Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рогозин и самолеты: рынок с чиновничьим лицом авиапром не спасет


18 октября 2016 года Ольга Божьева, КоммерсантЪ


«Великой авиационной» может считаться только та держава, которая строит большие широкофюзеляжные лайнеры, а не штучно клепает региональные самолетики. У нас был в производстве Ил-96. Его производство остановили.

«Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае если такого рода самолет может производиться в России», — об этом заявил во вторник вице-премьер Дмитрий Рогозин на совещании на производственном комплексе «МиГ».

Если бы он сказал то же самое лет 15–20 назад, многие авиапроизводители от восторга прямо на этом совещании сорвались бы с мест и расцеловали своего вице-премьера. А вот сегодня, думаю, восторгов на этот счет было поменьше…

Нет, кто же спорит: слова хорошие, правильные. Запоздалые только.

Не будем покупать на Западе, если «такого рода самолет может производиться в России». Но в том-то и дело, что в России «такого рода самолеты» больше не производятся. Мы полностью обнулили свой авиапром. У нас был в производстве Ил-96. Его производство остановили. Ту-204 — тоже не делаем, Ту-214 оказался никому не нужен. Ту-334 — его производство было уже даже освоено — забросили в угоду «Суперджету», который на тот момент был только в чертежах. Вот теперь одного его с большой натугой и делаем.

При этом с медью в голосе при любом удобном и неудобном случае произносим красивые слова о России — великой авиационной державе, забыв, что «великой авиационной» может считаться только та держава, которая строит большие широкофюзеляжные лайнеры, а не штучно клепает региональные самолетики.

Реальность нашего авиапрома такова: пока не будет распоряжения Верховного — все российские авиакомпании должны летать только на отечественных самолетах! — ничего не изменится, и деньги на конкретные проекты авиапрома не пойдут. А если бы пошли, и проекты эти получили реальную господдержку, тогда бы, глядишь, и появился спрос на отечественные самолеты.

Но такого распоряжения от Верховного, думаю, сегодня ждать уже не приходится: изменилось время. Подобные распоряжения — не рыночный механизм. Советский авиапром давно в прошлом, а условия в российском авиапроме худо-бедно, но диктует все же рынок. Правда, рынок с эдакими национальными особенностями, я бы сказала: рынок с чиновничьим лицом.

Картина примерно такая: свои самолеты наша «великая авиационная держава» делает штучно, и только региональные, так что в основном весь парк самолетов покупать приходится за границей (чем вам не рынок?). При этом 10% от каждой сделки идет кому? Посреднику. А посредник кто? Российский чиновник. И пока такой «рынок» нашему чиновнику будет выгоден, ничего принципиально в этих «рыночных» механизмах не изменится.

К тому же есть другая объективная проблема: Россия, отказавшись от собственного производства гражданских самолетов, превратилась практически в сырьевой придаток для мирового авиапрома. У нас на сегодня сложились очень плотные контакты и с американским «Боингом», и с европейским «Эрбасом». Причем настолько плотные, что никакие санкции, о которых столько кричит Барак Обама, их практически не коснулись.

Для «Боинга», как и раньше, мы поставляем свой титан и авиационный алюминий. Разве это плохо? Нет, конечно. Соответственно, у «Боинга» Россия уже заказала его новый самолет, который американцы собираются сделать к 2018 году. Сначала 32 штуки, потом еще и еще… Сделаны предзаказы и на покупку новых «Эрбасов». И речь идет не о штучных покупках, даже не о десятках, а о сотнях машин.

Пока эти заказы повисли в воздухе. О них и Запад, и наши чиновники помалкивают: надо подождать… А там, глядишь, к 2018–2019 годам и санкции рассосутся.

Наверняка рассосутся. Но уже вместе с российским авиапромом. Окончательно. Ведь к этому времени производство широкофюзеляжных самолетов Россия точно не успеет наладить, а летать на чем-то нам нужно. Хочешь не хочешь, лайнеры придется покупать на Западе.

И никто не сможет упрекнуть в неисполнении своих обещаний российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, который сегодня так гневно заявляет: «Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае если такого рода самолет может производиться в России».

Правильно. Случая такого не будет еще долго.


комментарии (4):

Alexandre51      19/10/2016 [19:27:43]#1
Недавно в одном докладе ГосНИИ ГА прозвучало, что сейчас львиная доля в операционных затратах российских авиакомпаний уже не топливо, а лизинговые платежи. И объём авиаперевозок за последние 2 года сильно снизился, на международных линиях почти на 40%. Авиакомпании терпят убытки. Всё это – результат целенаправленной государственной политики либерального финансово-экономического блока Правительства по уничтожению гражданского, а в след за ним и военного, авиастроения России за последние 25 лет. В принятой в 2005 году СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА Россия не должна была потерять накопленный потенциал и компетенции, стремясь
по возможности их сохранять и развивать путем реализации следующих действий, первым и вторым пунктами которых стояло:
1. Продвижение на рынок готовых к серийному производству самолетов Ил-96, Ту-214, Ту-204-100/120/300.
2. Активное продвижение «нишевых» самолетов (видимо Бе-200) для демонстрации присутствия России на мировых авиарынках в период до выхода с новым массовым продуктом.
По отчёту Правительства за 2015 год в России реализовано заказчику 25 гражданских самолёта. В основном SSJ-100.
Фактически, реализация Стратегии напрочь провалена. А вот финансирование полностью освоено. Ну и что? Кто-нибудь за это ответил? Пока не будет спроса с госорганов за реализацию ими же написанных Стратегий и программ, случая такого в России просто не будет.

герра      20/10/2016 [09:11:56]#2
Alexandre51 Военное авиастроение останется, т.к. цена 1кг конструкции военного планера в 3раза дороже гражданского.Наработка в год(усреднённо) для "военных" около 150часов с оплатой содержания государством-и при этом всё очень патриотично. Гражданской машине надо в год летать под 3000часов и головняк с запчастям.Военный вирус патриотизма "сжирает" все возможности гражданского авиастроения.

air-squirrel      20/10/2016 [11:28:14]#3
смешно читать...сначала пустили все на самотек...а теперь сотрясаем воздух пустыми фразами. Были выделены сотни ярдов в авиапром - где самолеты, Зин?

ТУ-95мс      21/10/2016 [13:37:57]#4
Г-н Рогозин просто "рупор белого шума" и не более, слова сказаны на МиГе про широкофюзеляжный Ил-96?А нужны-ли эти слова "МиГовцам"?Их продукция, чистый военпром.













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам



Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhhPK
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/office/, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer