Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летчик-испытатель – профессия и судьба


23 ноября 2016 года Василий Шапкин, АвиаСоюз


24 ноября 2016 г. исполняется 70 лет известному авиатору, Герою России, Заслуженному летчику-испытателю Российской Федерации, заместителю генерального директора – начальнику Летно-испытательного центра ГосНИИ ГА Рубену Татевосовичу Есаяну.

Летчик-испытатель. Эти слова действуют на людей завораживающе, ведь за ними скрывается личность с большой буквы, обладающая высочайшим умом, многогранным опытом и сильной волей. Все, что должно быть в человеке, который управляет и испытывает новые современные воздушные суда. 

Имена многих летчиков-испытателей навечно вписаны в золотой ряд великих соотечественников, прославивших нашу страну и внесших неоценимый вклад в укрепление ее могущества, развитие отечественной гражданской авиации. Среди них – и летчики-испытатели нашего института, которые за более чем 85-летнюю историю ГосНИИ ГА дали путевку в небо многим самолетам и вертолетам советского и российского производства. Свое законное и достойное место в этом ряду занимает наш уважаемый коллега по ГосНИИ ГА Рубен Татевосович Есаян – Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, заместитель генерального директора – начальник Летно-испытательного центра (ЛИЦ). 
Говорить о человеке, которого знаешь более 20 лет, и с которым связан и профессионально, и человечески многие годы, всегда хочется с чувством гордости и глубокого уважения. Не будет преувеличением сказать, что личность Рубена Татевосовича Есаяна вполне сравнима с выдающимися людьми из серии книг «Жизнь замечательных людей».

Рубен Татевосович Есаян родился 24 ноября 1946 г. в Ереване в семье участника Великой Отечественной войны. Занимался в аэроклубе, впервые поднялся в воздух в 17 лет.

Он получил фундаментальное авиационное образование: Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Г.А. Тарана, Академия гражданской авиации, Школа летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР им. М.М. Громова. Работал командиром воздушного судна в Армянском управлении гражданской авиации. Еще работая линейным пилотом, Р.Т. Есаян показал себя незаурядным специалистом летного дела. В 1981-1984 гг., находясь в служебной командировке в Анголе, командир экипажа корабля Як-40 Р.Т. Есаян неоднократно летал в районы боевых действий. В 1983 г. при взлете в аэропорту Луанды его самолет был подбит зенитным огнем с поражением правого двигателя, возник пожар на борту. Р.Т. Есаян сумел сделать круг над аэропортом и благополучно посадить поврежденный самолет.

С 1984 г. Р.Т. Есаян возглавил летно-штурманский отдел Армянского управления гражданской авиации. С 1986 г., уже 30 лет, Рубен Татевосович работает в ГосНИИ ГА на летно-испытательной работе, многие годы руководит Летно-испытательным центром института, является заместителем генерального директора.

Рубен Татевосович Есаян провел испытания многих типов и модификаций самолетов, в том числе: Ан-74, Ан-124, Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114. На самолете-амфибии Бе-200 в 2004 г. он установил пять мировых авиационных рекордов. Особо хотел бы отметить, что как глубокий аналитик и первоклассный летчик-испытатель, Р.Т. Есаян занимается моделированием внештатных ситуаций в воздухе для выявления причин авиационных происшествий и катастроф с целью недопущения их в реальных условиях.

В составе рабочих групп в качестве эксперта-аудитора Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета Р.Т. Есаян участвовал в летных испытаниях зарубежных воздушных судов многих типов, включая самолеты Boeing 757, 767, 747, Falkon 900 и др.

В 2001 г., впервые после 10-летнего перерыва, экипаж ГосНИИ ГА под руководством Рубена Татевосовича выполнил на транспортном самолете Ил-76 рейс в Антарктиду. В течение последующих лет он ежегодно летал на этот континент с посадками на ледовые аэродромы. В 2007 г. выполнил уникальную операцию по десантированию с самолета Ил-76ТД 28 платформ с дизельным топливом на полярную станцию «Восток». 

Всего Р.Т. Есаян произвел более 80-ти полетов на Южный полюс и центральные районы Антарктиды.

