Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Во Внуково недоглядели за заблудившимся снегоуборщиком


25 октября 2016 года Елизавета Кузнецова, Александр Александров, КоммерсантЪ


Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал итоги расследования происшедшей в октябре 2014 года в столичном аэропорту Внуково катастрофы самолета Falcon 50, на борту которого находились президент международной нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа. Эксперты пришли к выводу, что причиной трагедии стала цепочка нарушений, которые привели к тому, что на пути взлетающего самолета оказался снегоуборщик. В свою очередь, французский экипаж Falcon имел возможность уйти от столкновения, но на родине не был подготовлен к тому, как действовать именно в таких ситуациях. Напомним, сейчас в Солнцевском суде Москвы рассматривается дело в отношении пяти человек, которых СКР счел виновными в катастрофе.

Крушение Falcon 50 EX компании Unijet произошло 20 октября 2014 года в 19:58. Изначально, как следует из отчета МАК, вылет самолета, экипаж которого состоял из двух пилотов и стюардессы, планировался на 18:00. Из Парижа в Москву Falcon прибыл днем ранее, экипаж был доставлен для отдыха в Novotel City на Краснопресненской набережной. Перед обратным рейсом из Внуково в Ле-Бурже, как установили специалисты МАК, все предусмотренные правила подготовки к полету были соблюдены: экипаж отдохнул положенное количество часов, накануне вылета был обеспечен необходимой документацией, в том числе о погодных условиях. Они, кстати, не были экстремальными: на аэродром спустился туман, но видимость была вполне достаточной. Как позже выяснилось, технических неисправностей самолет также не имел. В ходе расследования, кстати, было установлено, что этот Falcon и прежде практически не ломался. Что касается экипажа, то оба пилота имели большой опыт — по несколько тысяч часов — работы на самолетах такого типа, а командир воздушного судна до перехода в гражданскую авиацию много лет прослужил военным летчиком.

Место в самолете экипаж занял около половины третьего. Тем временем на работу заступала новая смена водителей снегоуборщиков. Как установили эксперты, водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко, как и его коллеги, прошел положенный медосмотр, который проблем в его состоянии, в том числе и алкогольного опьянения, не выявил.

Между тем ждать вылета экипажу пришлось долго: единственный пассажир Кристоф де Маржери опаздывал. Все это время пилоты и стюардесса находились в самолете. Речевой самописец даже зафиксировал фразу второго пилота: «… (нецензурно). Когда уже улетим отсюда?» Эксперты предположили, что столь долгое ожидание могло негативно сказаться на психологическом состоянии пилотов и их действиях во время взлета.

В свою очередь, снегоуборщики (один из которых сломался и уехал на ремонт) очистили одну из рулевых дорожек и стали возвращаться. В этот момент один из водителей Владимир Мартыненко потерял ориентацию на местности, скорее всего, из-за того, что выпил во время работы (после ЧП при проверке у него было зафиксировано наличие около трех промилле алкоголя в крови). После довольно хаотичных маневров он оказался на пересечении двух взлетно-посадочных полос (ВПП), где и попытался разобраться, где он находится.

В свою очередь, как отметили эксперты, руководитель аэродромной службы не проконтролировал движение машины Владимира Мартыненко и не уведомил диспетчерскую службу о «потере» снегоуборщика. Между тем диспетчеры, как установили специалисты МАК, не использовали должным образом систему A3000, которая позволяет полноценно вести наблюдение за тем, что происходит на летном поле. В частности, система не получила сигналов о наличии постороннего объекта на ВПП, поступавших с одного из радиопеленгаторов. Не была активирована система на обнаружение помех на ВПП и на рабочем месте руководителя полетов.

Тем временем экипаж получил разрешение на взлет от диспетчеров и начал разбег. Вскоре командир воздушного судна заметил стоящий на пути снегоуборщик. «Что за машина, что пересекает дорогу, а?» — воскликнул он, однако продолжил разбег. В этот момент скорость самолета составляла 157 км/ч, а до машины оставалось 730 м. Через несколько секунд командир экипажа передал управление второму пилоту (техническое устройство самолета таково, что носовое колесо можно контролировать только с левого кресла), а сам стал следить за приборами. Именно в этот момент машина остановилась на пересечении ВПП. Если бы экипаж тут же начал торможение (что является базовым требованием в подобных ситуациях), установили специалисты МАК, то самолет успел бы остановиться еще до столкновения либо объехать машину. В наихудшем случае, показало моделирование ситуации, столкновение было бы незначительным и не привело к жертвам. Однако самолет по-прежнему набирал скорость. В последний момент пилот попытался резко набрать высоту и пролететь над снегоуборщиком, однако столкновения избежать не успел. Как выяснилось позже, на тот момент в компании Unijet еще не действовали инструкции для пилотов Falcon 50, как действовать в случаях появления на ВПП внешних опасных факторов.

В итоге, пришли к выводу специалисты МАК, к катастрофе привела совокупность нарушений и недоработок, позволивших водителю снегоуборщика оставаться на взлетно-посадочной полосе фактически незамеченным аэродромными службами, а также неготовность экипажа к подобной ситуации.

Тем временем СКР провел расследование уголовного дела, возбужденного по факту катастрофы. В итоге перед Солнцевским судом Москвы предстали сотрудники Внуковского центра организации воздушного движения — руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер стартового диспетчерского пункта Александр Круглов, диспетчер руления Надежда Архипова, а также водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко и руководитель смены отдела эксплуатации Владимир Леденев. Полностью вину признает только господин Мартыненко.


комментарии (1):

AVIADED      26/10/2016 [13:10:13]#1
Столько средств вкладывается в системы технического контроля и автоматизации и все равно, как и 50 лет назад, на первом месте ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР!













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer