Итальянский акционер проекта SSJ 100 Leonardo-Finmeccanica может кардинально пересмотреть масштаб участия в программе, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией. После докапитализации ОАК из бюджета на 100 млрд руб. в марте 2015 года (предназначались производителю SSJ 100 АО "Гражданские самолеты Сухого") доля итальянцев в ГСС (исходно составляла 25%) сохранится только при условии внесения эквивалентного денежного вклада, рассказали собеседники "Ъ". Но, по словам одного из источников "Ъ", итальянский акционер отказался от внесения денежных средств, эквивалентных объему господдержки, исходя из стратегии нового руководства компании по выходу из нерентабельных бизнес-проектов. В рамках этого в 2015 году Finmeccanica продала часть железнодорожных активов (40% акций Ansaldo STS и 100% Ansaldo Breda японской Hitachi за €809 млн).
То, что изменения в объеме участия итальянской стороны в проекте неизбежны, стало понятно еще в середине 2014 года, когда акционеры ГСС решили провести допэмиссию акций на 36,5 млрд руб. в пользу ОАО "Сухой" (дочерняя компания ОАК, владеющая российской долей в ГСС). Итальянские партнеры не были готовы к докапитализации, но в итоге подписали соглашение о сохранении участия в проекте.
В материалах ОАК о кредитной линии Сбербанка на $600 млн говорилось, что в июне 2014 года "Сухой" заключил акционерное соглашение, по которому итальянцы должны внести в капитал ГСС не менее $390 млн до конца 2017 года. Поступление этого взноса являлось одной из ковенант ГСС по кредиту банка. После того как "Сухой" выкупил допэмиссию ГСС, Finmeccanica сократила изначальную долю в уставном капитале компании с 25% до 5,9% в четвертом квартале 2014 года. В отчетности ГСС по МСФО за 2015 год говорится, что "Сухому" принадлежит 94,4% акций, а World Wings (дочерняя структура Alenia, входит в Finmeccanica) — 5,5%.
Параллельно, по словам источников "Ъ", российская сторона рассматривала различные варианты структурирования сделки с учетом действия санкций в отношении ОАК. Например, был вариант выкупа у итальянцев их доли в 51% в Super Jet International (SJI, занимается продажей, кастомизацией и поставками SSJ 100 на основных зарубежных рынках). Но тогда, говорит источник "Ъ", возникал риск, что европейские банки из-за санкций не смогут финансировать SJI.
Теперь российская и итальянская стороны должны пересмотреть ранее заключенное акционерное соглашение по ГСС, сократив долю итальянцев. По словам одного из источников "Ъ", сейчас основной вариант связан с "сохранением партнерских отношений с итальянским концерном, но с меньшей долей его участия". По предварительным договоренностям, говорит источник "Ъ", близкий к правительству, Finmeccanica оставляет структурам ОАК весь оставшийся пакет в ГСС и 41% из своей доли в SJI, сохранив лишь 10% в SJI (с возможностью последующего выкупа этой доли структурами ОАК). При этом российская сторона через компанию "Сухой" должна будет вернуть накопленный долг ГСС и SJI перед Finmeccanica — около €135 млн на конец 2015 года. Кроме того, ОАК придется оплатить остаток разработки интерьера самолета в рамках действующего контракта с ГСС — €16 млн, покрыть расходы в €8 млн на сокращение персонала SJI.
В результате управление программой SSJ 100, ГСС и SJI будет консолидировано у российского акционера. Но собеседники "Ъ" уверяют, что, несмотря на измененный формат взаимодействия, сотрудничество с Leonardo-Finmeccanica сохранится по всем ключевым направлениям: поставки самолетов под сертификатом EASA, производство интерьеров, совместные продажи и послепродажное обслуживание. В ГСС и ОАК отказались от комментариев, в Минпромторге и Leonardo-Finmeccanica на запросы "Ъ" не ответили.
Глава Infomost Борис Рыбак считает возможное сокращение участия итальянской стороны в проекте "не самым благоприятным развитием событий". "SSJ 100 находится в самом начале своего пути на международный рынок, поэтому для поддержки проекта необходимы авторитет и умения зарубежного партнера",— считает эксперт. Поэтому стороны должны попытаться максимально сохранить двустороннее сотрудничество, полагает господин Рыбак.
То, что изменения в объеме участия итальянской стороны в проекте неизбежны, стало понятно еще в середине 2014 года, когда акционеры ГСС решили провести допэмиссию акций на 36,5 млрд руб. в пользу ОАО "Сухой" (дочерняя компания ОАК, владеющая российской долей в ГСС). Итальянские партнеры не были готовы к докапитализации, но в итоге подписали соглашение о сохранении участия в проекте.
В материалах ОАК о кредитной линии Сбербанка на $600 млн говорилось, что в июне 2014 года "Сухой" заключил акционерное соглашение, по которому итальянцы должны внести в капитал ГСС не менее $390 млн до конца 2017 года. Поступление этого взноса являлось одной из ковенант ГСС по кредиту банка. После того как "Сухой" выкупил допэмиссию ГСС, Finmeccanica сократила изначальную долю в уставном капитале компании с 25% до 5,9% в четвертом квартале 2014 года. В отчетности ГСС по МСФО за 2015 год говорится, что "Сухому" принадлежит 94,4% акций, а World Wings (дочерняя структура Alenia, входит в Finmeccanica) — 5,5%.
Параллельно, по словам источников "Ъ", российская сторона рассматривала различные варианты структурирования сделки с учетом действия санкций в отношении ОАК. Например, был вариант выкупа у итальянцев их доли в 51% в Super Jet International (SJI, занимается продажей, кастомизацией и поставками SSJ 100 на основных зарубежных рынках). Но тогда, говорит источник "Ъ", возникал риск, что европейские банки из-за санкций не смогут финансировать SJI.
Теперь российская и итальянская стороны должны пересмотреть ранее заключенное акционерное соглашение по ГСС, сократив долю итальянцев. По словам одного из источников "Ъ", сейчас основной вариант связан с "сохранением партнерских отношений с итальянским концерном, но с меньшей долей его участия". По предварительным договоренностям, говорит источник "Ъ", близкий к правительству, Finmeccanica оставляет структурам ОАК весь оставшийся пакет в ГСС и 41% из своей доли в SJI, сохранив лишь 10% в SJI (с возможностью последующего выкупа этой доли структурами ОАК). При этом российская сторона через компанию "Сухой" должна будет вернуть накопленный долг ГСС и SJI перед Finmeccanica — около €135 млн на конец 2015 года. Кроме того, ОАК придется оплатить остаток разработки интерьера самолета в рамках действующего контракта с ГСС — €16 млн, покрыть расходы в €8 млн на сокращение персонала SJI.
В результате управление программой SSJ 100, ГСС и SJI будет консолидировано у российского акционера. Но собеседники "Ъ" уверяют, что, несмотря на измененный формат взаимодействия, сотрудничество с Leonardo-Finmeccanica сохранится по всем ключевым направлениям: поставки самолетов под сертификатом EASA, производство интерьеров, совместные продажи и послепродажное обслуживание. В ГСС и ОАК отказались от комментариев, в Минпромторге и Leonardo-Finmeccanica на запросы "Ъ" не ответили.
Глава Infomost Борис Рыбак считает возможное сокращение участия итальянской стороны в проекте "не самым благоприятным развитием событий". "SSJ 100 находится в самом начале своего пути на международный рынок, поэтому для поддержки проекта необходимы авторитет и умения зарубежного партнера",— считает эксперт. Поэтому стороны должны попытаться максимально сохранить двустороннее сотрудничество, полагает господин Рыбак.