Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небесные партизаны


7 марта 2017 года Ирина Варламова, Российская газета


В Минтрансе предлагают разрешить малой авиации оказывать услуги авиатакси и воздушных экскурсионных туров. Для этого планируется вывести небесных "малышей" из авиации общего назначения (АОН) и создать новый сегмент коммерческого воздушного транспорта со своим сводом федеральных авиационных правил. Пилоты на юге России считают, что это будет большим шагом навстречу малой авиации, которая сейчас оказалась в воздушной яме.

Малыши в большом пролете

Ключевое изменение - владельцев самолетов малой авиации, желающих выполнять коммерческие полеты, перестанут заставлять регистрировать авиакомпанию и получать сертификат эксплуатанта. Но останутся требования к соблюдению всех норм, направленных на обеспечение безопасности полетов. Государство сохранит контроль и за финансовой деятельностью перевозчиков. Как и для большой авиации, должны остаться обязательными следующие основные документы: свидетельство летной годности на воздушное судно и коммерческого пилота, медицинский допуск, а также страховой полис на воздушное судно и на пассажиров.

- В Ростове-на-Дону до перестройки насчитывалось около трех тысяч пилотов, а сейчас их двадцать человек, - рассказывает доктор философских наук Вадим Цыганаш, пилот-любитель, исследующий вопросы регулирования АОН. - Число частных воздушных судов в стране, по разным подсчетам, колеблется от 2,5 до семи тысяч. Для сравнения: в США - 300 тысяч. В нашей стране массовость раньше давал ДОСААФ, где существовали временные правила постройки воздушных судов, а свидетельство летной годности (СЛГ) были заменены на разрешения на эксплуатацию, выдававшиеся по упрощенной методике на местах. Сейчас ДОСААФ резко снизил свою активность, что сказалось, в первую очередь, на подготовке летных кадров.

Сегодня ситуация такова, что владельцы легкомоторных самолетов живут по правилам большой авиации. А это все равно что заставить пилота болида ехать со скоростью пассажирского автобуса, в один голос говорят авиаторы. По их мнению, корень проблемы в несовершенстве нормативного регулирования.

Пилоты говорят о том, что в 2013 году был утвержден правительством РФ план действий органов исполнительной власти, направленных на развитие АОН. В нем предусматривалось изменение и упрощение действующего разрешительного законодательства, снижение административных барьеров для пилотов малой авиации. Однако, по данным Федерации легкой авиации, выполнено не более 30 процентов этих мероприятий. Причем менее всего чиновники обращают внимание на самые больные места: на упрощение получения свидетельства летной годности и расширение перечня доступных авиаработ.

- Развитие нормативно-правовой базы для малой авиации идет мучительно долго, а в части АОН и вовсе все делается по остаточному принципу, - считает пилот-инструктор свободного аэростата, член бюро ОО "Федерация воздухоплавания России" Сергей Баженов. - Многие формулировки в документах позволяют различное толкование, что приводит к конфликтам.

Есть где заработать

Самая большая претензия авиаторов в том, что у них отняли возможность заниматься бизнесом. В федеральном законе 1998 года "О государственном регулировании развития авиации" и Воздушном кодексе РФ сказано, что АОН - это гражданская авиация, не занимающаяся воздушными коммерческими перевозками.

- Сегодня принято считать, что малая авиации - это признак благополучия. Небедный человек летит на своем самолете с семьей по делам. Его доходы позволяют содержать и самолет, и обслуживающий персонал. Именно эта картинка, очевидно, легла в основу разработки требований к авиации общего назначения, - предполагает Вадим Цыганаш. - Однако реальность суровее. В связи с изменением курса валют расходы на содержание авиатехники выросли вдвое. Сегодня небедными можно назвать только небольшую часть авиаторов, в основной же массе пилот малой авиации - обычный россиянин со скромным доходом, и поддержание летной годности своих воздушных судов без использования их в экономической сфере буквально опустошает семейный бюджет авиаторов.

И это тем более обидно, потому что услуги, предоставляемые малой авиацией, достаточно востребованы.

- Например, авиахимработы выгодно заказывать именно пилотам легкой и сверхлегкой авиации. Только в АОН могут предложить наименьшую цену за выполнение таких работ. То же самое наблюдается и в других секторах экономики, не только в АПК, - рассказывает Вадим Цыганаш. - Воздушных судов бывших специализированных авиаподразделений Аэрофлота, ДОСААФа и авиафирм сейчас просто недостаточно, чтобы обеспечить все потребности российской экономики в авиационных работах. Согласно перечню эксплуатантов авиационных работ Росавиации РФ на 2016 год, в России 254 фирмы с сертификатом эксплуатанта, у которых имеется 1337 воздушных судов. Из них для наиболее распространенных видов авиаработ пригодно не более 400. В то же время малая авиация может предложить в любой момент года и немедленно до пяти тысяч исправных воздушных судов с подготовленными пилотами для большей части авиаработ. Они готовы работать с самыми мелкими заказчиками и малым объемом, вплоть до опыления поля 100 квадратных метров. Малую авиацию можно задействовать на праздниках, небольших местных шоу и авиаэкскурсиях с удалением до 50 километров от взлетно-посадочной полосы. Именно такой работы на региональных рынках больше всего. А объем этого рынка мог бы оцениваться в 12 - 15 миллиардов рублей ежегодно.

Однако сегодня картина такова, что экономической деятельностью официально занято не более 10 - 15 процентов АОН. В основном это пилоты вертолетов, наиболее дорогого вида воздушного транспорта (на содержание одной машины требуется порядка пяти миллионов рублей в год). Остальные не занимаются авиапромыслом, а если и ведут его, то нелегально.

Правила безопасности

Много времени и денег надо потратить на то, чтобы получить сертификат и свидетельства летной годности.

- Самый главный документ, подтверждающий исправность воздушного судна, - это свидетельство летной годности. Получить его достаточно сложно: вы просите транспортное управление направить документы на исследование в сертификационный центр, потом направляете в этот центр документы, их проверяют, приезжает летчик-испытатель, центр подписывает документы, отсылает их в транспортное управление, и там выдают СЛГ. Но если у вас ошибка, движение бумаг начинается вновь. Офисный работник, например, трудится 2400 часов в год, учитель - 1200 часов, а пилот только на одни бумаги каждый год тратит 300 - 500 часов своего времени. Когда же летать? - задается вопросом Сергей Баженов.

Значительно ужесточились после нескольких авиакатастроф и требования к безопасности полетов.

- Меры профилактики безопасности полетов и аварийности авиации общего назначения носит традиционно запретительный характер: увеличение штрафов и конфискация воздушных судов. За последние полгода в стране осуждены 14 летчиков. Число административных дел против пилотов измеряется сотнями. Пилоты не хотят лететь, опасаясь уголовного и административного преследования, - считает Вадим Цыганаш.

А пока пилоты с нетерпением ждут упрощения процедуры. Казалось бы, правила должны быть простыми и понятными.

По словам главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова, безусловно, надо решить эту проблему раз и навсегда и позволить подобный вид перевозок, иначе малая авиация развиваться в принципе не сможет.

Сергей Шевчук, пилот, установивший национальный рекорд на самый дальний перелет на одномоторном самолете (зарегистрирован в Книге Гиннесса):

- Отсутствует прозрачная схема получения СЛГ. Услуги, которые должно предоставлять государство, переадресовываются непонятным фирмам. Например, получить свидетельство в России стоит около 100 тысяч рублей на год. Мало кто может позволить себе платить такие деньги. Учитывая то, что в АОН коммерческое использование летательных аппаратов запрещено, непонятно, как оправдать эти затраты. Очень сложная обстановка с малыми аэродромами. Например, у меня в частном владении есть земля, на которой расположен аэродром. Сейчас я буду платить налог за землю - примерно миллион рублей в год. Или же ликвидировать аэродром, что, скорее всего, мне и придется сделать.


комментарии (1):

LRfP      10/03/2017 [19:28:54]#1
К сожалению, не верится во вдруг вспыхнувший патриотизм наших чиновников.Скорее, начало президентских выборов и разнарядка на "либеральность".
Насчёт 10-15 млрд....Возможно, и побольше будет эффект расширения экономики за счёт улучшения транспортной доступности.Вот только какому чиновнику важны эти миллиарды и вообще, по большому счёту, экономика России? Уж если не стыдно провозгласить:"Денег нет-но вы держитесь...", то и врят ли насчёт "мелкой авиации" расстараются. Да и "безопасность" наверняка ухудшится, а какие то миллиарды для жизни людей-(((













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjQPf
Смотрите: http://courier.youdo.com/food-delivery/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer