Как рассказал «Известиям» источник в авиационных кругах, российская сторона предложила государствам ЕАЭС рассмотреть возможность создания собственного органа по расследованию авиапроисшествий. На выработку единой позиции по данному вопросу может уйти не менее 3–4 лет. В случае положительного решения об учреждении новой евразийской авиационной структуры полномочия МАКа будут сильно сужены в РФ, Казахстане, Белоруссии, Армении и Киргизии.
В Минтрансе России эту информацию не подтвердили и не опровергли.
Представитель МАКа подтвердил «Известиям», что в организации знают о таком предложении, сделанном российским представителем на прошлой неделе в ходе предварительного обсуждения проекта дорожной карты по развитию воздушного сообщения в рамках ЕАЭС.
— Специалисты Межгосударственного авиационного комитета участвуют в работе Евразийской экономической комиссии при обсуждении авиационной дорожной карты и в курсе всех предложений, — отметил представитель МАКа.
Подробно комментировать инициативу российской стороны в МАКе сочли преждевременным.
По словам источника «Известий», остальные государства — члены ЕАЭС отнеслись скептически к этому российскому предложению.
— В странах ЕАЭС считают, что МАК в достаточной степени осуществляет свои функции как в части расследования авиационных происшествий, так и в других сферах своей деятельности, — отметил он.
Проект дорожной карты по развитию воздушного сообщения в рамках ЕАЭС будет обсуждаться 6 июня в Сочи на уровне министров транспорта государств. Документ включает в себя достаточно большое количество пунктов, в том числе в части гармонизации воздушного законодательства, устранения недобросовестной конкуренции, согласования тарифной политики авиаперевозчиков. Российское предложение о создании нового органа по расследованию авиапроисшествий также должно стать частью рабочей повестки этого совещания.
По мнению независимого эксперта Сергея Детёнышева, объективных оснований для создания новой структуры в настоящее время не видно.
Как известно, ранее у МАКа уже были отобраны российской стороной функции по сертификации авиационной техники. Конфликт между российскими структурами и МАКом возник осенью 2015 года после того, как глава авиакомитета Татьяна Анодина предприняла попытку запретить в России полеты самолетов Boeing 737. Это решение последовало вскоре после того, как Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта у авиакомпании «Трансаэро», основным собственником которой на тот момент являлся сын Татьяны Анодиной Александр Плешаков. В России посчитали эти два события взаимосвязанными.
Эксперт в сфере международного воздушного права Виталий Бордунов считает, что в МАКе работают компетентные специалисты. Все сложности работы этой организации он связывает с ее изначально двойственным правовым статусом на территории России.
— С одной стороны, МАК — это федеральный орган исполнительной власти РФ, ответственный за расследование авиационных происшествий. С другой стороны, это межгосударственная структура, не подотчетная России. Прецедентов создания аналогичных структур с нуля в мире пока нет. Если примут такое решение, то это будет совершенно новый путь.
МАК в настоящее время расследует все авиационные происшествия с воздушными судами государств — участников соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключенных с другими государствами. В МАКе утверждают, что основной принцип их системы расследования — это независимость, что соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и директиве европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий.
В Минтрансе России эту информацию не подтвердили и не опровергли.
Представитель МАКа подтвердил «Известиям», что в организации знают о таком предложении, сделанном российским представителем на прошлой неделе в ходе предварительного обсуждения проекта дорожной карты по развитию воздушного сообщения в рамках ЕАЭС.
— Специалисты Межгосударственного авиационного комитета участвуют в работе Евразийской экономической комиссии при обсуждении авиационной дорожной карты и в курсе всех предложений, — отметил представитель МАКа.
Подробно комментировать инициативу российской стороны в МАКе сочли преждевременным.
По словам источника «Известий», остальные государства — члены ЕАЭС отнеслись скептически к этому российскому предложению.
— В странах ЕАЭС считают, что МАК в достаточной степени осуществляет свои функции как в части расследования авиационных происшествий, так и в других сферах своей деятельности, — отметил он.
Проект дорожной карты по развитию воздушного сообщения в рамках ЕАЭС будет обсуждаться 6 июня в Сочи на уровне министров транспорта государств. Документ включает в себя достаточно большое количество пунктов, в том числе в части гармонизации воздушного законодательства, устранения недобросовестной конкуренции, согласования тарифной политики авиаперевозчиков. Российское предложение о создании нового органа по расследованию авиапроисшествий также должно стать частью рабочей повестки этого совещания.
По мнению независимого эксперта Сергея Детёнышева, объективных оснований для создания новой структуры в настоящее время не видно.
Как известно, ранее у МАКа уже были отобраны российской стороной функции по сертификации авиационной техники. Конфликт между российскими структурами и МАКом возник осенью 2015 года после того, как глава авиакомитета Татьяна Анодина предприняла попытку запретить в России полеты самолетов Boeing 737. Это решение последовало вскоре после того, как Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта у авиакомпании «Трансаэро», основным собственником которой на тот момент являлся сын Татьяны Анодиной Александр Плешаков. В России посчитали эти два события взаимосвязанными.
Эксперт в сфере международного воздушного права Виталий Бордунов считает, что в МАКе работают компетентные специалисты. Все сложности работы этой организации он связывает с ее изначально двойственным правовым статусом на территории России.
— С одной стороны, МАК — это федеральный орган исполнительной власти РФ, ответственный за расследование авиационных происшествий. С другой стороны, это межгосударственная структура, не подотчетная России. Прецедентов создания аналогичных структур с нуля в мире пока нет. Если примут такое решение, то это будет совершенно новый путь.
МАК в настоящее время расследует все авиационные происшествия с воздушными судами государств — участников соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключенных с другими государствами. В МАКе утверждают, что основной принцип их системы расследования — это независимость, что соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и директиве европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий.