Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Владельцам "Домодедово" готовят показательную базу


10 февраля 2016 года Николай Сергеев, Юрий Сенаторов, Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Басманный райсуд по ходатайству СКР арестовал экс-директора аэропортового комплекса Домодедово Вячеслава Некрасова и двух его предполагаемых подельников, обвиняемых в связи с терактом 2011 года в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Генпрокуратура выступала против избрания подобных мер пресечения, указывая на отсутствие связи между действиями смертника и обвиняемыми. Поскольку в материалах дела, которому был дан ход, содержатся указания на фактических владельцев Домодедово, теперь следствие вполне может заняться и ими.

Суд не принял прокурорскую защиту

Как стало известно "Ъ", экс-директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов, бывший глава российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светлана Тришина и бывший управляющий директор ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрей Данилов заранее получили повестки, в соответствии с которыми в минувший понедельник, 8 февраля, им необходимо было прибыть в здание ГСУ СКР, находящееся в Техническом переулке.

Несмотря на то что целью вызова в повестках указывалось предъявление обвинения, грозившее подозреваемым заключением под стражу, никто из них не пытался уклониться от следственных действий. Например, господин Некрасов ради них вернулся из Сочи, где находился в последнее время. Проблемы с визитом к следователю, как рассказали источники "Ъ", возникли только у госпожи Тришиной, маленький ребенок которой находился в больнице в ожидании плановой операции на почке. В результате Вячеслав Некрасов и Андрей Данилов, которых сопровождали адвокаты, приехали на следственные действия сами, а вот Светлану Тришину в Технический переулок доставили прямо из больницы, оформив это как принудительный привод. В больничной палате ребенка оставили на попечение ее мужа.

К следователю госпожу Тришину пропустили без очереди — ей было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). В понедельник же Басманный райсуд, удовлетворив ходатайство следствия, определил Светлану Тришину в СИЗО. За решетку во вторник попали и два ее предполагаемых подельника.Во всех трех случаях представитель ГСУ СКР указывал, что фигуранты обвиняются в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание до десяти лет заключения), что, имея загранпаспорта, они могут уехать от следствия, а также помешать ему, оказав давление на свидетелей. Сами обвиняемые и их защитники говорили, что пытались отдать паспорта представителям следствия, но те их не брали, очевидно, чтобы дать повод для ареста. "За более чем пять лет, что ведется расследование, я ходил на все следственные действия, а когда выезжал за границу, всегда возвращался",— сказал Вячеслав Некрасов, как и другие фигуранты уголовного дела отрицающий свою вину.

При этом представитель Генпрокуратуры возражал не только против помещения обвиняемых в СИЗО, но и требовал, чтобы суд признал незаконным сам факт их задержания. Он указывал, что никто из них не скрывался от следствия, являясь по первому требованию представителей СКР. По версии обвинителя, люди в Домодедово в 2011 году погибли не в результате действия или бездействия обвиняемых Некрасова, Данилова и Тришиной, а вследствие теракта, устроенного смертником Магомедом Евлоевым. Между действиями смертника и бывших топ-менеджеров Домодедово прокурор никакой связи не нашел. Более того, при рассмотрении всех трех ходатайств он предлагал переквалифицировать дело на легкую ч. 1 ст. 238 УК РФ, прекратив его за сроком давности. Следствие ему навстречу не пошло — в результате Генпрокуратура решила обжаловать аресты обвиняемых, как и их защита. "Я против любой меры пресечения (по данному делу.— "Ъ")",— сказал гособвинитель.

Безопасность или очереди

Уголовное дело, в рамках которого произведены три ареста, было возбуждено 28 апреля прошлого года по материалам, выделенным из другого дела. Последнее расследовалось по ч. 3 ст. 263.1 УК РФ ("Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности") в отношении тех же фигурантов с 2011 года, но в итоге было прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления.Как следует из постановления следователя ГСУ СКР, в соответствии с приказом Минтранса в декабре 2007 года была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс", по которой лица, направляющиеся в подобные комплексы, должны проходить через рамки стационарных металлоискателей, а при необходимости — досматриваться и сотрудниками транспортной полиции. К "группе риска", с которой должны были работать стражи правопорядка, относились выходцы из Афганистана, Ирака, Ирана, Иордании, Саудовской Аравии, Египта, Пакистана, Палестины, Катара, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, а также из республик Адыгея, Дагестан, Чечня и Ингушетия — их надо было вычислять по поведению или внешности, досматривать, а попутно проводить с ними собеседование "на предмет выявления цели их приезда в аэропорт".

Однако, считает следствие, выполнение действий "по соблюдению необходимого уровня авиационной безопасности" было сопряжено с дополнительным временем нахождения посетителей и пассажиров на входных группах в аэровокзальный комплекс Домодедово, что привело к образованию заторов и очередей. В свою очередь, увеличение пассажиропотока требовало от фактических владельцев предприятий аэровокзального комплекса принятия незамедлительных мер по его реконструкции и увеличению входных групп и, как следствие, дополнительного расходования средств.

Обвиняемые, а также неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса в период с 2009 по 2010 год приняли решение разработать и ввести свою "Технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс Домодедово", в соответствии с которой сокращалось время нахождения пассажиров на входах в аэропорт. По данным следствия, технология предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности. Он досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров, но при этом сами они процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили. Не проводились и собеседования с подозрительными посетителями аэропортов. Досмотр же входящих в аэровокзальный комплекс осуществлялся выборочно. Таким образом, применение новой технологии, считает следствие, позволило сократить время нахождения пассажиров и посетителей у входов, но при этом "увеличило вероятность проноса взрывного устройства". Владельцы Домодедово и обвиняемые, считает следствие, "осознавали", что их действия "неизбежно приведут к увеличению степени уязвимости аэропорта и повлекут оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности".В результате совершения обвиняемыми "данных действий", считает следствие, террорист-смертник Магомед Евлоев прошел в здание аэровокзала, минуя рамку металлоискателя, и совершил подрыв спрятанной под одеждой бомбы, что привело к гибели 37 человек и ранению еще 170.

Преюдиция осталась незамеченной

Следует отметить, что возбуждение нового уголовного дела в отношении бывших топ-менеджеров структур, работающих в Домодедово, обжаловалось их защитой сначала в судах Мособласти, а затем и Москвы, но они признали действия следствия обоснованными. При этом суды да и само следствие почему-то игнорировали решения других судов — Пресненского районного, Мосгорсуда и арбитражного, которые, как считают юристы, имеют преюдиционное значение для данного дела. Суды общей юрисдикции, отклоняя иск пострадавшей в результате теракта Елены Криволуцкой к компаниям, работавшим в Домодедово, решили, что ею не были представлены "бесспорные доказательства" того, что взрыв в аэропорту, происшедший 24 января 2011 года, стал результатом действий или бездействий ответчиков. Арбитраж, в свою очередь, установил, что действовавшее на момент теракта законодательство не предусматривало, чтобы службы авиационной безопасности досматривали 100% посетителей аэровокзальных комплексов. К тому же еще до прекращения дела по ст. 263.1 УК РФ следствие само отменило постановление о признании в качестве потерпевших по нему физических и юридических лиц, указав, что "отсутствует причинение вреда в результате действий должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности".Отметим, что из трех обвиняемых никакого отношения к обеспечению безопасности пассажиров аэропорта Домодедово не имела Светлана Тришина. В постановлении следователя написано, что она лишь назначила на должность Вячеслава Некрасова, а уже тот с безопасником Андреем Даниловым совершил незаконные, по версии следствия, действия. Однако следует учитывать, что именно госпожа Тришина, являвшаяся главой российского представительства Airport Management Company Limited, считается фигурой, наиболее близкой к владельцам Домодедово — Дмитрию Каменщику и Валерию Когану, состоящим в должностях консультантов того же зарегистрированного на острове Мэн офшора. Возможно, отправляя Светлану Тришину в СИЗО, следствие именно от нее рассчитывает получить показания, которые послужат потом основанием для уголовного преследования владельцев аэропорта.

Источник "Ъ" в авиационной отрасли считает, что следственные действия в отношении бывших руководителей аэропорта свидетельствуют: продолжается попытка склонить собственников к продаже актива или определенной лояльности. "По сути, теракт мог произойти в любом аэропорту, но случился именно в единственном полностью частном",— отмечает собеседник "Ъ". Из-за неполной прозрачности структуры собственности Домодедово регулирующие органы не раз предъявляли к аэропорту различные претензии. Частный статус аэропорта также усложнил развитие московского авиационного узла в части консолидации аэропортовых активов. Представители Домодедово вчера от комментариев воздержались.


комментарии (2):

Владислав Катчан      13/02/2016 [01:38:53]#1
Этот длящийся уже пять лет очевидно рейдерский наезд на собственников аэропорта Домодедово наносит непоправимый ущерб авторитету государственной власти в стране. Вне зависимости от того, знают об этом наезде или нет руководители страны.

avia_fly      18/02/2016 [10:03:12]#2
Да бросьте вы уже наконец мусолить эту тему - рейдерский наезд, отъем денег, бедные владельцы и т.д. Полнейший бардак всегда был и присутствовал в московских портах, в том числе и в области безопасности. Январские события в Шереметьево тому подтверждение, я имею ввиду путешествия пьяного пассажира по контролируемой территории на служебном транспорте. Ужос. А кстати раз уж вспомнили про Каменщика - давайте также вспомним беспредел ИстЛайна, с его полетами с ширпотребом на Ил-76-х с перегрузами.













Материалы рубрики

Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии



Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer