Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В катастрофе Boeing заподозрили тяги


22 марта 2016 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Наиболее вероятной причиной катастрофы Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, произошедшей в минувшую субботу в аэропорту Ростова-на-Дону, называется ошибка экипажа, не сумевшего поднять машину на второй круг после попытки посадки в сложных метеоусловиях. Между тем некоторые российские эксперты полагают, что этот маневр не представлял большой сложности для пилотов, а помешать им могла скорее не погода, а неисправность тяг управления рулем высоты Boeing. Попытки экипажа "перетянуть" заклинивший механизм штурвалом, возможно, и отправили лайнер, на борту которого находились 62 человека, в смертельное пике.

Опрошенные "Ъ" эксперты полагают, что экипаж прилетевшего рано утром в субботу в аэропорт Ростова-на-Дону Boeing 737-800 оказался в сложной ситуации. После четырехчасового ночного перелета самолет не смог приземлиться из-за порывистого, да еще дующего со сдвигом на разных высотах ветра и дождя со снегом. Еще одна попытка посадки, совершенная через 1 час 40 минут кружения в так называемой зоне ожидания, опять же не увенчалась успехом. Экипажу, опустившему машину до отметки 270 м, пришлось снова набирать высоту для ухода на очередной круг. Поднявшись до высоты около 940 м, машина вдруг резко пошла не дальше вверх, а вниз и уже через несколько секунд на скорости более 325 км/ч врезалась в землю у ВПП.

Столкновение, произошедшее под углом около 45 градусов к поверхности, и мощный взрыв паров топлива не оставили семи членам экипажа самолета и 55 его пассажирам никаких шансов. На мелкие фрагменты разлетелись даже традиционно остающиеся относительно целыми после падения двигатели и конструкции шасси самолета.

В числе возможных причин катастрофы специалисты называют усталость экипажа и его слабую профессиональную подготовку. Сыграла роль и экономическая составляющая. Отправив в Ростов рейс с загрузкой всего на одну треть — перевозились 55 пассажиров вместо положенных 160,— компания-лоукостер и так работала на грани убытка. Возможный уход на Краснодар грозил оплатой дополнительных взлета и посадки, дозаправкой топливом в "чужом" аэропорту по высокой цене, размещением пассажиров в отелях за счет авиакомпании, а в перспективе — и судебными исками от них в связи с нарушением "отпускного" графика. Учитывая эти обстоятельства, летчики, очевидно, пытались во что бы то ни стало сесть именно в Ростове, и закончившаяся неудачей повторная попытка приземления по понятным причинам вывела их из равновесия.

В итоге, уходя на очередной круг, летчики, возможно, совершили какую-то ошибку. Например, понадеялись на автопилот, который на самом деле был отключен, или потеряли ориентировку в пространстве, управляя машиной в ручном режиме. Так или иначе, но необходимый в данном случае плавный набор высоты почему-то превратился в стремительное пикирование.

Между тем, по мнению других специалистов, вторичный уход борта FZ981 на круг не представлял большой сложности для экипажа. Об этом свидетельствует, например, то, что в ночь на субботу в Ростов прилетали десятки бортов и многие из них, попытавшись сесть, благополучно ушли на запасные аэродромы. Без проблем "отработал" за два часа до катастрофы уход на второй круг с малой высоты и экипаж Boeing 737-800. О том, что в его кабине все это время была спокойная, рабочая обстановка, свидетельствует и запись последних радиопереговоров экипажа с диспетчером. С учетом этих обстоятельств в качестве причины аварии специалисты предлагают рассмотреть и техническую неисправность самолета. Тем более что подобные случаи уже регистрировались как в российской, так и в мировой практике. 19 ноября 2013 года в сложную ситуацию попали пилоты Boeing 737-500 компании Norwegian Air Shuttle ASA, совершавшие посадку в Финляндии. Экипаж тогда зарегистрировал самопроизвольное отклонение руля высоты на кабрирование и чудом избежал катастрофы — для того чтобы компенсировать его, как установило расследование, пилотам пришлось приложить к штурвалу совместное усилие в 94 кг.

К категории спорных можно отнести и выводы комиссии Межгосударственного авиакомитета относительно катастрофы Boeing 737-500, произошедшей в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года. МАК посчитал, что аварию спровоцировал непрофессионализм пилотов Boeing, пытавшихся вывести машину на второй круг после неудачной попытки посадки. Летчики, по мнению комиссии, "не понимали своего точного местоположения" в полете, не умели использовать "принципы комплексного самолетовождения" и не были достаточно "мобилизованы психологически". Поэтому и ушли в пикирование вместо набора высоты.

Между тем один из членов технической комиссии, опытнейший эксперт Николай Студеникин заявил тогда о своем несогласии с выводами коллег. Комментируя параметры последнего этапа полета Boeing 737-500 в Казани, эксперт отметил, что отклонение руля высоты машины "носило монотонный систематический характер, несвойственный человеческим возможностям". Нетипичным, по его мнению, было и "знакопеременное отклонение рулевой колонки с тенденцией на пикирование". А все вместе это свидетельствовало о том, что появился некий "мешающий управлению фактор". "Импульсные попытки" летчиков парировать самопроизвольное снижение машины, как полагает эксперт, "наблюдались до последних секунд полета".

Причина же, по его мнению, могла быть в заклинившем механизме привода руля высоты Boeing. Как отмечает в своем особом мнении господин Студеникин, в сопряжении двух изъятых из обломков самолета деталей привода — золотника и гильзы — расследователи зарегистрировали повышенное трение. Проблема возникла, возможно, из-за дефектов, обнаруженных на обеих деталях,— на их поверхностях имелись кольцевые риски и заусенцы.

Кроме того, на механизмах рулевых тяг, по данным эксперта Студеникина, отсутствовали заводские наклейки, поэтому у комиссии, по его мнению, были все основания, засомневаться в "аутентичности" агрегатов. Однако, оценку работоспособности сомнительных механизмов, как утверждает эксперт, комиссия поручила их производителю — американской компании, выводы которой вряд ли можно считать объективными.

С учетом этого обстоятельства опрошенные "Ъ" специалисты полагают, что при расследовании ростовской катастрофы именно механизмы управления рулем высоты Boeing должны быть тщательно изучены независимыми специалистами.


комментарии (1):

Алекс Самолетов      23/03/2016 [11:01:32]#1
В целом согласен с Николаем Ивановичем.
Если комментировать опубликованные на днях видеозаписи, и пока не ознакомившись с материалами расшифровки данных СОК и переговорами экипажа, замечу об бросающейся в глаза схожести ситуации с Казанской трагедией - то же семейство ВС, такая же в точности траектория движения (угол, скорость, отсутствие признаков управляемости самолета), снова ситуация с уходом на следующий круг (TOGA)...
Полностью разделяю известную истину, что выводы, даже предварительные, делать пока рано, но сразу же возникает вопрос: А если, действительно, дело в несовершенности управления РВ или стабилизатором?? Что тогда скажет Росавиация??? Мы прекрасно помним какой скандал сопутствовал тогда выводам экспертов МАК и как всеми правдами и неправдами пытались отстоять (вплоть до правительственного уровня) "натянутое" решение Росавиации - ведь под угрозой остановки оказалась почти добрая половина ВС российских а/к, что, в свою очередь, непременно вылилось бы в коллапс на рынке авиаперевозок...













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvSYX
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/courier-services/pedestrian/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer