Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уроки Дементьева


16.02.17 17:33 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


2 февраля 2017 г. Открытое акционерное общество «Авиационная промышленность» (ОАО «Авиапром») и Общественный консультационный Совет авиационной промышленности, предприятия и организации авиастроительной отрасли провели научно-практическую конференцию «Историческое наследие выдающегося государственного деятеля, министра авиационной промышленности СССР в 1953-1977 гг. Петра Васильевича Дементьева», посвященную 110-летию со дня его рождения.

В конференции приняли участие заслуженные ветераны авиационной промышленности и гражданской авиации, в том числе соратники П.В. Дементьева, руководители предприятий и организаций отрасли, Профавиа, представители Военно-промышленной комиссии РФ и Минпромторга России. 

Открыл и вел конференцию генеральный директор ОАО «Авиапром», председатель Общественного консультационного Совета авиационной промышленности Виктор Кузнецов.

Член Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, председатель Совета по авиастроению коллегии ВПК Михаил Каштан передал приветствие участникам конференции от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Дмитрия Рогозина.

Виктор Кузнецов рассказал об основных вехах славного трудового пути Петра Васильевича Дементьева. После окончания профессионально-технического училища в 1927 г. он поступил в Московский механический институт им. М.В. Ломоносова, но через два года перевелся на третий курс в Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1931 г. П.В. Дементьев в числе наиболее талантливых выпускников был направлен в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота, а через три года попросился на конкретный производственный участок. В 1934-1941 гг. он проделал путь от начальника цеха московского авиационного завода №81 до главного инженера и директора крупнейшего предприятия в отрасли – Государственного авиационного завода №1 им. Авиахима (Москва). 

В 1941 г. он был назначен первым заместителем народного комиссара (с 1946 г. – министра) авиационной промышленности СССР, проработав в этой должности до 1953 г. 

С 1953 г. П.В. Дементьев – министр авиационной промышленности СССР, во главе советского авиапрома он стоял почти четверть века – до самой своей смерти в 1977 г. 

Во время Великой Отечественной войны Петр Васильевич отвечал за серийный выпуск самолетов в отрасли. Четкая организация на всех уровнях управления, внедрение накануне и в годы войны новейших технологий, самоотверженный труд работников отрасли позволили уже к осени 1941 г. удвоить ежедневный выпуск боевых самолетов, исключительно новых типов, доведя его до ста машин. Его организаторские способности ярко проявились во время эвакуации около 85% авиазаводов отрасли в восточные районы страны. 118 предприятий в кратчайшие сроки были перемещены на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, и уже к началу 1942 г. в нарастающем темпе стали выпускать необходимую фронту продукцию. Были обеспечены быстрое восполнение потерь боевой авиации и увеличивающееся из года в год количественное и качественное превосходство советской авиации над ВВС фашистской Германии и ее сателлитов, и в конечном итоге – полная победа над ними. И это при меньшей численности работников в отрасли, чем в Германии, которая использовала промышленную базу многих стран Европы. Всего за годы войны (со 2-го полугодия 1941 г. до 10 мая 1945 г.) авиапромышленность СССР выпустила 125 655 самолетов, увеличив их суточный выпуск в три раза, а на передовых предприятиях, например, на новосибирском авиазаводе №153 – почти в семь раз (с трех до 20 истребителей в сутки), при этом внедряя в серийное производство новые типы боевых машин, обеспечивая их превосходство над авиацией врага.

В послевоенный период под руководством П.В. Дементьева невиданными темпами была создана военная реактивная авиатехника, а в дальнейшем – первый в мире турбореактивный пассажирский самолет на регулярных авиалиниях Ту-104. 

В «эпоху Дементьева» постоянно шло активное переоснащение военной и гражданской авиации новой реактивной техникой, создавались новые предприятия, КБ, работавшие не только на авиацию, но и на зарождающуюся космическую отрасль. К достижениям того периода относится появление на авиатрассах СССР и многих стран современных пассажирских самолетов, созданных в отечественных ОКБ и запущенных в серийное производство. Среди них: самый массовый в мире долгожитель – многофункциональный Ан-2 (1947 г.), ближнемагистральный Ил-14 (1950 г.), среднемагистральный Ил-18 (1957 г.), самолеты местных воздушных линий Ан-24 (1959 г.) и Як-40 (1966 г.), дальнемагистральный Ил-62 (1963 г.), первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144 (1968 г.), а потом новое поколение пассажирских авиалайнеров – ближнемагистральный Як-42 (1975 г.) и среднемагистральный широкофюзеляжный Ил-86 (1976 г.). Военно-воздушные силы получали первоклассные машины конструкции ОКБ В.М. Мясищева, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и др. Предприятия отрасли участвовали в осуществлении космических программ, наиболее заметным здесь было создание космического пилотируемого корабля «Буран». В 1950-1970 гг. фактически была создана новая подотрасль – вертолетостроение. 

С именем П.В. Дементьева связано активное жилищное строительство силами авиационных предприятий, развитие сети детских оздоровительных и спортивных учреждений. 

Годы, в которые П.В. Дементьев возглавлял авиапром, были периодом его наивысшего развития – по всем показателям советские самолеты, вертолеты, двигатели, бортовое оборудование соответствовали требованиям времени и отвечали мировым стандартам. Бурными темпами развивалась отраслевая наука…

Участникам конференции продемонстрировали специально созданный к юбилею видеофильм с редкими фотографиями П.В. Дементьева среди коллег и в кругу семьи, с кадрами кинохроник с его участием. Как практический итог труда всей отрасли под руководством Петра Васильевича в качестве министра в видеофильме был продемонстрирован большой ряд военной и гражданской авиатехники, созданной авиационной промышленностью СССР в послевоенный период до 1977 г. 

На конференции выступили заслуженные ветераны и руководители авиационной промышленности.

Известный ученый, многие годы возглавлявший ГосНИИАС, академик РАН Е.А. Федосов поделился воспоминаниями о работе с П.В. Дементьевым. Он отметил, что ему было присуще умение концентрировать усилия специалистов отрасли в разработке и создании новых образцов авиатехники, отвечающих требованиям времени. Именно в «эпоху Дементьева» созданы современные «МиГи» и «Су», а для отечественной гражданской авиации – самолеты с газотурбинными двигателями: «Ту», «Ил», «Ан», «Як».

Воспоминаниями о легендарном министре поделились также заместители министра авиационной промышленности СССР Виктор Чуйко, Владимир Иванов, начальник Главного управления Минавиапрома СССР Николай Орлов.

В кратком докладе Виктора Кузнецова и в видеофильме особое внимание участников конференции привлекли слова из воспоминаний П.В. Дементьева: «В годы «холодной войны», решая крайне сложные вопросы создания передовой авиационной техники, я всегда опирался на три основных фундамента:

-    создаваемый научно-технический задел авиационных институтов;
-    уникальные авиационные конструкторские школы;
-    профессиональный директорский корпус».

Они воспринимаются как неустаревающий наказ или практический совет легендарного министра новым поколениям руководителей авиационной промышленности России.

На конференции нескольким заслуженным работникам отрасли была вручена высшая общественная корпоративная награда, учрежденная Советом директоров ОАО «Авиапром», – Золотая медаль им. Петра Васильевича Дементьева «За выдающиеся заслуги в авиастроении». Награду получили: Виктор Васильевич Горлов – заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг., председатель Совета ветеранов гражданской авиации, Владимир Федорович Солинов – генеральный директор ОАО «НИИ технического стекла», Владимир Ильич Лузянин – председатель совета директоров АО «Гидромаш», Валерий Михайлович Калибернов – заместитель генерального директора АО РСК «МиГ», Аванэс Артемович Микоян – советник начальника инженерного центра АО РСК «МиГ», а также Юрий Андреевич Остапенко – известный журналист и писатель, автор биографической книги о П.В. Дементьеве «Товарищ министр» и книг по истории советской авиации.

Многогранная профессиональная деятельность выдающегося министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, под руководством которого отечественное авиастроение достигло наивысших результатов, является, по существу, наглядным уроком для руководителей российской экономики всех поколений. Его подходы к руководству отрасли, понимание важной роли научных и конструкторских коллективов, кадровая политика – все это может и должно быть востребовано и на нынешнем сложном этапе развития отечественного авиастроения. 

Хотелось бы отметить большую роль и значительный вклад в сохранении исторического наследия отечественной авиации в целом, в том числе, авиастроения, генерального директора ОАО «Авиапром» Виктора Кузнецова и его коллег. Ими подготовлены и выпущены несколько капитальных трудов по истории отечественной авиации. В настоящее время завершается работа над изданием по современной истории отечественной авиации «Авиастроение России в эпоху перемен (1991-2016 гг.).


комментарии (1):

Сашочек      27/02/2017 [08:31:33]#1
Почему же организаторы мероприятия не пригласили Рогозина, Мантурова, членов советов директоров ОАК, ОДК, "Вертолетов России", руководителя Минтранса Соколова?













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам



Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer