Минтранс не исключает новых банкротств авиакомпаний при сохранении низкого спроса на перевозки. Об этом заявил замминистра транспорта Валерий Окулов. На международных линиях в минувшем году наблюдалось существенное падение — перевезено 39,5 миллионов пассажиров против 47 миллионов годом ранее. «К сожалению, эта тенденция продолжается. Падение в январе этого года — 26%», — сообщил замминистра. При этом, по его словам, средняя стоимость авиаперевозки в 2015-м выросла на 5,6% при инфляции в 12,7%. «В целом авиакомпании накапливают убытки», — подчеркнул Окулов.
Что происходит сейчас на рынке авиаперевозок? Отвечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
«Российские авиакомпании сегодня находятся в отрицательной зоне рентабельности. С одной стороны, резко упали объемы перевозок на международных направлениях, которые были более-менее доходны. И даже рост на внутрироссийских маршрутах никак не компенсировал эти потери, потому что внутрироссийские перевозки либо низкорентабельные, либо убыточные. С другой стороны, девальвация рубля существенно повысила лизинговые платежи, одновременно с этим росли тарифы и на другие услуги, которые приобретают авиакомпании. В результате всех этих факторов сегодня авиакомпании даже на тех маршрутах, где заполняемость воздушных судов более-менее приличная, продолжают генерировать убытки. Ситуацию изменить достаточно сложно. Сегодня, если не предпринять экстренные шаги со стороны государства по изменению экономико-финансовой среды в авиационной отрасли, еще какое-то время более-менее стабильно авиакомпании будут держаться на плаву, а дальше мы будем свидетелями массового исхода с рынка авиаперевозчиков: либо они будут уходить тихо, либо это будут громкие банкротства, такие как у авиакомпании «Трансаэро».
Каким компаниям грозит банкротство, и к чему приведет укрупнение рынка авиаперевозок? Рассуждает PR-директор Aviasales Янис Дзенис:
«Со всеми этими укрупнениями мы вполне можем доукрупняться до единственного «Аэрофлота» во всяких разных обличиях — «Победа», «Россия», «Аврора» и все такое. Но глобально сейчас на рынке нет одной авиакомпании, которая вела бы себя симметрично тому, что происходило с «Трансаэро» в прошлом году. Сейчас нет перевозчика, который однозначно демпингует на фоне всех остальных. Потому что у «Трансаэро» действительно наблюдались какие-то шальные тарифы, например, в Нью-Йорк и обратно за 12 тысяч рублей, и много других восхитительных, с точки зрения пассажиров, правда, возможностей. Сейчас на рынке ничего подобного не видно. И даже лоукостер «Победа» со своими перелетами в Милан за 18 тысяч рублей не очень-то похож на лоукостера, поэтому, если мы говорим о демпинге, как о признаке скорого банкротства, сложно сказать, что кто-то из российских перевозчиков в нем замечен».
Минтранс по-прежнему выступает за обнуление НДС на авиаперевозки как основной меры поддержки отрасли. В министерстве отмечают, что снижение НДС на внутренние перевозки с 18% до 10% позволило в 2015 году нарастить объем внутренних перевозок.
Что происходит сейчас на рынке авиаперевозок? Отвечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
«Российские авиакомпании сегодня находятся в отрицательной зоне рентабельности. С одной стороны, резко упали объемы перевозок на международных направлениях, которые были более-менее доходны. И даже рост на внутрироссийских маршрутах никак не компенсировал эти потери, потому что внутрироссийские перевозки либо низкорентабельные, либо убыточные. С другой стороны, девальвация рубля существенно повысила лизинговые платежи, одновременно с этим росли тарифы и на другие услуги, которые приобретают авиакомпании. В результате всех этих факторов сегодня авиакомпании даже на тех маршрутах, где заполняемость воздушных судов более-менее приличная, продолжают генерировать убытки. Ситуацию изменить достаточно сложно. Сегодня, если не предпринять экстренные шаги со стороны государства по изменению экономико-финансовой среды в авиационной отрасли, еще какое-то время более-менее стабильно авиакомпании будут держаться на плаву, а дальше мы будем свидетелями массового исхода с рынка авиаперевозчиков: либо они будут уходить тихо, либо это будут громкие банкротства, такие как у авиакомпании «Трансаэро».
Каким компаниям грозит банкротство, и к чему приведет укрупнение рынка авиаперевозок? Рассуждает PR-директор Aviasales Янис Дзенис:
«Со всеми этими укрупнениями мы вполне можем доукрупняться до единственного «Аэрофлота» во всяких разных обличиях — «Победа», «Россия», «Аврора» и все такое. Но глобально сейчас на рынке нет одной авиакомпании, которая вела бы себя симметрично тому, что происходило с «Трансаэро» в прошлом году. Сейчас нет перевозчика, который однозначно демпингует на фоне всех остальных. Потому что у «Трансаэро» действительно наблюдались какие-то шальные тарифы, например, в Нью-Йорк и обратно за 12 тысяч рублей, и много других восхитительных, с точки зрения пассажиров, правда, возможностей. Сейчас на рынке ничего подобного не видно. И даже лоукостер «Победа» со своими перелетами в Милан за 18 тысяч рублей не очень-то похож на лоукостера, поэтому, если мы говорим о демпинге, как о признаке скорого банкротства, сложно сказать, что кто-то из российских перевозчиков в нем замечен».
Минтранс по-прежнему выступает за обнуление НДС на авиаперевозки как основной меры поддержки отрасли. В министерстве отмечают, что снижение НДС на внутренние перевозки с 18% до 10% позволило в 2015 году нарастить объем внутренних перевозок.