Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Цена мечты: кто «попал» на 10 млрд. из-за краха двух авиакомпаний РТ?


16 марта 2016 года Елена Иванова, Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно «БИЗНЕС Online», арбитражный управляющий «Ак Барс Аэро» подал в суд ходатайство о завершении конкурсной процедуры. Произошло это вскоре после того, как 3,1 млрд. рублей долга перешло от близкого к СИНХу ООО «Нетаф» на баланс минземимущества РТ. При этом получить из этой суммы реально разве что от мертвого осла уши: при долгах в 8 млрд. рублей имущества у авиакомпании — всего на 170 миллионов. Примерно та же ситуация и у предыдущего претендента на роль национального авиаперевозчика.

БАНКРОТСТВО С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ 2%

Татарстанские авиакомпании «Татарстан» (АКТ) и «Ак Барс Аэро» (АБА) приближаются к окончанию процедуры банкротства. Как стало известно «БИЗНЕС Online», конкурсный управляющий АБА Ренат Минуллин не так давно ходатайствовал в суде о завершении конкурсного производства. Судя по документам, авиакомпании на пару накопили долгов на гигантскую сумму — более чем 10 млрд. рублей. АКТ подошла к началу 2016 года с реестром кредиторов в 2,85 млрд. рублей, а АБА — в 7,98 миллиарда. При этом, судя по отчетам конкурсных управляющих, эффективность их банкротства не превышает 2% — так соотносятся объемы конкурсной массы к сумме долгов.

Первым на ликвидационный финиш выходит АБА, где процедура несостоятельности стартовала в конце января прошлого года. Объем имущества в конкурсной массе составляет примерно 170 млн. рублей. Такие итоги опубликовал татарстанский арбитраж со ссылкой на Миннуллина. Среди имущества авиакомпании самым ценным оказались запчасти (вероятно, авиационные) — 118 млн. рублей, а также 8 авиадвигателей стоимостью в 15 миллионов (вероятно, для самолетов еще советского производства). На рублевых и валютных счетах АБА на момент введения банкротной процедуры оставались 10,4 млн. рублей, 11 тыс. евро и $40,6 тысячи.

Не за горами и завершение банкротства АКТ, которое началось раньше — в мае 2014 года. Сроки окончания конкурсного производства на днях отложены до 29 апреля. При этом конкурсная масса еще более проблемная, чем у АБА: хотя управляющий выявил имущество балансовой стоимостью 826 млн. рублей, большая его часть оказалась дебиторской задолженностью, трудной к взысканию. Права требования продавали на торгах с большим дисконтом: например, лот задолженности 57 дебиторов на 323 млн. рублей после оценки «сдулся» до 17 млн., но сих пор не продан — нет желающих. Имущество же продавалось с дисконтом в 30 - 50% от начальной стоимости, и к 14 января от реализации конкурсной массы удалось получить 51,6 млн. рублей, говорится в отчете управляющего АКТ Евгения Грабалина, а это всего 1,8% от суммы требований. Как сообщил «БИЗНЕС Online» управляющий, он ожидает, что завершит процедуру в течение полугода.
 
То, что кредиторы получат дырку от бублика, — обыденное явление для авиатранспортного бизнеса. «Это обычная ситуация, — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Несмотря на то что авиакомпании ведут бизнес с большими оборотами, основных средств на их балансе почти нет. Поскольку авиатехника очень дорогая и сегодня, наверное, нет перевозчиков, которые могли бы купить с десяток магистральных судов, их берут в лизинг, то есть, по сути, они находятся в аренде. Остальное имущество зачастую не перекрывает долги, которые перевозчик может накопить». «Можно создать авиакомпанию, в собственности которой будет стол гендиректора, стул, на котором он сидит, и шкаф для хранения сертификатов, — популярно разъяснил «БИЗНЕС Online» ситуацию главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Самолеты — в лизинге, а остальное можно передать на аутсорсинг».
 
«АК БАРС» БАНК ВЫШЕЛ СУХИМ, А ИВАН ЕГОРОВ ТЕРЯЕТ МИЛЛИАРД

Кому же остались должны столь внушительные суммы некогда флагманы авиатранспортной отрасли Татарстана? Начнем с конца, то есть со счастливчиков, которые практически избежали потерь. Так, среди кредиторов нет банков, хотя у АБА был долг перед «АК БАРС» Банком, который на начало 2014 года составлял 3,4 млрд. рублей. Дело в том, что после прихода весной 2014 года в авиакомпанию антикризисного менеджера Васила Каюмова именно этот долг, по данным источников «БИЗНЕС Online», «закрыли» в первую очередь.

Лишь в минимальной степени пострадают лизингодатели. Хотя зарегистрированная на Бермудских Островах компания Magpie Aviation Leasing Ltd требует у АБА более 300 млн. рублей выплат по просроченным лизинговым платежам за пятерку самолетов Bombardier CRJ200. Вообще, история акбарсовских CRJ200 и остального авиапарка запутана. Предположительно, часть из них выкуплена вместе с остатком лизинговых долгов «Татнефтью» — это основа новой татарстанской авиакомпании «ЮВТ-Аэро».

Крупные потери приходятся на всевозможных поставщиков. Так, свыше 1 млрд. рублей данные авиакомпании задолжали УК «Приволжская продовольственная корпорация»: АКТ — 518 млн., АБА — 500 млн. рублей. Впрочем, собственником этой фирмы, по всей видимости, поставлявшей питание, является ОАО «Фонд Золотой колос», а это структура, близкая к собственнику АБА — «Ак Барс Холдингу».

Остались у АБА долги и перед поставщиками топлива — в частности перед «Татнефть-АЗС Центром». Ряд довольно крупных кредиторов — на сотни миллионов — иностранные компании, например, более 100 млн. требует американский оператор техобслуживания Atlantic Jet Support.

АКТ же осталась должна международному аэропорту «Казань» (559 млн. рублей), а также целых 353 млн. — федеральной налоговой службе.

ЗАМЕДЛЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ

Самый же крупный долг у авиакомпаний — перед правительственной структурой ООО «Нетаф». АБА до последнего времени была должна ей 3,1 млрд. рублей, а АКТ — 728 млн. рублей. Половина уставного капитала «Нетафа», по данным «Контур-Фокус», принадлежит министерству земельных и имущественных отношений РТ, остальные владельцы не указаны. Ранее «Нетаф» фигурировал в списке аффилированных лиц правительственного холдинга «Связьинвестнефтехим» (СИНХ), но в документах за октябрь 2015 года фирма уже не значится.

Датой рождения «Нетафа» стало 8 апреля 2014 года, то есть уже после катастрофы татарстанского «Боинга-737», когда было принято решение о ликвидации АКТ, а АБА, на которую в дополнение к собственной непростой ситуации лег груз обязательств потерпевшего крах коллеги, залихорадило. Симптоматично, что АКТ подала иск о собственном банкротстве спустя три недели после создания «Нетафа». Добавим, что в 2014 году выручка «Нетафа» составила 6,9 млрд. рублей, чистый убыток — 2,1 миллиарда.

Можно предположить, что фирму создали специально для рискованных вливаний в АБА. «После катастрофы не было денег не то что на продолжение полетов — их не было вообще, а продолжать летать было надо, — рассказал «БИЗНЕС Online» источник в авиатранспортной отрасли. — К тому же часть долгов «Татарстана» перешла к «Ак Барс Аэро», но отдавать-то их никто не мог — из чего?! Кредиторы могли попросту создать для авиакомпании невыносимые для полетов условия. Вот и кинули спасательный круг — синховский «Нетаф». И СИНХ выполнил обязательства, которые на него возложили (напомним, тогда много говорилось, что контроль за АБА перейдет от холдинга «Ак Барс» к СИНХу— прим. авт.), — дал денег. Видимо, это и есть сегодняшний долг».

Отметим, что вскоре после катастрофы «Боинга» «Нетаф» стал учредителем (43,4%) новой татарстанской авиакомпании — ООО «Авиасервис», которому передали бизнес-перевозки АБА (отметим, весьма доходные). Среди прочего «Авиасервис» отвечает за полеты первых лиц и крупных бизнесменов РТ. В числе прочих учредителей — минзеимущество РТ (26,8%) и структуры СИНХа.
Интересно, что генеральным директором «Нетафа» назначили Руслана Максудова — бывшего топ-менеджера «ВымпелКома», которого в феврале 2014 года пригласили на антикризисную должность исполнительного директора АБА (Максудова называли креатурой гендиректора СИНХа Валерия Сорокина, который и представлял нового сотрудника коллективу АБА). Но, проработав в АБА месяц, он уволился, а в СМИ просочилась его записка для правительства РТ, в которой среди прочего говорилось: «В случае продолжения текущей коммерческой политики, исходя из тенденций января - начала февраля, авиакомпания от регулярных полетов на CRJ200 получит в 2014 году не 92 миллиона рублей прибыли (план), а около 1,5 - 2 миллиардов убытка». Убытки за 2014 год у АБА в итоге составили 2,6 млрд. рублей.

Самое же интригующее обстоятельство в связи с долгом АБА «Нетафу» заключается в том, что еще в середине февраля Миннуллин ходатайствовал о продлении конкурсного производства до 24 июня 2016 года. Однако 16 февраля была подписана, по-видимому, ключевая сделка: «Нетаф» передал право требования практически безнадежного долга своему акционеру — минземимуществу РТ. Вскоре конкурсный управляющий и подал в суд ходатайство о завершении производства... Детали соглашения неизвестны. Технически речь идет вроде бы о перекладывании из кармана в карман, однако, как известно, у каждого государственного «кармана» есть фамилия руководителя и интересы. Да и зафиксировать убытки с баланса государству безболезненнее, чем ООО «Нетаф» как хозяйствующему субъекту. Тем более если в обмен на безнадежный долг ему удалось хоть что-то получить взамен... «БИЗНЕС Online» предложил минзему прокомментировать передачу долга, но ответить на вопросы в министерстве так и не смогли.

Остается добавить, что второй по величине кредитор АБА — инвестиционно-венчурный фонд РТ (ИВФ), которому авиакомпания должна более 1 млрд. рублей. «БИЗНЕС Online» предложил ИВФ прояснить, какое отношение он имеет к авиаперевозкам, но нам ответили, что не могут предоставить ответ «по причине того, что он содержит конфиденциальную информацию». Наш же источник в авиатранспортной отрасли предполагает, что «сумму просто решили раскидать по разным организациям, чтобы она не казалась слишком большой».

«ЭКОНОМИКИ ЗДЕСЬ НЕ ВИДНО»

С одной стороны, можно допустить, что, по крайней мере, часть из 10 млрд. рублей долгов авиакомпаний создана искусственно, чтобы иметь большинство в совете кредиторов. Но даже с учетом этой поправки ясно, что реальные потери на поддержание авиатранспортной отрасли Татарстана «на лету» исчисляются миллиардами.

Одной из причин, безусловно, стали просчеты менеджмента, о которых «БИЗНЕС Online», основываясь на мнении авиатранспортного сообщества, неоднократно писал еще при жизни уходящих в могилу авиакомпаний. Среди вопросов без ответа, к примеру, остались такие: как родилась идея приобрести именно Bombardier CRJ200, неоднозначные с точки зрения экономики? У кого их покупали? На каких условиях?

Каким образом планировались полеты перевозчика, ведь АБА регулярно засвечивалась в списке непунктуальных компаний. Судя по тому же списку кредиторов, деятельность АБА — постоянный клубок проблем: долги аэропортам, топливо-заправочным комплексам и так далее.

Вместе с тем проблемы из года в год заметались под ковер. Каждый год компания показывала хоть и небольшую, но прибыль... Неизвестно, сколько бы все это продолжалось, но тут упал «Боинг», дела у АБА стремительно пошли вниз. В компанию прислали Каюмова, который обнаружил миллиардные долги и оценил ситуацию так: «Экономики здесь не видно».

Точно такой же вызывающий много вопросов момент — приобретение самолетов Cessna Grand Caravan, которые в итоге от АКТ перешли к АБА. Почему они появились именно тогда, когда у авиакомпании «Татарстана» дела стремительно ухудшались? Почему выбрали именно этот тип? Везет Cessna всего 9 пассажиров. Пилотов — двое, учить их надо в США и два раза в год отправлять туда на повышение квалификации. Это немалые деньги. Да и ресурс у самолетов невелик. Также секретом остается и то, зачем татарстанским перевозчикам потребовалось 15 Cessna, хотя, судя по расписанию, летало только 5 - 6...

Так или иначе, банкротства АБА и АКТ, можно сказать, завершают целый этап в истории экономики Татарстана — череде попыток создать национального авиаперевозчика (проросшая на обломках «ЮВТ-Аэро» позиционируется как неизбежность для промышленного юго-востока Татарстана и патронируется профильной «Татнефтью»). Как полагает главный редактор ресурса «АвиаПорт» Олег Пантелеев, закат «национальной» идеи закономерен: «Сам по себе феномен республиканских авиакомпаний — это пережиток прошлого. Если мы посмотрим на Европу, то как таковые национальные авиакомпании уже остаются в прошлом. Надо понимать, что риски наличия республиканского авиаперевозчика сегодня, к сожалению, слишком высоки, а целесообразность его наличия неоднозначна. Есть компании, носящие имена регионов и получающие от них помощь: «Ямал» — от Ямало-Ненецкого округа, «Якутия» — от Республики Саха (имеется в виду, что в этих удаленных и редконаселенных регионах без своих авиакомпаний обходиться невозможно — прим. авт.). А вот другие принадлежащие регионам игроки уже неактуальны».
Складывавшиеся с 90-х в авиатранспортной отрасли поведенческие модели ведения бизнеса с их непрозрачностью, принципами принятия решений нередко на основе личностных интересов, странной кадровой политикой, подключением в сложных ситуациях «административного ресурса», представители которого по роду своих занятий не способны вникнуть в тонкости авиабизнеса, по всей видимости, и не могли привести к другому результату. Так что, 3 млрд. убытка на «балансе» татарстанского минзема — символически вполне справедливый итог.


комментарии (2):

saler      17/03/2016 [07:04:41]#1
Хороший профессиональный материал, что редкость в последнее время. Ничто не вызвало отторжения. Журналисты молодцы, нужно будет запомнить фамилии.

CruelVinni      17/03/2016 [12:27:07]#2
...модели ведения бизнеса с их непрозрачностью, принципами принятия решений нередко на основе личностных интересов, странной кадровой политикой, подключением в сложных ситуациях «административного ресурса», представители которого по роду своих занятий не способны вникнуть в тонкости авиабизнеса, по всей видимости, и не могли привести к другому результату. Так что, 3 млрд. убытка на «балансе» татарстанского минзема — символически вполне справедливый итог.

и опять ... Попахивает освоением бюджетных денег
А если серьёзно, то этим должна заинтересоваться прокуротура ...













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1qYR
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/mskreg/, подробности по ссылке.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/cars/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer