Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От винта!


11 февраля 2016 года Александр Кузин, Наталия Ячменникова, Российская газета


Тревожная новость: с 1 января аэропорт Йошкар-Олы перестал принимать и отправлять самолеты. Как рассказали "РГ" в министерстве промышленности, транспорта и дорожного хозяйства республики, произошло это из-за отсутствия перевозчиков, желающих выполнять рейсы.

У аэропорта закончился договор с компанией "Руслайн", выполнявшей единственный рейс по маршруту Йошкар-Ола - Москва. Продлить договор перевозчик не захотел, и других желающих не нашлось. "Мы еще в январе объявили конкурс и выделили деньги из республиканского бюджета, однако принять в нем участие никто не захотел. Возможно, авиакомпании ждут более высокого сезона. Зимой наполняемость самолетов редко больше 10-12 человек", - рассказали в аэропорту. 

Похожая ситуация была и в прошлом году. Поэтому жители республики уже давно протоптали тропинку в соседние Чебоксары: улететь оттуда в столицу можно два раза в сутки. "Когда-то мы летали в Адлер, Симферополь, Свердловск, Ленинград, - с горечью говорит ветеран аэропорта Йошкар-Олы Петр Величкин. - А сейчас на юг только на поезде, в Москву тоже". Тем временем конкурс для авиаперевозчиков в Марий Эл продолжается. Здесь надеются, что определиться с компанией, готовой выполнять хотя бы один рейс в Москву, удастся к началу лета. Хорошо, если авиакомпания найдется. А если нет? Последствия предугадать несложно.

Не так ли исчезли с карты России тысяча с лишним аэродромов? Вот они, кричащие цифры: на начало 1990-х годов в стране действовало 1450 аэропортов и аэродромов. Сегодня осталось 282. Столько же, сколько лишь в одном из 51 штата США - на Аляске. Так нарушается единое авиатранспортное пространство страны.

Как известно, в 2015 году действовало пять программ господдержки региональных и местных авиаперевозок: на Дальнем Востоке, в Калининградской области, Поволжье, Сибири и Крыму. В 2016 году на эти цели предусмотрено около 9 млрд рублей. И сейчас идет речь о дополнительной поддержке. Однако механизм действия программы вызывает у многих авиационных экспертов вопросы.

Скажем, договор об участии в программе субсидирования, где описывается фиксируемый тариф, заключается с Росавиацией на год. Но стоимость наземного обслуживания судов постоянно растет, а лизинговые платежи за самолеты иностранного производства номинированы в валюте. В результате авиакомпания не покрывает затрат и не обеспечивает себестоимость рейса.
Что касается Йошкар-Олы, то "РГ" попыталась прояснить ситуацию в Росавиации и минтрансе. "Это вопрос региона и авиакомпании, и мы это комментировать не будем", - ответили в пресс-службе одного ведомства. "Это проблема региона", - вторили в другом. Вопрос: что в этой ситуации делать авиапассажирам? И кто им все-таки поможет?

Между тем

Несмотря на сложную ситуацию, в прошлом году по сравнению с 2014-м аэропорту Казань удалось увеличить прибыль более чем в полтора раза - с 19,1 млн до 31,6 млн рублей. При этом прирост на внутренних перевозках - 10,5 процента. Всего в рамках программы развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе из аэропортов Татарстана выполнено 1787 рейсов, обслужено свыше 36 тысяч пассажиров. И это не предел. Как сообщили в миндортрансе РТ, в появятся новые авиарейсы.

В прошлом году из аэропорта Ярославля можно было улететь в Санкт-Петербург, Архангельск, летом - еще и в Симферополь, а осенью - в Сочи. Перевозчики готовы сотрудничать с регионом лишь при условии субсидирования полетов из облбюджета: чтобы билеты были приемлемы по цене, а компании не несли убытки.
мнение

Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации "Аэропорт":

- Не является ли ситуация в аэропорту Йошкар-Олы предвестником его закрытия? Очень может быть. Примерно так приказал долго жить аэропорт Быково: у него не было базовой авиакомпании, он чуть просуществовал на чартерах, а потом погиб. Аэропорт Йошкар-Ола - член нашей ассоциации. И нам не безразлична его судьба. Будем выходить на региональные власти, на регуляторов. С Петрозаводском такие же сложности были. Вот такая чехарда творится.

Я считаю, что одна из проблем - отсутствие единого регулятора деятельности гражданской авиации. В свое время было Министерство гражданской авиации СССР, которое занималось всеми этими вопросами. Потом взяли его и разодрали, сделали вариант по европейскому образцу. Но нельзя же сравнивать нашу территорию с Норвегией, Францией или Великобританией. Мы потеряли практически всю аэродромную сеть местных воздушных линий. А что будет дальше? Да, есть примеры, когда региональные аэропорты возрождаются. Возьмем хотя бы Калужский аэропорт. Мы прекрасно знаем его историю: он нормально функционировал, потом захирел, а сейчас уже приобрел статус международного. Но это целиком заслуга местной власти. Хорошо, что в Росавиации поддержали.

Виталий Бордунов, профессор, эксперт Комитета Госдумы по транспорту, эксперт ИКАО:

- Как сказал бы Шекспир, нет повести печальнее на свете, чем повесть о праве аэропортов и аэродромов на защиту своих прав и законных интересов. Почему? Чтобы аэропортовая и аэродромная сеть работала с выгодой, в сеть надо вложиться. Это аксиома. Обычно в аэродромы вкладывается либо государство, либо инвестор. И тот и другой вариант требует правового оформления на основе закона, в котором четко определен статус и режим аэропортов и аэродромов. Но до сих пор в России такого закона нет, хотя 7 раз законодатели разного уровня и образования пытались его принять. Последнее усилие было предпринято Комитетом Госдумы по транспорту в прошлом году. Увы, авиационные власти посчитали его принятие преждевременным. Парадокс, да и только. Ведь такой закон должен служить камертоном настройки других законов и правил об аэропортах, чего сейчас в помине нет.

По экспертным оценкам, потери российских аэропортов и аэродромов из-за отсутствия надежной правовой платформы их деятельности, упущенной выгоды от неоказанных услуг пассажирам и авиакомпаниям составляют 50 млрд рублей в год.

США и Европа уверенно идут к тому, чтобы через 6 лет достичь объемов перевозок по 1 млрд пассажиров в год. Уже сейчас только американские авиакомпании перевозят свыше 850 млн пассажиров в год. Наши показатели - 90 млн пассажиров в год. И если ситуация с аэропортами и правовым полем вокруг них останется такой же, как сейчас, то далеко мы не улетим.

вопрос сенатору

На вопросы нашего корреспондента ответил Константин Косачев, представитель правительства Республики Марий Эл в Совете Федерации

Константин Иосифович, вы в курсе, что аэропорт Йошкар-Олы с 1 января 2016 года перестал принимать и отправлять самолеты?
Константин Косачев: Конечно, в курсе. Но не аэропорт перестал принимать. Я активно занимался тем, чтобы аэропорт был сертифицирован и ему разрешили включиться в систему регулярного авиасообщения в РФ. Это происходило в начале прошлого года. И это произошло.

Сейчас речь идет о том, что авиакомпания "Руслайн", которая осуществляла рейсы, по коммерческим соображениям этот контракт продлевать не стала. И республика сейчас ищет другого авиаперевозчика, который заинтересуется соответствующими маршрутами, прежде всего на линии с Москвой. Поэтому речь не об аэропорте, не о сертификатах годности. Речь идет о чисто коммерческой составляющей, о том, чтобы авиаперевозчик был заинтересован в том, чтобы осуществлять авиаперевозки.

А как вы сами туда добираетесь?
Константин Косачев: Езжу на поезде. Мне так удобнее: это занимает ночь. Я так много летаю самолетом по служебным делам, что если есть любая возможность поменять самолет на поезд, я пользуюсь этим.

Есть решение о субсидировании региональных авиаперевозок. Йошкар-Ола в эту программу не попала?
Константин Косачев: Я сейчас разбираюсь с этим вопросом. Очень активно им занимаюсь. Ответа пока нет.


комментарии (2):

A_T_C      12/02/2016 [12:17:56]#1
Некрасиво со стороны Руслайна.

Пески      17/02/2016 [22:56:31]#2
Пока не будет восстановлено Министерство гражданской авиации и Минавиапром, и руководителями не будут назначены ещё живые авиаторы СССР, а не менеджеры, мерченайзеры, развития авиации в России не будет. Самое удивительное то, что в 21 веке менеджеры и мерченайзеры критикуют экономику СССР, но как можно объяснить, что при СССР существовало 1500 аэропортоав, а сегодня не более 400. В Карелии до 90-х годов только по республике круглогодично выполнялось более 30 рейсов и по СССР до 25, прибыль авиации Карелии доходила до 2 млн. советских рублей. Сегодня по Карелии 0, по России максимально 1-2. Это всё происходит благодаря российско-иностранным менеджерам и пока они существуют надежды на развитие авиации быть не может.













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWaSS
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/store-delivery/azbukavkusa/, посетить сайт.
По ссылке https://youdo.com/lawyer/consultation/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer