Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рогозин и самолеты: рынок с чиновничьим лицом авиапром не спасет


18 октября 2016 года Ольга Божьева, КоммерсантЪ


«Великой авиационной» может считаться только та держава, которая строит большие широкофюзеляжные лайнеры, а не штучно клепает региональные самолетики. У нас был в производстве Ил-96. Его производство остановили.

«Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае если такого рода самолет может производиться в России», — об этом заявил во вторник вице-премьер Дмитрий Рогозин на совещании на производственном комплексе «МиГ».

Если бы он сказал то же самое лет 15–20 назад, многие авиапроизводители от восторга прямо на этом совещании сорвались бы с мест и расцеловали своего вице-премьера. А вот сегодня, думаю, восторгов на этот счет было поменьше…

Нет, кто же спорит: слова хорошие, правильные. Запоздалые только.

Не будем покупать на Западе, если «такого рода самолет может производиться в России». Но в том-то и дело, что в России «такого рода самолеты» больше не производятся. Мы полностью обнулили свой авиапром. У нас был в производстве Ил-96. Его производство остановили. Ту-204 — тоже не делаем, Ту-214 оказался никому не нужен. Ту-334 — его производство было уже даже освоено — забросили в угоду «Суперджету», который на тот момент был только в чертежах. Вот теперь одного его с большой натугой и делаем.

При этом с медью в голосе при любом удобном и неудобном случае произносим красивые слова о России — великой авиационной державе, забыв, что «великой авиационной» может считаться только та держава, которая строит большие широкофюзеляжные лайнеры, а не штучно клепает региональные самолетики.

Реальность нашего авиапрома такова: пока не будет распоряжения Верховного — все российские авиакомпании должны летать только на отечественных самолетах! — ничего не изменится, и деньги на конкретные проекты авиапрома не пойдут. А если бы пошли, и проекты эти получили реальную господдержку, тогда бы, глядишь, и появился спрос на отечественные самолеты.

Но такого распоряжения от Верховного, думаю, сегодня ждать уже не приходится: изменилось время. Подобные распоряжения — не рыночный механизм. Советский авиапром давно в прошлом, а условия в российском авиапроме худо-бедно, но диктует все же рынок. Правда, рынок с эдакими национальными особенностями, я бы сказала: рынок с чиновничьим лицом.

Картина примерно такая: свои самолеты наша «великая авиационная держава» делает штучно, и только региональные, так что в основном весь парк самолетов покупать приходится за границей (чем вам не рынок?). При этом 10% от каждой сделки идет кому? Посреднику. А посредник кто? Российский чиновник. И пока такой «рынок» нашему чиновнику будет выгоден, ничего принципиально в этих «рыночных» механизмах не изменится.

К тому же есть другая объективная проблема: Россия, отказавшись от собственного производства гражданских самолетов, превратилась практически в сырьевой придаток для мирового авиапрома. У нас на сегодня сложились очень плотные контакты и с американским «Боингом», и с европейским «Эрбасом». Причем настолько плотные, что никакие санкции, о которых столько кричит Барак Обама, их практически не коснулись.

Для «Боинга», как и раньше, мы поставляем свой титан и авиационный алюминий. Разве это плохо? Нет, конечно. Соответственно, у «Боинга» Россия уже заказала его новый самолет, который американцы собираются сделать к 2018 году. Сначала 32 штуки, потом еще и еще… Сделаны предзаказы и на покупку новых «Эрбасов». И речь идет не о штучных покупках, даже не о десятках, а о сотнях машин.

Пока эти заказы повисли в воздухе. О них и Запад, и наши чиновники помалкивают: надо подождать… А там, глядишь, к 2018–2019 годам и санкции рассосутся.

Наверняка рассосутся. Но уже вместе с российским авиапромом. Окончательно. Ведь к этому времени производство широкофюзеляжных самолетов Россия точно не успеет наладить, а летать на чем-то нам нужно. Хочешь не хочешь, лайнеры придется покупать на Западе.

И никто не сможет упрекнуть в неисполнении своих обещаний российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, который сегодня так гневно заявляет: «Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае если такого рода самолет может производиться в России».

Правильно. Случая такого не будет еще долго.


комментарии (4):

Alexandre51      19/10/2016 [19:27:43]#1
Недавно в одном докладе ГосНИИ ГА прозвучало, что сейчас львиная доля в операционных затратах российских авиакомпаний уже не топливо, а лизинговые платежи. И объём авиаперевозок за последние 2 года сильно снизился, на международных линиях почти на 40%. Авиакомпании терпят убытки. Всё это – результат целенаправленной государственной политики либерального финансово-экономического блока Правительства по уничтожению гражданского, а в след за ним и военного, авиастроения России за последние 25 лет. В принятой в 2005 году СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА Россия не должна была потерять накопленный потенциал и компетенции, стремясь
по возможности их сохранять и развивать путем реализации следующих действий, первым и вторым пунктами которых стояло:
1. Продвижение на рынок готовых к серийному производству самолетов Ил-96, Ту-214, Ту-204-100/120/300.
2. Активное продвижение «нишевых» самолетов (видимо Бе-200) для демонстрации присутствия России на мировых авиарынках в период до выхода с новым массовым продуктом.
По отчёту Правительства за 2015 год в России реализовано заказчику 25 гражданских самолёта. В основном SSJ-100.
Фактически, реализация Стратегии напрочь провалена. А вот финансирование полностью освоено. Ну и что? Кто-нибудь за это ответил? Пока не будет спроса с госорганов за реализацию ими же написанных Стратегий и программ, случая такого в России просто не будет.

герра      20/10/2016 [09:11:56]#2
Alexandre51 Военное авиастроение останется, т.к. цена 1кг конструкции военного планера в 3раза дороже гражданского.Наработка в год(усреднённо) для "военных" около 150часов с оплатой содержания государством-и при этом всё очень патриотично. Гражданской машине надо в год летать под 3000часов и головняк с запчастям.Военный вирус патриотизма "сжирает" все возможности гражданского авиастроения.

air-squirrel      20/10/2016 [11:28:14]#3
смешно читать...сначала пустили все на самотек...а теперь сотрясаем воздух пустыми фразами. Были выделены сотни ярдов в авиапром - где самолеты, Зин?

ТУ-95мс      21/10/2016 [13:37:57]#4
Г-н Рогозин просто "рупор белого шума" и не более, слова сказаны на МиГе про широкофюзеляжный Ил-96?А нужны-ли эти слова "МиГовцам"?Их продукция, чистый военпром.













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhhPK
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/office/, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer