Сегодня в Тушинском районном суде Москвы состоялось заседание по иску 45-летней стюардессы авиакомпании «Аэрофлот» Ирины Иерусалимской к работодателю. Она просила признать недействительным п. 7.1 внутреннего акта — «Требования к членам кабинного экипажа». В нем указаны критерии для стюардесс: рост 160–175 см и размер одежды 42–48. Из-за несоответствия требованиям стюардессу перевели на менее оплачиваемые рейсы. Истица требовала 1 млн руб. в качестве компенсации морального вреда.
Ирина Иерусалимская проработала более 26 лет в гражданской авиации, в «Аэрофлот» пришла в 1998 году. По ее словам, в 2015 году ее перестали ставить на зарубежные рейсы, за которые шла прибавка к зарплате, зато все больше стали появляться ночные и утренние рейсы — самые тяжелые. А в марте этого года ее сняли с должности старшего бортпроводника. «Это моральные унижения, но при этом я еще теряю деньги. Мне бывает не на что кормить семью»,— сообщила в суде стюардесса.
Представитель авиакомпании указал судье, что истица пропустила процессуальные сроки подачи жалобы, а также заявил, что стюардесса подписывала требования к кабинным экипажам и знала об их содержании. В качестве подтверждения он показал ее подпись. По его словам, предъявляемые к бортпроводникам требования объективны, так как экипаж работает на воздушном судне «с ограниченным пространством». «Повышенные габариты тела препятствуют быстрому передвижению проводника по салону, не позволяют легко разойтись с пассажиром, затрудняют выполнение функций по закрытию и открытию полок, а также вход и выход из самолета»,— заявил представитель «Аэрофлота», добавив, что во время эвакуации также могут возникнуть сложности: если стюардесса не сможет залезть на плот при аварийной посадке на воду, то будет она не в силах оказать содействие другим пассажирам. Он также подчеркнул, что худые стюардессы позволяют экономить топливо. Так, по его словам, ряд авиакомпаний, в частности индийские, китайские и узбекские, устанавливают ограничения по весу бортпроводников. Технические службы «Аэрофлота» подсчитали, что лишний килограмм веса на борту самолета приводит к дополнительному расходу топлива стоимостью 800 руб. в год. Еще одним аргументом стал опрос пассажиров «Аэрофлота», которые сообщили, что им приятнее видеть стройных, молодых и красивых стюардесс. «Целью “Аэрофлота” является привлечение как можно большего числа пассажиров и удовлетворение их запросов, поэтому компания не может игнорировать их мнение»,— сообщил представитель «Аэрофлота».
В итоге судья встал на сторону авиакомпании и постановил отказать стюардессе в иске. Заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам ПАО «Аэрофлот» Владимир Александров сообщил ''Ъ'', что авиакомпания считает решение суда «справедливым, основанном на тщательном изучении обстоятельств дела и нормах закона». «Как мы неоднократно заявляли, никто из работников ''Аэрофлота'' не подвергается дискриминации, ведь основным нашим приоритетом является соблюдение прав пассажиров и сотрудников компании. Доводы истца по данному делу — неудавшаяся попытка дестабилизировать ситуацию внутри коллектива. Большая часть наших работников восприняли данный судебный процесс негативно, и поддержка с их стороны была крайне важна»,— сообщил господин Александров. Он подчеркнул, что «авиакомпания высоко оценивает деятельность бортпроводников и старается делать все возможное для улучшения их условий труда». «При этом авиакомпания и дальше будет предъявлять высокие требования к персоналу для максимального комфорта и безопасности пассажиров. Имидж и успех компании складывается в первую очередь за счет людей, которые в ней работают»,— пояснил господин Александров.
«Суд прошел очень быстро. И решение очень неожиданно для нас, мы в шоке,— сообщила “Ъ” руководитель независимого профсоюза “Шереметьевский профсоюз бортпроводников” (оказывает истице юридическую поддержку) Илона Борисова.— Причины, по которым судья принял такое решение, будут отражены в мотивировочной части. Она будет готова позже, может, дней через пять». Илона Борисова указала, что самолет сделан так, чтобы при эвакуации смогли легко выйти не только бортпроводники, но и пассажиры, среди которых есть люди совершенно разной комплекции. «Мы также ждали, что в суде будут предъявлены те самые требования к экипажам, но этого не произошло»,— указала госпожа Борисова. По ее словам, документ был принят в 2011 году, но применять его стали недавно. Всего, по словам Илоны Борисовой, новые правила ударили по 600 стюардессам, а всего в авиакомпании работает около 6–7 тыс. бортпроводников.
Ранее с аналогичным иском выступила другая стюардесса «Аэрофлота» Евгения Магурина. Она рассказала “Ъ”, что в 2011 году подписала бумагу об ознакомлении с новыми требованиями к экипажам, но сам документ ей не показывали. Летом прошлого года бортпроводников фотографировали, взвешивали и обмеряли для новой формы. После этого в графике работы госпожи Магуриной, у которой «уже давно» 52-й размер одежды, пропали зарубежные рейсы, из-за чего у нее упала зарплата. В январе этого года, когда она подала иск в суд, ее перестали ставить на должность старшего бортпроводника. Иск госпожи Магуриной к «Аэрофлоту» будет рассмотрен 21 апреля этого года.
На сайте авиакомпании размещен официальный комментарий по поводу скандальной ситуации со стюардессами: «Мотивы личной неприязни, тем более внешние данные или возраст работника как обоснование для лишения его части заработка исключены категорически». Авиакомпания утверждает, что не ограничивала бортпроводнице географию полетов, а заявление о существующей установке списывать «старых и страшных» не соответствует действительности: «В 2016 году медкомиссией к выполнению полетов допущены 98 бортпроводников пенсионного возраста и только четыре бортпроводника в возрасте от 56 до 60 лет и старше по состоянию здоровья не допущены». «Стюардессы национального перевозчика — визитная карточка страны. От того, как они выглядят, как обслуживают пассажиров, складывается первое впечатление и отношение к России»,— говорится в официальном сообщении компании.
Ирина Иерусалимская проработала более 26 лет в гражданской авиации, в «Аэрофлот» пришла в 1998 году. По ее словам, в 2015 году ее перестали ставить на зарубежные рейсы, за которые шла прибавка к зарплате, зато все больше стали появляться ночные и утренние рейсы — самые тяжелые. А в марте этого года ее сняли с должности старшего бортпроводника. «Это моральные унижения, но при этом я еще теряю деньги. Мне бывает не на что кормить семью»,— сообщила в суде стюардесса.
Представитель авиакомпании указал судье, что истица пропустила процессуальные сроки подачи жалобы, а также заявил, что стюардесса подписывала требования к кабинным экипажам и знала об их содержании. В качестве подтверждения он показал ее подпись. По его словам, предъявляемые к бортпроводникам требования объективны, так как экипаж работает на воздушном судне «с ограниченным пространством». «Повышенные габариты тела препятствуют быстрому передвижению проводника по салону, не позволяют легко разойтись с пассажиром, затрудняют выполнение функций по закрытию и открытию полок, а также вход и выход из самолета»,— заявил представитель «Аэрофлота», добавив, что во время эвакуации также могут возникнуть сложности: если стюардесса не сможет залезть на плот при аварийной посадке на воду, то будет она не в силах оказать содействие другим пассажирам. Он также подчеркнул, что худые стюардессы позволяют экономить топливо. Так, по его словам, ряд авиакомпаний, в частности индийские, китайские и узбекские, устанавливают ограничения по весу бортпроводников. Технические службы «Аэрофлота» подсчитали, что лишний килограмм веса на борту самолета приводит к дополнительному расходу топлива стоимостью 800 руб. в год. Еще одним аргументом стал опрос пассажиров «Аэрофлота», которые сообщили, что им приятнее видеть стройных, молодых и красивых стюардесс. «Целью “Аэрофлота” является привлечение как можно большего числа пассажиров и удовлетворение их запросов, поэтому компания не может игнорировать их мнение»,— сообщил представитель «Аэрофлота».
В итоге судья встал на сторону авиакомпании и постановил отказать стюардессе в иске. Заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам ПАО «Аэрофлот» Владимир Александров сообщил ''Ъ'', что авиакомпания считает решение суда «справедливым, основанном на тщательном изучении обстоятельств дела и нормах закона». «Как мы неоднократно заявляли, никто из работников ''Аэрофлота'' не подвергается дискриминации, ведь основным нашим приоритетом является соблюдение прав пассажиров и сотрудников компании. Доводы истца по данному делу — неудавшаяся попытка дестабилизировать ситуацию внутри коллектива. Большая часть наших работников восприняли данный судебный процесс негативно, и поддержка с их стороны была крайне важна»,— сообщил господин Александров. Он подчеркнул, что «авиакомпания высоко оценивает деятельность бортпроводников и старается делать все возможное для улучшения их условий труда». «При этом авиакомпания и дальше будет предъявлять высокие требования к персоналу для максимального комфорта и безопасности пассажиров. Имидж и успех компании складывается в первую очередь за счет людей, которые в ней работают»,— пояснил господин Александров.
«Суд прошел очень быстро. И решение очень неожиданно для нас, мы в шоке,— сообщила “Ъ” руководитель независимого профсоюза “Шереметьевский профсоюз бортпроводников” (оказывает истице юридическую поддержку) Илона Борисова.— Причины, по которым судья принял такое решение, будут отражены в мотивировочной части. Она будет готова позже, может, дней через пять». Илона Борисова указала, что самолет сделан так, чтобы при эвакуации смогли легко выйти не только бортпроводники, но и пассажиры, среди которых есть люди совершенно разной комплекции. «Мы также ждали, что в суде будут предъявлены те самые требования к экипажам, но этого не произошло»,— указала госпожа Борисова. По ее словам, документ был принят в 2011 году, но применять его стали недавно. Всего, по словам Илоны Борисовой, новые правила ударили по 600 стюардессам, а всего в авиакомпании работает около 6–7 тыс. бортпроводников.
Ранее с аналогичным иском выступила другая стюардесса «Аэрофлота» Евгения Магурина. Она рассказала “Ъ”, что в 2011 году подписала бумагу об ознакомлении с новыми требованиями к экипажам, но сам документ ей не показывали. Летом прошлого года бортпроводников фотографировали, взвешивали и обмеряли для новой формы. После этого в графике работы госпожи Магуриной, у которой «уже давно» 52-й размер одежды, пропали зарубежные рейсы, из-за чего у нее упала зарплата. В январе этого года, когда она подала иск в суд, ее перестали ставить на должность старшего бортпроводника. Иск госпожи Магуриной к «Аэрофлоту» будет рассмотрен 21 апреля этого года.
На сайте авиакомпании размещен официальный комментарий по поводу скандальной ситуации со стюардессами: «Мотивы личной неприязни, тем более внешние данные или возраст работника как обоснование для лишения его части заработка исключены категорически». Авиакомпания утверждает, что не ограничивала бортпроводнице географию полетов, а заявление о существующей установке списывать «старых и страшных» не соответствует действительности: «В 2016 году медкомиссией к выполнению полетов допущены 98 бортпроводников пенсионного возраста и только четыре бортпроводника в возрасте от 56 до 60 лет и старше по состоянию здоровья не допущены». «Стюардессы национального перевозчика — визитная карточка страны. От того, как они выглядят, как обслуживают пассажиров, складывается первое впечатление и отношение к России»,— говорится в официальном сообщении компании.