О том, что Владимир Путин согласился не переносить МАКС из Жуковского в парк «Патриот», “Ъ” рассказали источники в оборонно-промышленном комплексе, а также подтвердил чиновник в аппарате правительства. Идея появилась еще в феврале 2016 года. В сентябре того же года с официальным предложением перенести МАКС вышло Минобороны. Но на последнем авиасалоне в Жуковском несколько летчиков-испытателей попросили Владимира Путина сохранить проведение авиасалона на площадке ЛИИ имени Громова. Президент дал указание вице-премьеру Дмитрию Рогозину внимательно проработать вопрос. Господин Рогозин совместно с возглавляемой им коллегией Военно-промышленной комиссии (ВПК) подготовил доклад, на котором президент поставил свою подпись 28 сентября.
По сведениям “Ъ”, согласно документу, Минобороны предлагало чередовать МАКС, который проходит раз в два года, с ежегодным Международным военно-техническим форумом «Армия». Это предложение поддерживалось корпорацией «Ростех», указывается в докладе. Как уточнили “Ъ” в госкорпорации, если это решение будет принято, «Ростех» готов проводить МАКС в Жуковском, как и в прежние годы. В Минобороны получить оперативный комментарий “Ъ” не удалось.
Как утверждают источники “Ъ”, Минпромторг обратил внимание, что указанные объекты Минобороны должны соответствовать определенным требованиям к международным авиасалонам. Речь идет, в частности, о том, что на площадке должно быть 80 стационарных корпоративных шале и зрительский сектор площадью около 300 тыс. кв. м, зоны размещения пилотажных групп и подготовки самолетов к демонстрационным полетам площадью 140 тыс. кв. м, а также стоянка на 200 судов и взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 3200 м. Военный аэродром Кубинка не располагает указанными выше объектами, а также находится на отдалении 15 км от парка «Патриот», где стоят павильоны. При этом ВПП в Кубинке требует масштабной реконструкции: ее длина составляет всего 2500 м, а толщина бетонного покрытия — 0,3 м. Это не обеспечивает возможность полетов некоторых самолетов тяжелого класса (тогда как в Жуковском длина ВПП составляет 5600 м, а толщина — 1 м).
Кроме того, согласно официальной статистике за 2003–2017 годы, авиасалон за время проведения (шесть дней) посещают 400–500 тыс. человек, из которых 80% приезжают в выходные дни. В докладе подчеркивается, что для переноса авиасалона необходима подъездная автодорога к аэропорту в Кубинке, а целевые средства из бюджетных источников на ее строительство не предусмотрены. Также необходима реконструкция участка автодороги М-1 «Беларусь», которая запланирована только на 2020 год. У парка «Патриот» отсутствует и железнодорожное сообщение. «В этих условиях обеспечение транспортной доступности авиасалона и мобильности его посетителей является одной из главных проблем для организации столь масштабного мероприятия в г. Кубинке»,— отмечается в документе. Между тем доля посетителей, прибывающих на авиасалон в Жуковском железнодорожным транспортом, составляет 70%, для чего требуется до 95 дополнительных поездов, а также 220 автобусов для перевозки посетителей от железнодорожных платформ до места проведения выставки.
По подсчетам Минфина, объем средств, необходимых только для обеспечения транспортной доступности аэродрома Кубинка и парка «Патриот», составляет 78,9 млрд руб. Кроме того, дополнительные расходы (по оценкам ОАО «Авиапром», это около 18,5 млрд руб.) потребуются на приобретение специального оборудования для обеспечения безопасности полетов, организацию статической стоянки показа авиатехники, зоны подготовки к полетам, парковки на 40 тыс. машино-мест, а также контрольно-пропускные пункты для проверки 40 тыс. машин и 150 тыс. посетителей в день.
В правительстве подчеркивают, что в Жуковском есть вся вышеперечисленная инфраструктура и, кроме того, МАКС на сегодня финансируется «за счет внебюджетных источников без привлечения средств федерального бюджета». «По мнению специалистов, МАКС удачно встроен в график международных авиационных выставок, соответствует мировым стандартам и по числу участников является одним из мировых лидеров»,— говорится в докладе.
По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, отказ перенести МАКС не следует расценивать как противостояние чиновников правительства и Минобороны: «Было проведено несколько совещаний. Сами предприятия, работающие не только в военном, но и в гражданском секторе, считали, что продвигать продукцию на международные рынки, находясь на объекте Минобороны, будет нереально». По словам собеседника “Ъ” в авиаотрасли, не стоит забывать о том, что авиасалон проходил в Жуковском «исторически», а значит, для «Ростеха» также было важно «оставить все как есть». «Условия для проведения авиасалона там по-настоящему уникальные по сравнению с другими мировыми салонами, а значит, и для “Ростеха” это позитивный исход»,— подчеркнул собеседник “Ъ”.
Добавим, в 2017 году Минобороны добилось переноса в Кубинку международной выставки «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил». По данным “Ъ”, Дмитрий Рогозин доложил президенту о том, что в Нижнем Тагиле инфраструктура соответствует всем требованиям проведения выставок и «есть возможности организовать натурный показ робототехнических комплексов (систем) военного, специального и двойного назначения», включая БПЛА. В правительстве предложили раз в два года, начиная с 2018 года, проводить там узкоспециализированные выставки, в первую очередь показ продукции Уралвагонзавода (УВЗ), а также демонстрацию возможностей УВЗ и предприятий кооперации по созданию на этой базе техники двойного назначения, в том числе для использования в Арктике. По данным “Ъ”, это предложение уже согласовал премьер Дмитрий Медведев.
По сведениям “Ъ”, согласно документу, Минобороны предлагало чередовать МАКС, который проходит раз в два года, с ежегодным Международным военно-техническим форумом «Армия». Это предложение поддерживалось корпорацией «Ростех», указывается в докладе. Как уточнили “Ъ” в госкорпорации, если это решение будет принято, «Ростех» готов проводить МАКС в Жуковском, как и в прежние годы. В Минобороны получить оперативный комментарий “Ъ” не удалось.
Как утверждают источники “Ъ”, Минпромторг обратил внимание, что указанные объекты Минобороны должны соответствовать определенным требованиям к международным авиасалонам. Речь идет, в частности, о том, что на площадке должно быть 80 стационарных корпоративных шале и зрительский сектор площадью около 300 тыс. кв. м, зоны размещения пилотажных групп и подготовки самолетов к демонстрационным полетам площадью 140 тыс. кв. м, а также стоянка на 200 судов и взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 3200 м. Военный аэродром Кубинка не располагает указанными выше объектами, а также находится на отдалении 15 км от парка «Патриот», где стоят павильоны. При этом ВПП в Кубинке требует масштабной реконструкции: ее длина составляет всего 2500 м, а толщина бетонного покрытия — 0,3 м. Это не обеспечивает возможность полетов некоторых самолетов тяжелого класса (тогда как в Жуковском длина ВПП составляет 5600 м, а толщина — 1 м).
Кроме того, согласно официальной статистике за 2003–2017 годы, авиасалон за время проведения (шесть дней) посещают 400–500 тыс. человек, из которых 80% приезжают в выходные дни. В докладе подчеркивается, что для переноса авиасалона необходима подъездная автодорога к аэропорту в Кубинке, а целевые средства из бюджетных источников на ее строительство не предусмотрены. Также необходима реконструкция участка автодороги М-1 «Беларусь», которая запланирована только на 2020 год. У парка «Патриот» отсутствует и железнодорожное сообщение. «В этих условиях обеспечение транспортной доступности авиасалона и мобильности его посетителей является одной из главных проблем для организации столь масштабного мероприятия в г. Кубинке»,— отмечается в документе. Между тем доля посетителей, прибывающих на авиасалон в Жуковском железнодорожным транспортом, составляет 70%, для чего требуется до 95 дополнительных поездов, а также 220 автобусов для перевозки посетителей от железнодорожных платформ до места проведения выставки.
По подсчетам Минфина, объем средств, необходимых только для обеспечения транспортной доступности аэродрома Кубинка и парка «Патриот», составляет 78,9 млрд руб. Кроме того, дополнительные расходы (по оценкам ОАО «Авиапром», это около 18,5 млрд руб.) потребуются на приобретение специального оборудования для обеспечения безопасности полетов, организацию статической стоянки показа авиатехники, зоны подготовки к полетам, парковки на 40 тыс. машино-мест, а также контрольно-пропускные пункты для проверки 40 тыс. машин и 150 тыс. посетителей в день.
В правительстве подчеркивают, что в Жуковском есть вся вышеперечисленная инфраструктура и, кроме того, МАКС на сегодня финансируется «за счет внебюджетных источников без привлечения средств федерального бюджета». «По мнению специалистов, МАКС удачно встроен в график международных авиационных выставок, соответствует мировым стандартам и по числу участников является одним из мировых лидеров»,— говорится в докладе.
По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, отказ перенести МАКС не следует расценивать как противостояние чиновников правительства и Минобороны: «Было проведено несколько совещаний. Сами предприятия, работающие не только в военном, но и в гражданском секторе, считали, что продвигать продукцию на международные рынки, находясь на объекте Минобороны, будет нереально». По словам собеседника “Ъ” в авиаотрасли, не стоит забывать о том, что авиасалон проходил в Жуковском «исторически», а значит, для «Ростеха» также было важно «оставить все как есть». «Условия для проведения авиасалона там по-настоящему уникальные по сравнению с другими мировыми салонами, а значит, и для “Ростеха” это позитивный исход»,— подчеркнул собеседник “Ъ”.
Добавим, в 2017 году Минобороны добилось переноса в Кубинку международной выставки «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил». По данным “Ъ”, Дмитрий Рогозин доложил президенту о том, что в Нижнем Тагиле инфраструктура соответствует всем требованиям проведения выставок и «есть возможности организовать натурный показ робототехнических комплексов (систем) военного, специального и двойного назначения», включая БПЛА. В правительстве предложили раз в два года, начиная с 2018 года, проводить там узкоспециализированные выставки, в первую очередь показ продукции Уралвагонзавода (УВЗ), а также демонстрацию возможностей УВЗ и предприятий кооперации по созданию на этой базе техники двойного назначения, в том числе для использования в Арктике. По данным “Ъ”, это предложение уже согласовал премьер Дмитрий Медведев.