжелого «Ила». «Здесь от личности ничего не зависит, а зависит от финансирования федеральной целевой программы и конкретно предприятий, которые получают средства по этой программе. Многие такие программы по срокам сдвигаются вправо, но, насколько я знаю, Минобороны не собирается снижать объем заказов. Оно ждет исполнения контрактов в полном объеме», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
«Контракт на 39 машин уже подписан с Минобороны, так что с финансированием вопрос, – возражает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Сейчас идет доводка Ил-76МД-90А, шлифовка. Длительный процесс армейских испытаний, фактических полевых испытаний, на практике – типа «надо вот этот рычажок в другое место перенести, а то он мешает» и так далее».
«При этом завод не останавливается, он продолжает выпускать самолеты высокой степени готовности. Как только машины будут приняты Минобороны, начнут их выпускать как пирожки. Пойдет без доработок по конкретной схеме. Заложенные в этом году самолеты только через два года будут сданы. Если по пять–шесть машин в год выпускать, то все будет нормально, к 2021 году они уложатся», – надеется Гусаров.
Чего ждут и военные, и гражданские
По каким критериям можно будет оценивать, справился ли Рогозин-младший со своей работой?
Внутри любой корпорации обычно разрабатываются целевые показатели, однако на «Иле» их очень много, оговорился Мураховский: «Если эти целевые показатели уместятся на 10 машинописных листов, я буду сильно удивлен». В число таких показателей входят не только сроки выполнения контрактов – как руководитель Рогозин теперь, скажем, несет ответственность и за коллектив, за уровень средней заработной платы, текучести кадров, получение квалификации.
«Кроме того, военные ждут от корпорации еще и Ил-112 – перспективный легкий транспортный пассажирский самолет, – добавил Мураховский. – Он должен пойти на замену советскому Ан-26. Но Минобороны не собирается финансировать его в одиночку в полном объеме. Военно-промышленная комиссия заявляет, что он нужен и этот проект будет развиваться, но требуется участие и гражданских заказчиков».
В течение ближайшего года ждем от «Ильюшина» первый полет самолета Ил-112, вторит ему и Гусаров. «Не думаю, что это можно будет записать в актив нового руководителя, потому что самолет уже собран на заводе, ждет доводки двигателей и должен полететь», – сказал он. Другое дело – модифицированный региональный самолет Ил-114 в российской сборке, который ожидается к 2020 году, то есть уже, предположительно, при Рогозине. «Я уверен, что самолет состоится, в том числе и как коммерческий», – признался эксперт.
Если говорить об «Иле» как о компании, то задача Алексея Рогозина как руководителя чисто менеджерская, считает Гусаров. «Ему нужно сделать так, чтобы весь механизм работал без сбоя. Чисто управленческая функция – все остальное за него сделают конструкторы. Для этого есть генеральный конструктор Николай Таликов, который обеспечивает всю техническую часть. Между прочим, по такому принципу были построены многие предприятия в Союзе. Например, Микоян практически сам не занимался конструированием. Он был прекрасным организатором, создавал условия коллективу, а конструктором был Гуревич – его партнер, поэтому их самолет и назывался «МиГ».
Военная династия или конфликт интересов
Как известно, Алексей Рогозин пришел год назад в департамент имущественных отношений Минобороны. До этого он три года проработал директором Алексинского химического комбината, а еще ранее трудился в производящей стрелковое оружие компании Orsis.
Тем временем партия «Яблоко» направила в Генпрокуратуру просьбу проверить Дмитрия Рогозина на конфликт интересов после назначения его сына Алексея в «Ил». По мнению партии, личная заинтересованность Рогозина, в обязанности которого входит курирование авиационно-космической отрасли и оборонно-промышленного комплекса, частью которого является ОАК и «Ил», может повлиять на надлежащее беспристрастное исполнение им своих обязанностей, сообщает РБК.
Тогда же Дмитрий Рогозин пояснил назначение сына. Рогозин напомнил, что принадлежит к «военной» династии. Так, его прапрадед Николай был генерал-майором русской армии и советником Врангеля. Прадед Борис, как цитировал вице-премьера «МК», являлся «и военным, и оборонщиком» и «за способности был назначен директором авиазавода в Советской России». По его стопам пошли и дед, и «батя» Рогозина: первый был «оборонщиком» и доцентом МАИ, второй – «военным ученым, генерал-лейтенантом». Учитывая то, что сам Рогозин также курирует ОПК, он назвал естественной новую должность сына, а также отметил, что, «видимо, пора определяться и внукам».
Хотелось бы, чтобы наши авиастроительные фирмы возглавляли люди, которые пришли надолго, мечтательно говорит Гусаров. «После Ильюшина многие годы «Ил» возглавлял Генрих Новожилов. Только после его отставки началась более частая смена руководителей. Но Новожилов до сих пор ходит на работу в качестве советника, хотя ему уже за 90 лет. Каждый день он на рабочем месте без опозданий. Это дело его жизни. Хотелось бы, чтобы такие люди пришли на руководящие посты», – подытожил эксперт.
Как передает РИА «Новости», Рогозину-младшему предстоит консолидировать ключевые функции управления предприятиями на уровне головной корпорации и выстроить единый контур управления программами транспортной авиации.
Минобороны ждет еще 34 тяжелых «Ила»
Потребности Минобороны, похоже, останутся в фокусе внимания Рогозина-младшего и теперь – на посту в «Ильюшине». Еще при назначении в ОАК в марте источники «Ведомостей» в Минобороны назвали одной из главных его задач поставку одной из модификаций тяжелого самолета ИЛ-76, а точнее, военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. До сих пор завод «Авиастар-СП» (Ульяновск) поставил армии лишь пять таких машин, хотя по контракту к 2021-му, то есть уже через четыре года, армия должна получить 39 таких самолетов. В текущем году планируется выпустить еще пять машин. Общая стоимость контракта, подписанного еще в 2012 году, достигает 140 млрд рублей.
Как известно, «Ильюшин» создает не только военные, но и гражданские самолеты, а также обслуживает их после продажи. Кроме военных Ил-76 и Ил-112 он выпускает широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский Ил-96-300, турбовинтовой пассажирский Ил-114. Одна из ключевых целей, которая стоит теперь перед Рогозиным, – обеспечение потребностей Минобороны.
Сможет ли Рогозин сдвинуть сроки влево
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский не уверен, что Рогозину-младшему, несмотря на все его связи и лоббистский ресурс, удастся снизить опоздание с поставками тяжелого «Ила». «Здесь от личности ничего не зависит, а зависит от финансирования федеральной целевой программы и конкретно предприятий, которые получают средства по этой программе. Многие такие программы по срокам сдвигаются вправо, но, насколько я знаю, Минобороны не собирается снижать объем заказов. Оно ждет исполнения контрактов в полном объеме», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
«Контракт на 39 машин уже подписан с Минобороны, так что с финансированием вопрос, – возражает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Сейчас идет доводка Ил-76МД-90А, шлифовка. Длительный процесс армейских испытаний, фактических полевых испытаний, на практике – типа «надо вот этот рычажок в другое место перенести, а то он мешает» и так далее».
«При этом завод не останавливается, он продолжает выпускать самолеты высокой степени готовности. Как только машины будут приняты Минобороны, начнут их выпускать как пирожки. Пойдет без доработок по конкретной схеме. Заложенные в этом году самолеты только через два года будут сданы. Если по пять–шесть машин в год выпускать, то все будет нормально, к 2021 году они уложатся», – надеется Гусаров.
Чего ждут и военные, и гражданские
По каким критериям можно будет оценивать, справился ли Рогозин-младший со своей работой?
Внутри любой корпорации обычно разрабатываются целевые показатели, однако на «Иле» их очень много, оговорился Мураховский: «Если эти целевые показатели уместятся на 10 машинописных листов, я буду сильно удивлен». В число таких показателей входят не только сроки выполнения контрактов – как руководитель Рогозин теперь, скажем, несет ответственность и за коллектив, за уровень средней заработной платы, текучести кадров, получение квалификации.
«Кроме того, военные ждут от корпорации еще и Ил-112 – перспективный легкий транспортный пассажирский самолет, – добавил Мураховский. – Он должен пойти на замену советскому Ан-26. Но Минобороны не собирается финансировать его в одиночку в полном объеме. Военно-промышленная комиссия заявляет, что он нужен и этот проект будет развиваться, но требуется участие и гражданских заказчиков».
В течение ближайшего года ждем от «Ильюшина» первый полет самолета Ил-112, вторит ему и Гусаров. «Не думаю, что это можно будет записать в актив нового руководителя, потому что самолет уже собран на заводе, ждет доводки двигателей и должен полететь», – сказал он. Другое дело – модифицированный региональный самолет Ил-114 в российской сборке, который ожидается к 2020 году, то есть уже, предположительно, при Рогозине. «Я уверен, что самолет состоится, в том числе и как коммерческий», – признался эксперт.
Если говорить об «Иле» как о компании, то задача Алексея Рогозина как руководителя чисто менеджерская, считает Гусаров. «Ему нужно сделать так, чтобы весь механизм работал без сбоя. Чисто управленческая функция – все остальное за него сделают конструкторы. Для этого есть генеральный конструктор Николай Таликов, который обеспечивает всю техническую часть. Между прочим, по такому принципу были построены многие предприятия в Союзе. Например, Микоян практически сам не занимался конструированием. Он был прекрасным организатором, создавал условия коллективу, а конструктором был Гуревич – его партнер, поэтому их самолет и назывался «МиГ».
Военная династия или конфликт интересов
Как известно, Алексей Рогозин пришел год назад в департамент имущественных отношений Минобороны. До этого он три года проработал директором Алексинского химического комбината, а еще ранее трудился в производящей стрелковое оружие компании Orsis.
Тем временем партия «Яблоко» направила в Генпрокуратуру просьбу проверить Дмитрия Рогозина на конфликт интересов после назначения его сына Алексея в «Ил». По мнению партии, личная заинтересованность Рогозина, в обязанности которого входит курирование авиационно-космической отрасли и оборонно-промышленного комплекса, частью которого является ОАК и «Ил», может повлиять на надлежащее беспристрастное исполнение им своих обязанностей, сообщает РБК.
Тогда же Дмитрий Рогозин пояснил назначение сына. Рогозин напомнил, что принадлежит к «военной» династии. Так, его прапрадед Николай был генерал-майором русской армии и советником Врангеля. Прадед Борис, как цитировал вице-премьера «МК», являлся «и военным, и оборонщиком» и «за способности был назначен директором авиазавода в Советской России». По его стопам пошли и дед, и «батя» Рогозина: первый был «оборонщиком» и доцентом МАИ, второй – «военным ученым, генерал-лейтенантом». Учитывая то, что сам Рогозин также курирует ОПК, он назвал естественной новую должность сына, а также отметил, что, «видимо, пора определяться и внукам».
Хотелось бы, чтобы наши авиастроительные фирмы возглавляли люди, которые пришли надолго, мечтательно говорит Гусаров. «После Ильюшина многие годы «Ил» возглавлял Генрих Новожилов. Только после его отставки началась более частая смена руководителей. Но Новожилов до сих пор ходит на работу в качестве советника, хотя ему уже за 90 лет. Каждый день он на рабочем месте без опозданий. Это дело его жизни. Хотелось бы, чтобы такие люди пришли на руководящие посты», – подытожил эксперт.