В минувшую пятницу в Минэкономразвития РФ экспертный совет по ОЭЗ рассмотрел шесть новых заявок компаний, претендующих на получение статуса резидента ПОЭЗ «Ульяновск» — «ЦЭСТ» (завод по производству светодиодных изделий), «Интер Логистик Парк» (центр по хранению и обработке паллетизированных грузов), «Леонтаридис» (переносимое в Ульяновск из Греции производство мебели), «ОксиБлок» (производство бортового кислородного оборудования), «Золотая гора» (китайский центр дистрибуции товаров), «Имаджинг Солюшнс» (торговля расходными материалами для устройств печати).
Пять заявителей получили статус резидента, заявка «Имаджинг Солюшнс» отклонена как не вписывающаяся в формат ПОЭЗ. До этого резидентами ПОЭЗ «Ульяновск» уже были компании «Т1» (складская деятельность, логистика, ТОиР), «Промтех Ульяновск» (бортовые электрические сети для воздушных судов), «Волга-Днепр Техникс Ульяновск» (ТОиР самолетов), «ПК АФТ» (производство и обслуживание аэропортовой и коммунальной техники), «ИнтерАвионика» (производство и обслуживание бортового радиоэлектронного оборудования).
Незадолго до этого, 3 июня, на территории ПОЭЗ была торжественно забита первая свая строящегося индустриального парка (ИП) для малых резидентов, где в четырехэтажном корпусе производственных и офисных помещений общей площадью в 14362 кв. м смогут разместиться более 20 компаний (в первую очередь — высокотехнологичных) разного профиля (сметная стоимость ИП — 630 млн рублей, срок строительства — 9–12 месяцев).
«Мы долго запрягали, но теперь будем быстро ехать, и с каждым месяцем — все быстрее», — заявил гендиректор управляющей компании АО «Портовая особая экономическая зона „Ульяновск“» Денис Барышников.
Стоит заметить, что все это происходит на фоне исполнения Министерством экономического развития РФ поручения президента о прекращении деятельности десяти ОЭЗ и запрете создания новых в связи с их экономической неэффективностью. Оставшиеся зоны предлагается передать под управление регионам (решение принято по итогам проверок Счетной палаты РФ и Генпрокуратуры, проведенных после доклада ОНФ президенту).
Однако, отмечает господин Барышников, «ульяновской ПОЭЗ это не касается». Впрочем, он признал, что «в сложившейся ситуации возлагать большие надежды на дальнейшее финансирование не приходится». Всего планировалось из федерального бюджета направить на создание ПОЭЗ 7,715 млрд рублей (с учетом процентов от депозитов — 7,9 млрд рублей), пока получено только около 40 % средств — 3,5 млрд рублей. «Остальные деньги на сегодня заморожены. И я не рассчитываю, что в сегодняшней экономической ситуации в горизонте 2016–2017 годов мы их сможем получить. Но мы будем способны начать разговор с федеральным центром о дополнительном финансировании в 2018 году, когда будут освоены участки резидентов», — сказал руководитель УК ПОЭЗ. По его словам, сейчас уже из 3,5 млрд рублей израсходовано 1,5 млрд рублей, с учетом допэмиссии на 450 млн рублей останется 2 млрд рублей — на достройку объектов таможенной инфраструктуры, индустриального парка и ангарного комплекса, около 0,5 млрд рублей — на развитие инфраструктуры второго пускового комплекса. Пока, по мнению господина Барышникова, для развития ПОЭЗ придется привлекать заемные средства, но это в целом приведет к удорожанию проекта. Он отмечает, что сейчас «задача — сформировать дополнительные факторы привлекательности ПОЭЗ, которые позволят нивелировать рост стоимости владения инфраструктурой». «Мы успели заскочить в последний вагон, зашли в зону невозврата, и я уверен, что дальше будет все нормально», — подчеркнул собеседник. С ним соглашается и первый зампред облправительства Александр Смекалин: «Если посчитать, все получается нормально и имеющихся средств хватает, чтобы раскачать проект. Сейчас мы должны будем показать реальную эффективность ПОЭЗ, и тогда, я думаю, вопросы дальнейшего финансирования будут решаемы».
Сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков Максим Паздников считает, что инструмент ОЭЗ в международной практике считается оправданным и важным, «в развивающихся странах они действительно являются точками роста». «Но они направлены на то, чтобы создавать добавленную стоимость внутри страны, а дальше экспортировать продукцию за рубеж. Такая идеология поначалу закладывалась и в России, потом она трансформировалась, и ОЭЗ стали рассматривать как площадки для привлечения инвесторов, работающих на внутренний рынок. Позднее было раздуто понятие ОЭЗ — кроме производственных появились новые — логистические, туристско-рекреационные. И многие, особенно последние, оказались неэффективными», — отметил эксперт. В то же время он считает, производственные и технико-внедренческие ОЭЗ доказали свою состоятельность, «в том числе — уникальная ульяновская ПОЭЗ, которая живет и развивается». «И их надо продолжать развивать, понимая, что эффект от них будет не через год, а в более долгосрочной перспективе. Наверное, после поручения президента на ОЭЗ не поставят крест, это было бы неправильно, просто будет наведен порядок и ужесточатся правила», — заключил эксперт.
Пять заявителей получили статус резидента, заявка «Имаджинг Солюшнс» отклонена как не вписывающаяся в формат ПОЭЗ. До этого резидентами ПОЭЗ «Ульяновск» уже были компании «Т1» (складская деятельность, логистика, ТОиР), «Промтех Ульяновск» (бортовые электрические сети для воздушных судов), «Волга-Днепр Техникс Ульяновск» (ТОиР самолетов), «ПК АФТ» (производство и обслуживание аэропортовой и коммунальной техники), «ИнтерАвионика» (производство и обслуживание бортового радиоэлектронного оборудования).
Незадолго до этого, 3 июня, на территории ПОЭЗ была торжественно забита первая свая строящегося индустриального парка (ИП) для малых резидентов, где в четырехэтажном корпусе производственных и офисных помещений общей площадью в 14362 кв. м смогут разместиться более 20 компаний (в первую очередь — высокотехнологичных) разного профиля (сметная стоимость ИП — 630 млн рублей, срок строительства — 9–12 месяцев).
«Мы долго запрягали, но теперь будем быстро ехать, и с каждым месяцем — все быстрее», — заявил гендиректор управляющей компании АО «Портовая особая экономическая зона „Ульяновск“» Денис Барышников.
Стоит заметить, что все это происходит на фоне исполнения Министерством экономического развития РФ поручения президента о прекращении деятельности десяти ОЭЗ и запрете создания новых в связи с их экономической неэффективностью. Оставшиеся зоны предлагается передать под управление регионам (решение принято по итогам проверок Счетной палаты РФ и Генпрокуратуры, проведенных после доклада ОНФ президенту).
Однако, отмечает господин Барышников, «ульяновской ПОЭЗ это не касается». Впрочем, он признал, что «в сложившейся ситуации возлагать большие надежды на дальнейшее финансирование не приходится». Всего планировалось из федерального бюджета направить на создание ПОЭЗ 7,715 млрд рублей (с учетом процентов от депозитов — 7,9 млрд рублей), пока получено только около 40 % средств — 3,5 млрд рублей. «Остальные деньги на сегодня заморожены. И я не рассчитываю, что в сегодняшней экономической ситуации в горизонте 2016–2017 годов мы их сможем получить. Но мы будем способны начать разговор с федеральным центром о дополнительном финансировании в 2018 году, когда будут освоены участки резидентов», — сказал руководитель УК ПОЭЗ. По его словам, сейчас уже из 3,5 млрд рублей израсходовано 1,5 млрд рублей, с учетом допэмиссии на 450 млн рублей останется 2 млрд рублей — на достройку объектов таможенной инфраструктуры, индустриального парка и ангарного комплекса, около 0,5 млрд рублей — на развитие инфраструктуры второго пускового комплекса. Пока, по мнению господина Барышникова, для развития ПОЭЗ придется привлекать заемные средства, но это в целом приведет к удорожанию проекта. Он отмечает, что сейчас «задача — сформировать дополнительные факторы привлекательности ПОЭЗ, которые позволят нивелировать рост стоимости владения инфраструктурой». «Мы успели заскочить в последний вагон, зашли в зону невозврата, и я уверен, что дальше будет все нормально», — подчеркнул собеседник. С ним соглашается и первый зампред облправительства Александр Смекалин: «Если посчитать, все получается нормально и имеющихся средств хватает, чтобы раскачать проект. Сейчас мы должны будем показать реальную эффективность ПОЭЗ, и тогда, я думаю, вопросы дальнейшего финансирования будут решаемы».
Сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков Максим Паздников считает, что инструмент ОЭЗ в международной практике считается оправданным и важным, «в развивающихся странах они действительно являются точками роста». «Но они направлены на то, чтобы создавать добавленную стоимость внутри страны, а дальше экспортировать продукцию за рубеж. Такая идеология поначалу закладывалась и в России, потом она трансформировалась, и ОЭЗ стали рассматривать как площадки для привлечения инвесторов, работающих на внутренний рынок. Позднее было раздуто понятие ОЭЗ — кроме производственных появились новые — логистические, туристско-рекреационные. И многие, особенно последние, оказались неэффективными», — отметил эксперт. В то же время он считает, производственные и технико-внедренческие ОЭЗ доказали свою состоятельность, «в том числе — уникальная ульяновская ПОЭЗ, которая живет и развивается». «И их надо продолжать развивать, понимая, что эффект от них будет не через год, а в более долгосрочной перспективе. Наверное, после поручения президента на ОЭЗ не поставят крест, это было бы неправильно, просто будет наведен порядок и ужесточатся правила», — заключил эксперт.