Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Энергия" договорилась с Boeing о проектах освоения дальнего космоса


18 августа 2016 года Иван Чеберко , Известия


Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (РКК) достигла соглашения с американской корпорацией Boeing об урегулировании спора по проекту «Морской старт» (Sea Launch), в котором эти компании некогда были партнерами. «Энергия» сможет рассчитаться с Boeing услугами и участием в совместных разработках, избежав таким образом выплаты компенсации в $330 млн, определенной судом Центрального округа Калифорнии. 

— Мы подписали с Boeing предварительное соглашение об урегулировании спора по «Морскому старту», в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности, — заявил «Известиям» генеральный директор РКК Владимир Солнцев. — До конца этого года мы планируем подписать окончательное соглашение с Boeing, в котором должны быть оговорены все условия урегулирования. 16 августа совет директоров «Энергии» заслушал предварительные условия соглашения и принял их к сведению, дав нам соответствующие поручения. Для принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос». И, конечно, мы будем информировать правительство.

По словам Владимира Солнцева, РКК и Boeing сформировали программу долгосрочного сотрудничества, в которую включены проекты по освоению дальнего космоса.

— Мы уже сейчас ведем работы по созданию стыковочного узла для наших перспективных кораблей «Федерация» и CST-100 Starliner, — рассказал глава РКК. — Мы также рассматриваем варианты создания совместных высокотехнологичных производств, где предусматривается обоюдное использование возможностей и достижений обеих сторон. 

Владимир Солнцев отметил, что в ходе переговоров стороны договорились списать часть долга.

— Для нас было принципиально договориться о дисконте, сумм я пока называть не буду, они будут известны по итогам заключения итогового соглашения, — подчеркнул гендиректор «Энергии». — Сейчас могу сказать, что мы выстраиваем наши отношения таким образом, чтобы закрыть долг работами и совместными проектами.

Консорциум Sea Launch был сформирован в 1995 году: тогда крупнейший пакет акций в 40% достался Boeing Commercial Space Company, 20% — норвежской Aker Kvaerner, 25% — РКК «Энергия», 15% разделили днепропетровские «Южмашзавод» и КБ «Южное». Замысел проекта состоял в том, чтобы создать плавучий космодром, запускающий спутники с помощью ракет «Зенит», приходя на экватор. Там лучшие условия выведения с точки зрения энергетики: можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли, отправляя на орбиту больше груза, чем с любой другой широты. Одна и та же ракета «Зенит 3SL» при старте с экватора могла вывести на низкую околоземную орбиту на 10% больше полезной нагрузки, чем если бы она взлетала с Байконура.

Начальные инвестиции в проект Sea Launch составили $3,5 млрд. Бизнес-план предусматривал запуск минимум пяти ракет в год, тогда проект окупался. Но пять стартов было только в 2006 и 2008 годах, в остальное время их было меньше: в 2007, 2009 и 2011 годах было по одному запуску, а на 2010 год не удалось получить ни одного заказа. «Морской старт» накапливал долги, и тогда Boeing решила из проекта выйти, осуществив процедуру его добровольного банкротства, предусматривающую очищение компании от долгов и продажу активов.

Решение о закрытии проекта Sea Launch было объявлено в 2009 году, тогда же Boeing потребовала от партнеров по проекту закрыть обязательства по кредитам. Дело в том, что при формировании консорциума партнеры заключили  «Соглашение о гарантиях и обеспечении», где было зафиксировано, что если одна из сторон берет на себя ответственность по привлекаемому для нужд проекта займу, то другие акционеры Sea Launch несут по нему пропорциональную размеру участия ответственность. Имея в виду этот пункт договора, Sea Launch в 2004 году привлек $270 млн под гарантии Boeing и Kvaerner, а в 2005 году по аналогичной схеме — еще $200 млн.

Летом 2009 года Boeing выплатила кредиторам $448 млн, рассчитавшись за весь консорциум. На долю американской корпорации пришлось $179 млн. Kvaerner свою часть долга вернула Boeing частями в 2009–2010 годах. А «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. После чего Boeing подала иск в суд. 

«Энергия» приобрела активы Sea Launch через свои дочерние компании в 2010 году, решив продолжить пусковой бизнес. Это была инициатива Виталия Лопоты, на тот момент президента РКК «Энергия». Он считал (и сейчас продолжает на этом настаивать), что России нужен плавучий космодром и его нужно сохранить, чего бы это ни стоило. Когда отношения между Россией и США стали ухудшаться, Лопота предложил сменить порт базирования плавучего космодрома, перегнав его из Лонг-Бич в Советскую гавань (создание береговой инфраструктуры там стоило бы не менее $1 млрд). Но основная проблема проекта — отсутствие достаточного количества заказов — никуда не делась. «Морской старт» оставался убыточным, и руководство Роскосмоса в 2012 году посоветовало Лопоте закрыть проект. Лопота совета не послушал, и это для него имело печальные последствия: бывший тогда заместителем руководителя Роскосмоса Олег Фролов (сейчас он член коллегии ВПК) написал заявление в ФСБ о причинении ущерба государству, которое владеет 38% акций РКК «Энергия». На Лопоту завели уголовное дело, в мае прошлого года Следственный комитет РФ по ЦФО предъявил ему обвинение по ч. 1 ст. 201 УК РФ («Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации»).

Сам проект «Морской старт» сейчас законсервирован, так как «Южмашзавод» больше не выпускает ракеты «Зенит». Нынешнее руководство РКК «Энергия» уже давно хочет избавиться от убыточного плавучего космодрома, но сделать это не позволяет калифорнийский суд, который осенью прошлого года решил, что РКК «Энергия» должна выплатить Boeing $330 млн. Позднее суд наложил запрет на продажу активов «Морского старта».

— К сожалению, применительно к данному судебному акту есть риски применения правила «альтер эго», позволяющего накладывать взыскания не только на «Энергию», но и на связанные компании, — пояснил Владимир Солнцев. — То есть взыскание может быть обращено как на компании, которые непосредственно владеют активами «Морского старта», так и на компании, связанные с этим проектом. Такие риски затрудняют нам продажу компании сторонним инвесторам.

В российском представительстве Boeing комментариев не предоставили.

— Соглашение об урегулировании» можно считать оптимальным для обеих сторон, — полагает член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — «Энергии» не придется платить деньги, а Boeing получит стратегического партнера с уникальными компетенциями. По сути, РКК «Энергия» обладает наибольшим опытом создания пилотируемых космических кораблей среди всех компаний мира. Колоссальный опыт разработки и модернизации пилотируемых и грузовых кораблей наверняка поможет Boeing, ведь компания сейчас создает свой пилотируемый корабль. Такой технологический партнер может дать Boeing весомое преимущество на фоне других разработчиков, учитывая, что в США сейчас создается сразу несколько космических кораблей, которым неизбежно придается конкурировать за заказы от NASA.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт




РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer