Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небесные партизаны


7 марта 2017 года Ирина Варламова, Российская газета


В Минтрансе предлагают разрешить малой авиации оказывать услуги авиатакси и воздушных экскурсионных туров. Для этого планируется вывести небесных "малышей" из авиации общего назначения (АОН) и создать новый сегмент коммерческого воздушного транспорта со своим сводом федеральных авиационных правил. Пилоты на юге России считают, что это будет большим шагом навстречу малой авиации, которая сейчас оказалась в воздушной яме.

Малыши в большом пролете

Ключевое изменение - владельцев самолетов малой авиации, желающих выполнять коммерческие полеты, перестанут заставлять регистрировать авиакомпанию и получать сертификат эксплуатанта. Но останутся требования к соблюдению всех норм, направленных на обеспечение безопасности полетов. Государство сохранит контроль и за финансовой деятельностью перевозчиков. Как и для большой авиации, должны остаться обязательными следующие основные документы: свидетельство летной годности на воздушное судно и коммерческого пилота, медицинский допуск, а также страховой полис на воздушное судно и на пассажиров.

- В Ростове-на-Дону до перестройки насчитывалось около трех тысяч пилотов, а сейчас их двадцать человек, - рассказывает доктор философских наук Вадим Цыганаш, пилот-любитель, исследующий вопросы регулирования АОН. - Число частных воздушных судов в стране, по разным подсчетам, колеблется от 2,5 до семи тысяч. Для сравнения: в США - 300 тысяч. В нашей стране массовость раньше давал ДОСААФ, где существовали временные правила постройки воздушных судов, а свидетельство летной годности (СЛГ) были заменены на разрешения на эксплуатацию, выдававшиеся по упрощенной методике на местах. Сейчас ДОСААФ резко снизил свою активность, что сказалось, в первую очередь, на подготовке летных кадров.

Сегодня ситуация такова, что владельцы легкомоторных самолетов живут по правилам большой авиации. А это все равно что заставить пилота болида ехать со скоростью пассажирского автобуса, в один голос говорят авиаторы. По их мнению, корень проблемы в несовершенстве нормативного регулирования.

Пилоты говорят о том, что в 2013 году был утвержден правительством РФ план действий органов исполнительной власти, направленных на развитие АОН. В нем предусматривалось изменение и упрощение действующего разрешительного законодательства, снижение административных барьеров для пилотов малой авиации. Однако, по данным Федерации легкой авиации, выполнено не более 30 процентов этих мероприятий. Причем менее всего чиновники обращают внимание на самые больные места: на упрощение получения свидетельства летной годности и расширение перечня доступных авиаработ.

- Развитие нормативно-правовой базы для малой авиации идет мучительно долго, а в части АОН и вовсе все делается по остаточному принципу, - считает пилот-инструктор свободного аэростата, член бюро ОО "Федерация воздухоплавания России" Сергей Баженов. - Многие формулировки в документах позволяют различное толкование, что приводит к конфликтам.

Есть где заработать

Самая большая претензия авиаторов в том, что у них отняли возможность заниматься бизнесом. В федеральном законе 1998 года "О государственном регулировании развития авиации" и Воздушном кодексе РФ сказано, что АОН - это гражданская авиация, не занимающаяся воздушными коммерческими перевозками.

- Сегодня принято считать, что малая авиации - это признак благополучия. Небедный человек летит на своем самолете с семьей по делам. Его доходы позволяют содержать и самолет, и обслуживающий персонал. Именно эта картинка, очевидно, легла в основу разработки требований к авиации общего назначения, - предполагает Вадим Цыганаш. - Однако реальность суровее. В связи с изменением курса валют расходы на содержание авиатехники выросли вдвое. Сегодня небедными можно назвать только небольшую часть авиаторов, в основной же массе пилот малой авиации - обычный россиянин со скромным доходом, и поддержание летной годности своих воздушных судов без использования их в экономической сфере буквально опустошает семейный бюджет авиаторов.

И это тем более обидно, потому что услуги, предоставляемые малой авиацией, достаточно востребованы.

- Например, авиахимработы выгодно заказывать именно пилотам легкой и сверхлегкой авиации. Только в АОН могут предложить наименьшую цену за выполнение таких работ. То же самое наблюдается и в других секторах экономики, не только в АПК, - рассказывает Вадим Цыганаш. - Воздушных судов бывших специализированных авиаподразделений Аэрофлота, ДОСААФа и авиафирм сейчас просто недостаточно, чтобы обеспечить все потребности российской экономики в авиационных работах. Согласно перечню эксплуатантов авиационных работ Росавиации РФ на 2016 год, в России 254 фирмы с сертификатом эксплуатанта, у которых имеется 1337 воздушных судов. Из них для наиболее распространенных видов авиаработ пригодно не более 400. В то же время малая авиация может предложить в любой момент года и немедленно до пяти тысяч исправных воздушных судов с подготовленными пилотами для большей части авиаработ. Они готовы работать с самыми мелкими заказчиками и малым объемом, вплоть до опыления поля 100 квадратных метров. Малую авиацию можно задействовать на праздниках, небольших местных шоу и авиаэкскурсиях с удалением до 50 километров от взлетно-посадочной полосы. Именно такой работы на региональных рынках больше всего. А объем этого рынка мог бы оцениваться в 12 - 15 миллиардов рублей ежегодно.

Однако сегодня картина такова, что экономической деятельностью официально занято не более 10 - 15 процентов АОН. В основном это пилоты вертолетов, наиболее дорогого вида воздушного транспорта (на содержание одной машины требуется порядка пяти миллионов рублей в год). Остальные не занимаются авиапромыслом, а если и ведут его, то нелегально.

Правила безопасности

Много времени и денег надо потратить на то, чтобы получить сертификат и свидетельства летной годности.

- Самый главный документ, подтверждающий исправность воздушного судна, - это свидетельство летной годности. Получить его достаточно сложно: вы просите транспортное управление направить документы на исследование в сертификационный центр, потом направляете в этот центр документы, их проверяют, приезжает летчик-испытатель, центр подписывает документы, отсылает их в транспортное управление, и там выдают СЛГ. Но если у вас ошибка, движение бумаг начинается вновь. Офисный работник, например, трудится 2400 часов в год, учитель - 1200 часов, а пилот только на одни бумаги каждый год тратит 300 - 500 часов своего времени. Когда же летать? - задается вопросом Сергей Баженов.

Значительно ужесточились после нескольких авиакатастроф и требования к безопасности полетов.

- Меры профилактики безопасности полетов и аварийности авиации общего назначения носит традиционно запретительный характер: увеличение штрафов и конфискация воздушных судов. За последние полгода в стране осуждены 14 летчиков. Число административных дел против пилотов измеряется сотнями. Пилоты не хотят лететь, опасаясь уголовного и административного преследования, - считает Вадим Цыганаш.

А пока пилоты с нетерпением ждут упрощения процедуры. Казалось бы, правила должны быть простыми и понятными.

По словам главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова, безусловно, надо решить эту проблему раз и навсегда и позволить подобный вид перевозок, иначе малая авиация развиваться в принципе не сможет.

Сергей Шевчук, пилот, установивший национальный рекорд на самый дальний перелет на одномоторном самолете (зарегистрирован в Книге Гиннесса):

- Отсутствует прозрачная схема получения СЛГ. Услуги, которые должно предоставлять государство, переадресовываются непонятным фирмам. Например, получить свидетельство в России стоит около 100 тысяч рублей на год. Мало кто может позволить себе платить такие деньги. Учитывая то, что в АОН коммерческое использование летательных аппаратов запрещено, непонятно, как оправдать эти затраты. Очень сложная обстановка с малыми аэродромами. Например, у меня в частном владении есть земля, на которой расположен аэродром. Сейчас я буду платить налог за землю - примерно миллион рублей в год. Или же ликвидировать аэродром, что, скорее всего, мне и придется сделать.


комментарии (1):

LRfP      10/03/2017 [19:28:54]#1
К сожалению, не верится во вдруг вспыхнувший патриотизм наших чиновников.Скорее, начало президентских выборов и разнарядка на "либеральность".
Насчёт 10-15 млрд....Возможно, и побольше будет эффект расширения экономики за счёт улучшения транспортной доступности.Вот только какому чиновнику важны эти миллиарды и вообще, по большому счёту, экономика России? Уж если не стыдно провозгласить:"Денег нет-но вы держитесь...", то и врят ли насчёт "мелкой авиации" расстараются. Да и "безопасность" наверняка ухудшится, а какие то миллиарды для жизни людей-(((













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjQPf
Смотрите: http://courier.youdo.com/food-delivery/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer