Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия не сможет заменить "Боинги" и "Аэробусы"


20 октября 2016 года Сергей Серебров, Утро.ru


Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве военно-промышленный комплекс, в начале недели заявил о нежелании поддерживать закупку иностранных гражданских самолетов, тогда как в стране могут производиться свои собственные. "Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае, если такого рода самолет может производиться в России, - приводит слова Рогозина "Интерфакс". - Это жесткий барьер, который мы запускаем для защиты национального рынка, исходя из того, что мы великая авиационная держава, и просто стыдоба закупать иностранные самолеты".

Пассаж вице-премьера вызвал бурную дискуссию как в профессиональной среде, так и среди обывателей в соцсетях. С одной стороны, в качестве главного довода используется то, что Россия является наследницей ведущей авиационной державы СССР, где благополучно выпускались все виды и типы гражданских воздушных судов. По мнению сторонников этой идеи, наличие советской конструкторской школы, наработок и производственных мощностей может послужить основой для возрождения гражданского авиастроения. И усложнение процедуры закупки иностранных лайнеров может стать хорошим стимулом для этого.

В экспертной среде, представители которой знают о происходящем в отечественной авиационной индустрии не понаслышке, оптимизма в отношении заявления Рогозина просматривается значительно меньше.  

"Чтобы от чего-то импортного отказаться, надо сперва аналог этого чего-то у себя научиться производить, - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - А для этого надо, самое малое, лет десять интенсивной целевой поддержки отечественного гражданского авиастроения. Российское правительство не делало это даже в те годы, когда в бюджете были деньги и были ресурсы, и сложно понять, откуда Рогозин собирается найти их в нынешние времена".

Действительно, как показала практика последних лет, прежний опыт и наработки не особо помогают российским авиастроителям в создании современных конкурентоспособных самолетов.

Проект SSJ100 ("Суперджет") стал многоговорящим примером того, как на создание относительно современного и мало чем выдающегося среднемагистрального лайнера было потрачено времени и денег как на разработку и производство полноценного дальнемагистрального самолета. Не меньшая неприятность заключается в том, что созданный в таких муках самолет практически невозможно продать на рынке, как за рубежом, так и в самой России. Несмотря на увесистые "бумажные" портфели заказов, физически авиакомпании покупают его крайне неохотно. И это притом что значительная часть деталей и комплектующих SSJ100 имеет иностранное происхождение.

Определенные надежды возлагаются на среднемагистральный МС-21 от КБ "Иркут", теоретически способный заменить хотя бы некоторые популярные западные модели. Однако до поступления этой машины в авиакомпании еще далеко, и как сложится его судьба в эксплуатации, и не постигнет ли его такая же участь, как и SSJ100, неизвестно. Так же нет особых надежд, что в случае удачного исхода МС-21 будет производиться в количестве, необходимом авиакомпаниям. Отдельный вопрос вызывает инфраструктура обслуживания самолетов, которую "Боинг" и "Аэробус" создают по всему миру на протяжении десятилетий.

Вместе с тем, если следовать логике Рогозина, среднемагистральные самолеты в России производятся. Это, в свою очередь, может означать, что можно приступать к постепенному закрытию шлагбаума перед их самыми распространенными конкурентами - "Боингом 737" и А-319-320. В этом случае российские авиакомпании действительно рискуют столкнуться с дефицитом самолетов. Поверить в то, что иностранные машины будут заменены новыми российскими, невозможно, потому что в это невозможно поверить. И "Боинг", и "Аэробус" создавали свои конструкторские бюро и заводы на протяжении десятилетий, выстраивая кооперацию и сервисную инфраструктуру. Ни "Сухой", ни "Иркут" ничего подобного в обозримом будущем осуществить не смогут чисто физически.

С дальнемагистральными самолетами ситуация обстоит еще хуже, учитывая разговоры о возобновлении выпуска Ил-96. Этот прекрасный для своего времени самолет, даже если его выпуск в пассажирском исполнении будет возобновлен, уже не сможет конкурировать с иностранными машинами ни по топливной экономичности, ни по надежности эксплуатации. Вовсе не из-за того, что самолет настолько плох, а, скорее, из-за своего морального устаревания. Самолет "вышел из игры" ввиду отсутствия модернизаций, через которые проходят все самолеты ведущих производителей, разработанные также далеко не вчера.

И в тоже время наличие Ил-96, следуя логике Рогозина, может также послужить поводом для закрытия рынка или ухудшения условий закупки иностранных дальнемагистральных лайнеров.

Так как же быть в сложившейся ситуации и не стоит ли тогда забыть об отечественном авиапроме, как это сделали многие страны?

Вряд ли это будет правильным решением. Как бы печально это ни звучало, лидерство в гражданском авиастроении Россией сегодня утрачено, и этот факт необходимо принимать как данность. Создание современного пассажирского самолета - сложнейший процесс, базирующийся на высоких технологиях, больших деньгах и многолетнем непрерывном опыте. Со всем этим у отечественного авиапрома пока не все хорошо: в конструкторских бюро почти не осталось специалистов, способных работать по-современному; на заводах нет ни оборудования, ни соответствующих кадров; а финансовые схемы иностранных компаний куда удобней для приобретения российскими эксплуатантами именно их продукции.

И все же выход из ситуации, похоже, есть. Достаточно вспомнить пример бразильского "Эмбраера", который был создан практически на пустом месте, только благодаря желанию и грамотной политике властей страны. Последние не бросались запрещать "Боинги" и "Аэробусы". Вместо этого они приложили усилия и средства для привлечения специалистов и технологий. При этом для нового бразильского самолета никто не создавал тепличных условий. Напротив, "Эмбраер" стал полноценной современной маркой в жесткой конкуренции с ведущими производителями, а быть может, даже и благодаря ей. Сегодня воздушные машины этой бразильской компании продаются по всему миру, во всех основных нишевых группах, кроме дальнемагистральной. Чем не пример для российского авиапрома…   


комментарии (2):

герра      22/10/2016 [16:14:58]#1
Раз Сереброву сказать/написать можно , то и ответить надо.Единожды нарисовал буквами вариацию на тему: "фюзеляж Ил-76 + крыло Ту-95 + винтовентилятор СВ-27=супергрузовик". И на эту же тему:"фюзеляж Ил-62 + крыло Ту-95 + винтовентилятор СВ-27= суперпаксовоз". Основание: взлётные массы и Ил-62, и Ил-76, и Ту-95 примерно одинаковы, с почти равными потребными тягами (11, 5-12, 0 тонн) , имея в виду тягу СВ-27. Не, ну отказаться всегда от всего можно-было бы от чего отказываться и в пользу чего.

Простой инженер      24/10/2016 [17:13:56]#2
Дык ССЖ и делали по идеологии Ембраера, "в широкой международной кооперации". Нет?













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer