Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небо на замке


23 марта 2017 года Вадим Цыганаш, Российская газета


В выпуске "Экономика Сибири" от 16 марта нынешнего года был опубликован "Деловой завтрак" с Западно-Сибирским транспортным прокурором Сергеем Феоктистовым. Интервью о проблемах нормативного регулирования авиации общего назначения вызвало много откликов, и один из них мы предлагаем вниманию читателей.

"Попытка малой авиации встроиться в экономику - стать частью инфраструктуры авиационных работ, популярным видом экстремального отдыха, - пресечена транспортной прокуратурой. Хорошо это или плохо?

Правоохранительные органы ссылаются на необходимость обеспечения безопасности и указывают на статистику происшествий. Пилоты, в свою очередь, говорят о парализованном состоянии российской малой авиации, прекращении ее существования как конкурентоспособного инструмента экономической деятельности. В кризисе почти вся созданная для нее инфраструктура. Закрываются агентства, оказывавшие услуги экстремального отдыха. Сельское хозяйство, возможно, в этом году впервые испытает недостаток в пилотах, осуществляющих авиационно-химические работы.

Проблемы юридической легальности экскурсионных полетов и авиационных работ, противоречивость предъявляемых к летчикам требований, сложность, а порой и невозможность документарного обеспечения вышли в публичное пространство через судебные приговоры и решения о запретах полетов, ликвидации десятков аэроклубов и малых аэродромов. За последние полгода в стране осуждено четырнадцать авиаторов-любителей, а число административных дел измеряется сотнями. По мнению пилотов, действующая в отношении малой авиации нормативная система в целом запретительная, объем требований для большинства из них невыполним. Они оказались перед выбором - прекратить летать или уйти в тень.

Между тем легкие и сверхлегкие воздушные суда никогда и нигде в мире не были настолько же безопасными, как самолеты большой авиации. Зато они имеют ряд преимуществ - мобильность, простоту, - поэтому очень востребованы. В России есть до 7 000 таких воздушных судов (в США - 300 000). Вопросы безопасности крайне важны, но применять к авиации общего назначения (АОН) требования, которые предъявляют к большой авиации - это все равно, что обязать гонщика выполнять те же правила, которые должен соблюдать автолюбитель. Мировой опыт говорит о том, что разумные правила получения разрешительных документов и здоровое отношение к частным пилотам - залог развития огромной отрасли.

Образ малой авиации - это образ благополучия. Небедный человек летит на своем самолетике с семьей по своим делам. Его доходы позволяют содержать и самолетик, и обслуживающий персонал и людей, чьей работой является обеспечение легальности его полетов. Именно эта картинка, очевидно, легла в основу разработки требований к АОН. Этот образ отражен в ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" и Воздушном кодексе РФ. Поэтому нормативное определение авиации общего назначения оказалось дополнено словами "…не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ". Перечень самих авиационных работ был дан в Федеральных авиационных правилах ФАП-128 - это авиационно-химические работы, воздушные съемки, лесоохранные работы и т. д.

Однако реальность оказалась суровее.

Сегодня пилот малой авиации, как правило, - обычный россиянин с точки зрения доходов. Небедными можно назвать только небольшую часть авиаторов. Для большинства пилотов АОН экономически сложно, местами невозможно поддержание летной годности своих воздушных судов без использования их в экономической сфере.

Кроме того, структура экономики оказалась идеально подходящей для множества авиационных промыслов, от структуры владения посевными площадями (1 212 гектара на одно хозяйство, что идеально для проведения авиахимработ именно легкой и сверхлегкой авиацией) до структуры платежеспособного спроса.

Пилоты малой авиации работают с самыми мелкими заказчиками и малыми объемами работ, вплоть до опыления поля 100 на 100 метров. В зоне действий АОН также праздники с полетами, небольшие местные шоу, куда приходят три-пять тысяч человек с детьми, авиаэкскурсии с удалением до 50 километров от взлетно-посадочной полосы. Объем этого рынка оценивается в двенадцать-пятнадцать миллиардов рублей ежегодно. Конечно, на фоне этих цифр пилоты видят малую авиацию скорее как набор промыслов и компетенций, чем как сферу личного семейного отдыха.

Однако сегодня практически любые авиауслуги, по сути, нелегальны. Законодательство, как результат работы огромной государственной машины, просто не успевает за социальными и экономическими изменениями. Ключевых проблем две, и первая - проблема несоответствия отраслевого характера регулирования и промыслового характера деятельности малой авиации. Вторая проблема - следствие первой: сложность получения разрешительных документов, неопределенность юридической базы, несоответствие требований экономическим возможностям пилотов. Надо понимать: пилот АОН - это не авиакомпания. Он просто не имеет достаточных ресурсов для выполнения всех требований.

Варианты изменения ситуации могут быть разными, в том числе выдача патентов на право авиаработ. Но главное, что пилоты, участвующие в промыслах, не хотят считаться преступниками просто потому, что регулирование их деятельности не соответствует ее характеру. Они готовы платить за легальность разумную цену. Но не может быть в принципе одностороннего движения, от государства к пилотам. Это постоянный диалог и настройка нормативной базы. Государство для пилотов, а не наоборот - это работа органов исполнительной власти в области малой авиации, которая сейчас практически не ведется".


комментарии (1):

LRfP      23/03/2017 [20:33:29]#1
Дождутся "органы власти", что скоро лететь будет просто некому-и снова, по примеру известного авиационного деятеля Савельева-на поклон к иностранцам.
И всё это называется "интенсификация и модернизация экономики".













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21



Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBh3iV
Тут http://perevozki.youdo.com/pereezd/office/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer