Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второй пилот не смог остановить командира


21 апреля 2016 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


В опубликованном вчера промежуточном отчете Межгосударственного комитета (МАК) о причинах недавней катастрофы Boeing 737-800 авиакомпании Fly Dubai в аэропорту Ростова-на-Дону была реконструирована схема развития нештатной ситуации на борту. Из документа следует, что Boeing под управлением командира его экипажа несся к земле со скоростью 600 км/ч. Ввести в ступор опытного летчика, по данным экспертов, могли перегрузки, которые сначала создали ему ложную иллюзию, а затем сковали его по рукам и ногам. Второй пилот, даже осознавая смертельную опасность, в управление не вмешался.

Как было установлено комиссией МАК, перелет Boeing с 55 пассажирами и 7 членами экипажа на борту из Дубая в Ростов прошел в штатном режиме. Самолет был технически исправен, двое его пилотов — опытными, каждый из них провел за штурвалом почти по 6 тыс. часов, а погода на маршруте, в аэропорту посадки и даже в двух запасных аэропортах — Краснодаре и Волгограде — "не препятствовала выполнению задания".

Уже во время посадки в Ростове, происходившей в ночь на 19 марта, пилотов, очевидно, напугал сдвиг ветра. Сообщив российскому диспетчеру о том, что бортовые системы самолета зарегистрировали это опасное явление, летчики ушли на второй круг. Они набрали заданную высоту 2,5 км, а обнаружив "слабое обледенение", поднялись еще на 2 км, оставшись в так называемой зоне ожидания почти на два часа. Все это время летчики постоянно интересовались у диспетчера, не изменилась ли к лучшему погода, а поскольку предупреждение о разнонаправленных ветрах сохранялось, выжидали.

Вторая попытка сесть была предпринята экипажем в 3:23 по местному времени: машина под управлением автопилота благополучно снизилась и встала на посадочную прямую-глиссаду, не допустив при этом, как установила комиссия, отклонений по высоте и курсу. Однако на высоте около 600 м командир экипажа был вынужден отключить так называемый автомат тяги и взять управление на себя. Как полагают эксперты, действие это было вполне резонным — в условиях болтанки автоматика реагирует на воздушные ямы с запозданием и зачастую создает пилотам лишь дополнительные проблемы.

Когда Boeing опустился до отметки 220 м от поверхности земли, его параметрический самописец зарегистрировал довольно странное явление — самолет вдруг самопроизвольно, без вмешательства пилотов, увеличил свою приборную скорость с 290 до 320 км/ч. Причиной этого, возможно, стал как раз дувший на отметке 220 м попутный направлению посадки ветер. Этот порыв ветра, энергично "подтолкнувший" самолет, как полагают специалисты, вывел и без того раздосадованных долгим ожиданием летчиков из состояния душевного равновесия и создал в кабине "некоторую нервозность", зарегистрированную речевым самописцем.

Отказавшись от посадки, командир повел машину уже на третий круг, однако его дальнейшие действия, по мнению экспертов, уже сложно было назвать квалифицированными. Пилот задал "совершенно избыточный" для ухода на круг взлетный режим работы двигателям, загрузив их на 101-102% от проектной мощности. В результате машина стала энергично, со скоростью около 20 м/с, набирать высоту. В свою очередь, экстремальное для линейного самолета ускорение обеспечило летчикам и пассажирам так называемую положительную перегрузку, а ощущение придавленности к спинке кресла, как полагают эксперты, сформировало у управляющего пилота "ложную иллюзию" полета вверх.

С этого момента управление Boeing некоторые эксперты характеризовали уже как хаотичное. На высоте около 600 м командир чуть убрал режим работы двигателей и отдал штурвал, немного погасив при этом скорость. Это действие, длившееся всего 3 секунды, позволило слегка уменьшить перегрузку, однако благодаря поступившей команде к управлению самолетом подключилась автоматика Boeing, которая начала перемещать убранные при наборе высоты закрылки.

Тем временем командир предпринял следующую попытку энергичного набора высоты, во время которой выпущенные на 15 градусов закрылки усугубили возникшую у экипажа иллюзию вертикального взлета. В итоге, как показал экспертам параметрический самописец, управляющий пилот на высоте около 900 м резко перевел штурвал на пикирование, отклонив при этом руль высоты машины. Более того, командир придал самолету дополнительный пикирующий момент, перемещая его стабилизатор: параметрический самописец зафиксировал характерные щелчки поворотной рукоятки управления стабилизатором, расположенной на центральном пульте. Летчик крутил эту рукоятку в течение 12 секунд, отклонив стабилизатор на 5 градусов в сторону пикирования.

В свою очередь, Boeing, набрав высоту около 1000 м, по словам специалистов, стал не падать, а именно пикировать к земле в контролируемом его командиром полете. Это привело к катастрофическим последствиям: в кабине возникла отрицательная перегрузка — 1g. Как пояснил "Ъ" опытный летчик-испытатель, гражданские пилоты непривычны и к положительным перегрузкам, которые прижимают человека к креслам. "Ощущение же, когда ты повисаешь на ремнях, падают стаканы с кофе, а в глаза тебе летит поднятая из щелей в полу пыль, почти наверняка ввергает неподготовленного человека в панику или, наоборот, в ступор".

Нечто подобное, очевидно, произошло и с экипажем Boeing. Командир, видимо, понял, что катастрофа неизбежна, когда машина "поднырнула" под облака и стали видны огни аэропорта. Однако прервать свой последний полет, идущий со скоростью около 600 км/ч и под углом около 50 градусов к земле, уже не мог. Ошибку, допущенную командиром, понял второй пилот. Однако вмешиваться в управление он не стал, лишь прокричав по-испански: "No! No! No lo Hagas! Alto ahi!" ("Нет, нет! Не делай этого! Стоять! Остановись!")

Как пояснили "Ъ" эксперты, уже на предварительной стадии расследования очевидно, что к катастрофе и гибели 62 человек привели именно неправильные действия экипажа Boeing. Что именно заставило опытных летчиков запаниковать и "потеряться" в пространстве, в ближайшее время попытаются выяснить эксперты-психологи. В частности, им предстоит изучить медицинские документы членов экипажа, составить их психологические портреты и установить, насколько характеры пилотов были совместимы.



комментарии (1):

UWWW      22/04/2016 [12:16:09]#1
Автору этого "произведения" нужно любовные романы сочинять, а не на этом ресурсе позориться со своим дилетантским стилем...













Материалы рубрики

Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной



Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBk7BT
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/, лучшие цены.
Тут https://youdo.com/lawyer/family/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer