Правительство раскрыло список полномочий российских сотрудников авиабезопасности, которые будут вести контроль в международных аэропортах Египта. Согласно опубликованному в пятницу проекту межправительственного протокола двух стран, в функции российских сотрудников будут входить проверка операций по посадке пассажиров, загрузке багажа и обслуживанию самолетов в аэропортах Египта. Документ разработан Минтрансом РФ и одобрен правительством.
Египет был одним из самых популярных направлений у российских туристов. Как сообщал Российский союз туриндустрии, в 2015 году страну посетили 1,8 млн россиян, в 2014 году — 2,6 млн. Авиасообщение с Египтом было прервано по инициативе РФ в конце 2015 года после крушения в результате теракта самолета "Когалымавиа", выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх--Петербург. Тогда погибли 224 человека. Москва требовала усиления мер безопасности в аэропортах Египта, российские специалисты по авиабезопасности неоднократно посещали страну, но сроки возобновления полетов до сих пор не определены. По данным Минтуризма Египта, в 2016 году его суммарный турпоток сократился на 40%, до 5,3 млн человек.
По проекту протокола, специалисты из РФ будут работать в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады. Они получат право проводить совместно с египтянами предполетный досмотр пассажиров, членов экипажа и их вещей, направлять их на повторное собеседование или вообще не допускать к досмотру, а при нарушении правил безопасности не впускать в "стерильную" зону. Также российские и египетские сотрудники совместно будут вести досмотр багажа, бортпитания, грузов и почты, осуществлять предполетный досмотр самолетов и их охрану. Россияне получат доступ к видеозаписям из контролируемой зоны аэропортов.
Всеми этими полномочиями может быть наделено российское юрлицо, которое назначит Росавиация. Как пояснили "Ъ" в агентстве, оно направило письма российским службам авиабезопасности с предложением рассмотреть возможность участия в контроле в египетских аэропортах. Предприятия должны проанализировать, готовы ли они направить своих специалистов в Египет (по их желанию). Дальнейшие решения по выбору юрлица и сроку начала его работы будут приняты после анализа этой информации, сообщили в Росавиации. Авиакомпании России и Египта смогут выполнять полеты между странами только при наличии соглашений с выбранными организациями, пояснили в Росавиации. В Минтрансе РФ отказались от комментариев.
Протокол оставляет открытым вопрос о том, кто оплатит услуги российской службы авиабезопасности в Египте и каков объем необходимых средств (в Росавиации детальных пояснений не дали). Источник "Ъ" в одном из аэропортов РФ говорит, что на оборудование для обеспечения безопасности в аэропорту может потребоваться до 1 млрд руб. в год, фонд оплаты труда сотрудников, по его словам, на этом фоне "вряд ли релевантен". Эксперт в области антитеррористической безопасности Максим Шингаркин называет решение направить специалистов из РФ в Египет "лучшим вариантом", это позволит "пристально следить за организацией безопасности полетов, не нарушая международных правил". Условный отказ Египта от суверенитета в авиабезопасности говорит о прагматичной и конструктивной позиции Каира, считает он.
Перевозчики РФ на запросы "Ъ" не ответили. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что пассажиры вряд ли почувствуют рост стоимости билетов, так как, скорее всего, расходы оплатит бюджет. Но пока подтверждений этому нет. По оценке Максима Шингаркина, на организацию мер безопасности приходится около 10% в цене билета, новые издержки могут увеличить ее на 5-7%. По его версии, египетская сторона взамен может снизить аэропортовые сборы. Российские делегации неоднократно проверяли аэропорты Египта с точки зрения безопасности, замечает Борис Рыбак, поэтому для организации работы специалистов из РФ не потребуется много времени, к лету система начнет действовать. Господин Шингаркин считает, что система может заработать через полгода. По его мнению, Москва и Каир будут стремиться запустить ее к 1 мая, но в полной мере она сможет начать работать не ранее января 2018 года.
Египет был одним из самых популярных направлений у российских туристов. Как сообщал Российский союз туриндустрии, в 2015 году страну посетили 1,8 млн россиян, в 2014 году — 2,6 млн. Авиасообщение с Египтом было прервано по инициативе РФ в конце 2015 года после крушения в результате теракта самолета "Когалымавиа", выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх--Петербург. Тогда погибли 224 человека. Москва требовала усиления мер безопасности в аэропортах Египта, российские специалисты по авиабезопасности неоднократно посещали страну, но сроки возобновления полетов до сих пор не определены. По данным Минтуризма Египта, в 2016 году его суммарный турпоток сократился на 40%, до 5,3 млн человек.
По проекту протокола, специалисты из РФ будут работать в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады. Они получат право проводить совместно с египтянами предполетный досмотр пассажиров, членов экипажа и их вещей, направлять их на повторное собеседование или вообще не допускать к досмотру, а при нарушении правил безопасности не впускать в "стерильную" зону. Также российские и египетские сотрудники совместно будут вести досмотр багажа, бортпитания, грузов и почты, осуществлять предполетный досмотр самолетов и их охрану. Россияне получат доступ к видеозаписям из контролируемой зоны аэропортов.
Всеми этими полномочиями может быть наделено российское юрлицо, которое назначит Росавиация. Как пояснили "Ъ" в агентстве, оно направило письма российским службам авиабезопасности с предложением рассмотреть возможность участия в контроле в египетских аэропортах. Предприятия должны проанализировать, готовы ли они направить своих специалистов в Египет (по их желанию). Дальнейшие решения по выбору юрлица и сроку начала его работы будут приняты после анализа этой информации, сообщили в Росавиации. Авиакомпании России и Египта смогут выполнять полеты между странами только при наличии соглашений с выбранными организациями, пояснили в Росавиации. В Минтрансе РФ отказались от комментариев.
Протокол оставляет открытым вопрос о том, кто оплатит услуги российской службы авиабезопасности в Египте и каков объем необходимых средств (в Росавиации детальных пояснений не дали). Источник "Ъ" в одном из аэропортов РФ говорит, что на оборудование для обеспечения безопасности в аэропорту может потребоваться до 1 млрд руб. в год, фонд оплаты труда сотрудников, по его словам, на этом фоне "вряд ли релевантен". Эксперт в области антитеррористической безопасности Максим Шингаркин называет решение направить специалистов из РФ в Египет "лучшим вариантом", это позволит "пристально следить за организацией безопасности полетов, не нарушая международных правил". Условный отказ Египта от суверенитета в авиабезопасности говорит о прагматичной и конструктивной позиции Каира, считает он.
Перевозчики РФ на запросы "Ъ" не ответили. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что пассажиры вряд ли почувствуют рост стоимости билетов, так как, скорее всего, расходы оплатит бюджет. Но пока подтверждений этому нет. По оценке Максима Шингаркина, на организацию мер безопасности приходится около 10% в цене билета, новые издержки могут увеличить ее на 5-7%. По его версии, египетская сторона взамен может снизить аэропортовые сборы. Российские делегации неоднократно проверяли аэропорты Египта с точки зрения безопасности, замечает Борис Рыбак, поэтому для организации работы специалистов из РФ не потребуется много времени, к лету система начнет действовать. Господин Шингаркин считает, что система может заработать через полгода. По его мнению, Москва и Каир будут стремиться запустить ее к 1 мая, но в полной мере она сможет начать работать не ранее января 2018 года.