В одной из воздушных экспедиций в Антарктиду в 2008 г. довелось участвовать и автору этих строк. В этих сложных, порой экстремальных условиях, Рубен Татевосович показал не только высочайшее летное мастерство, но и умение организовать работу экипажа максимально четко и слаженно с целью обеспечения эффективной деятельности российской антарктической экспедиции и проведения научно-исследовательских работ.

В том, что в 2015 г. Росгидрометом повторно выдано разрешение ГосНИИ ГА до 2020 г. на выполнение исследовательских полетов тяжелой транспортной авиации в Антарктиде и десантирование грузов на ледниковый покров – большая заслуга Рубена Татевосовича Есаяна.

В последние годы летным составом ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна проведен комплекс сертификационных испытаний различных воздушных судов, в том числе, модификаций «старых» воздушных судов, оборудованных новыми навигационными и другими системами. 

Важное место в деятельности ЛИЦ ГосНИИ ГА занимает и выполнение специальных полетов на воздушных судах, конструкция и характеристики которых не соответствуют типовой. Именно в этих случаях проявляется высочайшее летное мастерство Р.Т. Есаяна и его коллег. Так было и в сложной ситуации с выполнением взлета самолета Ту-154М с повреждением конструкции с посадочной площадки в Ижме, состояние которой не обеспечивало безопасный взлет. Экипаж ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна блестяще справился со взлетом и перелетом самолета на завод-изготовитель для восстановления воздушного судна.

Важное качество Р.Т. Есаяна, как наставника молодых авиаторов и коллег по летно-испытательному цеху – умение доходчиво излагать даже самую сложную техническую информацию. Широта и глубина его кругозора производят неизгладимое впечатление. С ним можно спорить, дискутировать, но, в конечном итоге, он все равно, как правило, убедит в своей правоте логикой приводимых аргументов. 

Говоря о высоких человеческих, я бы сказал, нравственных, качествах Рубена Татевосовича – это понятие о чести и достоинстве, которые впитаны им с детства. Он, будучи удивительно скромным человеком, обладает большим чувством юмора. Мы, его коллеги по работе, гордимся тем, что работаем в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации и имеем возможность общаться с этим удивительным Человеком. Без преувеличения можно сказать, что Рубен Татевосович Есаян – золотой фонд не только ГосНИИ ГА, но и всей отечественной авиации.

Достижения и успехи в летно-испытательной работе Р.Т. Есаяна высоко оценены государством: орден «Дружбы народов» в 1985 г., орден Мужества в 1996 г. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ», «Заслуженный работник ГосНИИ ГА» и «Почетный работник транспорта».

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации № 524 от 29 мая 2006 г. Р.Т. Есаяну присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.

Вклад Рубена Татевосовича Есаяна в развитие отечественной гражданской авиации громаден. Он всегда был и остается преданным своему делу, своей профессии. Жизнь и биография Р.Т. Есаяна – яркий и замечательный пример всем нам, и особенно для молодежи.

В этой связи мне вспоминается известная библейская притча о трех заповедях: в своей жизни мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Если смысл притчи применить к Рубену Татевосовичу, то список нужно дополнить, так как есть и сыновья, и дом, и деревья. Он вырастил и воспитал двух достойных сыновей, один из которых также влюблен в небо и продолжает летную династию. Династию Есаяна.

Рубен Татевосович уже оставил свой зримый автограф в небе. Но это не дает оснований останавливаться. Жизнь продолжается, и планов громадье! По-другому и быть не может. Есть еще порох в пороховницах – его нужно использовать по назначению. И яркое свидетельство тому – предстоящий полет Рубена Татевосовича на борту Ил-76ТД в Кейптаун, а затем – в Антарктиду! Поэтому расслабляться Вам, Рубен Татевосович, еще рановато. А значит, так тому и быть! 

Желаю Вам, дорогой и глубокоуважаемый Рубен Татевосович, крепкого здоровья, творческого долголетия, семейного благополучия, успехов в Вашей работе на благо отечественной авиации и нашего Института!


комментарии (1):

AVIADED      23/11/2016 [19:37:19]#1
Долгих лет жизни и крепкого здоровья!













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBo4BF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer