Об этом говорится в обзоре "Рынок лизинга по итогам 2016 года: реактивное восстановление", подготовленном рейтинговым агентством "Эксперт РА" (есть у "Российской газеты"). В исследовании приняли участие 119 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых, по оценке агентства, составляет не менее 95 процентов рынка.
В 2016 году рынок лизинга (приобретение и передача имущества в аренду с правом выкупа. - "РГ") вырос на 36 процентов и составил 742 миллиарда рублей, фактически достигнув уровня 2011 года, говорится в обзоре. По оценке "Эксперт РА", столь существенный прирост лизинговый бизнес показал во многом за счет крупных сделок в конце 2016 года (в том числе за счет сделок с самолетами, железнодорожной техникой и водным транспортом). Помимо них, важным драйвером рынка выступил автолизинг, доля которого в автопродажах достигла 10 процентов, говорится в обзоре.
По оценке агентства, активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте, который вырос в 2016 году на 33 процента, до 375 миллиардов рублей. "Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 35 процентов", - отмечается в обзоре.
Кроме того, рост показали строительная и сельхозтехника, увеличившие доли на рынке до 7 и 3 процентов соответственно. Общее число лизинговых сделок в прошлом году выросло на 12 процентов (минимум 145 тысяч), средняя сумма сделки поднялась с 6,7 до 8,2 миллиона рублей, следует из обзора.
По базовому прогнозу "Эксперт РА" (со среднегодовыми ценами на нефть в 50 долларов за баррель и инфляцией не больше пяти процентов), объем нового бизнеса на рынке лизинга в 2017 году вырастет еще на 15 процентов. Таким образом, он составит около 850 миллиардов рублей, что станет рекордом с 2002 года (по стоимости имущества, переданного в лизинг без НДС).
По мнению аналитиков агентства, в частности, на авиализинг позитивно повлияет господдержка аренды российских самолетов, на автомобильный сегмент - перезапуск госпрограммы по льготному автолизингу и частичная реализация отложенного спроса. Росту же объема лизинг строительной и коммунальной техники поможет подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года, следует из обзора.
С 2018 года на дальнейшую динамику и структуру нового бизнеса влияние начнет оказывать реформа регулирования финансового лизинга, добавляют аналитики "Эксперт РА". Законопроект минфина о регулировании лизинговых компаний был опубликован в конце марта. Основными проблемами рынка ведомство в пояснительной записке к нему назвало отсутствие регулирования, низкую информационную прозрачность и слабо развитые системы риск-менеджмента.
Как пояснили "Российской газете" в пресс-службе ЦБ, участвовавшем в подготовке законопроекта, право на лизинговую деятельность получат лизинговые компании, банки, микрокредитные компании и иностранные юрлица. Предполагается установить минимальный размер собственных средств лизинговых компаний на уровне 70 миллионов или 20 миллионов рублей в зависимости от масштабов их деятельности. "Как и на других финансовых рынках, для лизинговых компаний будет введено саморегулирование", - отмечала пресс-служба регулятора. Законопроект может быть принят до конца 2017 года.
По мнению управляющего директора Национального рейтингового агентства Павла Самиева, после реформы рынка можно ожидать снижения числа лизинговых компаний. "Однако цель реформы должна быть не в этом, а в повышении прозрачности рынка, в уходе финансово неустойчивых игроков", - уточняет он. Новые правила игры на рынке не должны повлиять на прибыль лизинговых компаний, полагает Самиев.
Косвенной целью реформы может быть и продвижение лизинга продукции российских предприятий, не исключает советник по макроэкономике гендиректора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов. По его оценке, российская продукция сейчас доминирует только в лизинге железнодорожной техники, в авиасегменте ситуация обстоит противоположным образом. При этом, по мнению Хестанова, в ближайшие годы может вырасти передача в лизинг отечественной большегрузной техники.
В 2016 году рынок лизинга (приобретение и передача имущества в аренду с правом выкупа. - "РГ") вырос на 36 процентов и составил 742 миллиарда рублей, фактически достигнув уровня 2011 года, говорится в обзоре. По оценке "Эксперт РА", столь существенный прирост лизинговый бизнес показал во многом за счет крупных сделок в конце 2016 года (в том числе за счет сделок с самолетами, железнодорожной техникой и водным транспортом). Помимо них, важным драйвером рынка выступил автолизинг, доля которого в автопродажах достигла 10 процентов, говорится в обзоре.
По оценке агентства, активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте, который вырос в 2016 году на 33 процента, до 375 миллиардов рублей. "Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 35 процентов", - отмечается в обзоре.
Кроме того, рост показали строительная и сельхозтехника, увеличившие доли на рынке до 7 и 3 процентов соответственно. Общее число лизинговых сделок в прошлом году выросло на 12 процентов (минимум 145 тысяч), средняя сумма сделки поднялась с 6,7 до 8,2 миллиона рублей, следует из обзора.
По базовому прогнозу "Эксперт РА" (со среднегодовыми ценами на нефть в 50 долларов за баррель и инфляцией не больше пяти процентов), объем нового бизнеса на рынке лизинга в 2017 году вырастет еще на 15 процентов. Таким образом, он составит около 850 миллиардов рублей, что станет рекордом с 2002 года (по стоимости имущества, переданного в лизинг без НДС).
По мнению аналитиков агентства, в частности, на авиализинг позитивно повлияет господдержка аренды российских самолетов, на автомобильный сегмент - перезапуск госпрограммы по льготному автолизингу и частичная реализация отложенного спроса. Росту же объема лизинг строительной и коммунальной техники поможет подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года, следует из обзора.
С 2018 года на дальнейшую динамику и структуру нового бизнеса влияние начнет оказывать реформа регулирования финансового лизинга, добавляют аналитики "Эксперт РА". Законопроект минфина о регулировании лизинговых компаний был опубликован в конце марта. Основными проблемами рынка ведомство в пояснительной записке к нему назвало отсутствие регулирования, низкую информационную прозрачность и слабо развитые системы риск-менеджмента.
Как пояснили "Российской газете" в пресс-службе ЦБ, участвовавшем в подготовке законопроекта, право на лизинговую деятельность получат лизинговые компании, банки, микрокредитные компании и иностранные юрлица. Предполагается установить минимальный размер собственных средств лизинговых компаний на уровне 70 миллионов или 20 миллионов рублей в зависимости от масштабов их деятельности. "Как и на других финансовых рынках, для лизинговых компаний будет введено саморегулирование", - отмечала пресс-служба регулятора. Законопроект может быть принят до конца 2017 года.
По мнению управляющего директора Национального рейтингового агентства Павла Самиева, после реформы рынка можно ожидать снижения числа лизинговых компаний. "Однако цель реформы должна быть не в этом, а в повышении прозрачности рынка, в уходе финансово неустойчивых игроков", - уточняет он. Новые правила игры на рынке не должны повлиять на прибыль лизинговых компаний, полагает Самиев.
Косвенной целью реформы может быть и продвижение лизинга продукции российских предприятий, не исключает советник по макроэкономике гендиректора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов. По его оценке, российская продукция сейчас доминирует только в лизинге железнодорожной техники, в авиасегменте ситуация обстоит противоположным образом. При этом, по мнению Хестанова, в ближайшие годы может вырасти передача в лизинг отечественной большегрузной техники.