Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эпоха "классиков". Как Ил-62 стал "бортом №1"


12 февраля 2016 года Равиль Вениаминов, Аргументы и Факты


50 лет назад, 13 февраля 1966 года, в Казани взлетел первый дальнемагистральный самолет Ил-62. Долгие годы Ил-62, за рубежом прозванный «Классиком», был флагманом советского аэрофлота: на нем летали первые лица страны – от Брежнева до Путина.

Путевка в жизнь

Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев любил летать. Это не утверждение, а предположение, основанное на том, что генсек летал на самолетах Ил-14, Ту-104, Ил-18 и Ту-114, и этим он сильно отличался от другого советского вождя – Иосифа Сталина. Тот самолеты не любил и всего лишь один раз в жизни был вынужден лететь на встречу с Рузвельтом и Черчиллем в Тегеран в 1943 году. И то полетел на американском Дугласе ДС-3.

Во время официального визита во Францию в 1960 году Хрущев летал там на «Каравелле» – новейшем реактивном лайнере, и был впечатлен комфортом «иномарки». Вернувшись в Союз, он одобрил разработку аналога «Каравеллы» – самолета Ту-134 и дальнемагистрального Ил-62.

От проекта до стапеля

Эта машина стала, пожалуй, первым пассажирским реактивным самолетом в нашей стране (немного позже взлетели первые Ту-134 и Як-40). До Ил-62 реактивными лайнерами у нас были лишь переделанные из скоростных бомбардировщиков Ту-104. Дальними перевозками занималась другая «туполевская» машина Ту-114, также близкая «родственница» боевых Ту-95. Такой метод постройки пассажирских самолетов сильно экономил время и средства. И все же требованием времени было появление реактивных пассажирских самолетов, спроектированных специально для перевозки людей в комфортных условиях. Одной из мер по уменьшению шума двигателей и вибрации стало решение конструкторов ОКБ Сергея Ильюшина перенести двигатели в хвостовую часть фюзеляжа. Несмотря на утяжеление конструкции и уменьшение весовой отдачи, такая компоновка сулила значительное уменьшение шума в салоне и разгрузку крыла, освобожденного для баков с керосином.

Первыми, кто построил самолет по такой схеме, стали французы. Проект элегантной «Каравеллы» с двумя двигателями в хвосте появился в 1952 г., опередив разработки американцев и англичан. В конце 1950-х годов мода на подобную схему охватила все авиационные державы, в том числе и Советский Союз.

В сентябре 1962 года на Центральном аэродроме в Москве под дождем Ил-62 показали Хрущеву, потом разобрали и отправили на испытания в Жуковский. Там же 3 января 1963 года был совершен первый полет. Но Хрущев, давший Ил-62 путевку в небо, так на нем и не полетел…

1 февраля 1964 г. вышло Постановление Совета Министров СССР, по которому казанский завод №22 обязался начать подготовку производства для серийного изготовления пассажирских Ил-62, обеспечив выпуск в 1965 г. двух самолетов, в 1966 г. - 10 самолетов и в 1967 году  15 самолетов. Заводу предстояло реконструировать ряд цехов, организовать и оборудовать новые специализированные участки, спроектировать и изготовить около 20 тысяч наименований оснастки и 60000 плазовых шаблонов, освоить новые технологические процессы и разработать 43100 технологических карт.

Николай Манжосов, бывший зам.главного инженера Казанского авиационного производственного объединения по эксплуатации и ремонту, а тогда – бортинженер-испытатель завода, рассказывал, что на заводе ходили слухи, якобы директор завода Николай Максимов, будучи в 1963 году в составе советской делегации в Великобритании, кое-что “подсмотрел” на авиационных предприятиях, например, принципиально новые конструкции стапелей и универсальных приспособлений. Мол, он не расставался с фотоаппаратом, привез какие-то фотографии. Но даже если это и так, то «подсмотреть» что-то мог только человек талантливый, который знал, что смотреть. Действительно, Николай Иванович стал инициатором таких методов сборки, которые впервые позволили уйти от устаревших стапелей. Но в те годы на заводе работало столько талантливых людей, что позволило всего лишь за год пройти путь от осевой линии на чертеже до «живого» самолета.

Казанский полёт

Как обычно, задание правительства выполнено в срок не было. Какие два самолета в 1965 году? Это же не война…

Только 27 января 1966 года первый серийный самолет (серийный номер 0101) был передан в цех № 7, то есть на Летно-испытательную станцию, а первый полет был совершен 13 февраля. 14 июля того же года самолет перегнали в Москву, где он и простоял более трех месяцев по техническим причинам. Первая машина после испытаний была приписана к аэропорту «Домодедово», затем «Шереметьево», много летала, в том числе и заграницу, и закончила свою летную жизнь в 1989 в Красноярске.

Николай Манжосов вспоминал, что в ту зиму были сильные морозы и ветра. Самолет взлетел во второй половине дня, длился полет примерно полтора часа и прошел без каких-либо осложнений. К сожалению, фотографий этого исторического полета в  открытом доступе до сих пор нет. 

Когда приземлились, экипаж тепло встретили заводчане, провели разбор полета, и директор завода Николай Максимов пригласил весь экипаж к себе на банкет.

Там уже ждали представители республиканского, городского и районного руководства. На первом полете и на банкете присутствовал заместитель конструктора Ильюшина Генрих Новожилов.

Сначала была официальная часть, а неофициальная закончилась только к полуночи. С завода экипаж поехал на квартиру к пилоту Борису Машковцеву и гуляли там всю оставшуюся ночь. Через полгода полковнику Машковцеву присвоят звание Героя Советского Союза, а через семь лет он разобьется при испытаниях Ту-22М2.

История не закончена

Серийное производство Ил-62 на заводе продолжалось целых 30 лет, выпустили несколько модификаций. По данным открытых источников, 86 машин ушло на экспорт, 62 оборудовали в «салоны». На этом самолёте было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта (среди женщин). В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил »бортом №1» для перевозки генсеков и президентов России (от Брежнева до Путина). На нем летает и северокорейский лидер Ким Чен Ын. В советское время был »салоном» для главы ГДР, Чехословакии, африканских стран.

Кстати

Забавный случай произошел в Латинской Америке. В носовой части самолета для центровки расположен балластный бак, рассчитанный на три тонны воды. И вот как-то на местном аэродроме понадобилось залить бак, и для этого подогнали к самолету пожарную машину. Посмотреть на то, как наш инженер со шлангом в руках заправляет бак, собралось много местных аборигенов. Один из них не выдержал и спросил: «А зачем в самолете нужно так много воды?». Наш человек не растерялся и гордо ответил: «А у нас там бассейн!».

Сколько самолетов Ил-62 произвели в Казани – до сих пор официально неизвестно. 23 февраля 2010 года в местной прессе сообщили, что  КАПО сдало заказчику – Министерству обороны РФ – самолет Ил-62М с бортовым номером RA-86495 или 277-ю и последнюю машину этого типа. Сегодня около трех десятков Ил-62, названных на Западе «Классиком», все еще находятся в строю.

Этот самолет достоин написания отдельной книги и даже фильма. Но, увы, статью об Ил-62 легче найти в английских или французских журналах, чем в российских. Не говоря уже о книгах и фильмах.


комментарии (3):

герра      12/02/2016 [19:59:33]#1
Ну хорошо, ну не могли тогда в 60-ые делать надёжные турбореактивные двигатели с тягами ни 15тонн, ни тем более 20тонн. Но сегодня, имея на руках чудесные превращения Д-30КУ с тягой 11тонн в ПС-90 с тягой 16тонн получить модификацию НК-32 в гражданский, вентиляторный и тягой 20-22тонны(условно типа НК-56). Для продолжения жизни Ил-62. Визуально выглядеть будет что вроде А-10(американский штурмовик "Тандерболт").

Nicky      14/02/2016 [11:35:56]#2
герра 12/02/2016 [19:59:33] #1
Ну хорошо, ну не могли тогда в 60-ые делать надёжные турбореактивные двигатели с тягами ни 15тонн, ни тем более 20тонн. Но сегодня, имея на руках чудесные превращения Д-30КУ с тягой 11тонн в ПС-90 с тягой 16тонн получить модификацию НК-32 в гражданский, вентиляторный и тягой 20-22тонны(условно типа НК-56). Для продолжения жизни Ил-62. Визуально выглядеть будет что вроде А-10(американский штурмовик "Тандерболт")
==
Вы хоть представляете себе такое "чудесное превращение"? Что стоит за этими "превращениями", сколько изменений и пр.?
Не говоря уж о том, что ПС и НК - двигатели разных КБ, как так легко их сравниваете?
Не говоря уж о том, что разрабатывать персонально двигатель для модернизации Ил-62 - дорогое удовольствие.
P.S. А разработки нового НК (ПД-30) и так ведутся...

герра      16/02/2016 [09:24:04]#3
Nicky 14/02/2016 [11:35:56] Конечно, перенести производство Ил-76 для реконструкции в Ил-476 из Ташкента в Ульяновск ради 39 единиц, это по-нашему.Делать "НК" на замену двигателя Д-18 в габаритах существующей мотогондолы, и отбрасывать возможность дефорсирования до 20-22тонн для ремоторизации Ил-62, это тоже по-нашему. В то время, как армады студентов авиационных специальностей по всей Казани ищут применение своим способностям.Предварительный проект в качестве дипломного, для оценки возможностей ремоторизации Ил-62-это сверсложно???













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBb189
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, подробности здесь.
Здесь http://perevozki.youdo.com/cars/porter/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer