В конце прошлой недели правительство Украины приняло решение запретить полеты над территорией страны большинству российских авиакомпаний. Под санкции попали в том числе "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь" и еще более 20 авиакомпаний. С 25 октября им частично или полностью запрещены полеты, перевозки и транзит на территории Украины. Аналогичные меры в ответ на этот шаг предприняла и российская сторона, закрыв небо для украинских авиаперевозчиков.
Таким образом, "ЮТэйр" оказался фактически единственным крупным российским авиаперевозчиком, сохранившим право работать на этом маршруте. И теперь компания спешит воспользоваться появившимися возможностями. В течение двух недель она примет окончательное решение о повышении числа рейсов. Точное количество дополнительных вылетов компания пока не сообщает.
Сейчас компания совершает три рейса на Украину в день – два в Киев и один во Львов, с 25 сентября в ее расписании стоит рейс Сургут-Киев по воскресеньям. На этих направлениях авиакомпания использует самолеты Boeing-737-500 и ATR-72-500. Таким образом, в среднем в месяц услугами авиакомпании по этому направлению пользуется около 500 человек в день.
Для сравнения, по данным Росавиации, за первые семь месяцев года, на Украину и обратно российские авиакомпании перевезли около 600 тысяч человек, что примерно соответствует 2800-3000 человек в день.
Хотя в нынешней ситуации у авиакомпании почти не будет конкурентов на этом маршруте, вряд ли она сможет полностью переключить на себя весь освободившийся трафик, считает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.
"Инвестировать в эту, на первый взгляд, перспективную возможность очень рискованно. Как только санкции будут сняты, на маршрут вернется конкуренция и авиакомпания рискует остаться с большим количеством недозагруженных самолетов. Кроме того, увеличение количества самолетов на маршруте потребует дополнительных согласований с украинскими авиационными регуляторами, что также займет время. Скорее всего, "ЮТэйр" направит на маршрут не более двух дополнительных самолетов", - прогнозирует эксперт.
По оценкам аналитика, если "ЮТэйр" сохранит нынешние цены на авиабилеты по этому направлению, увеличит количество самолетов вдвое, и они будут летать со 100% загрузкой кресел, дополнительный доход авиакомпании составит около 1-2 млн долларов в месяц.
С представителем авиакомпании "ЮТэйр" для получения дополнительных комментариев связаться не удалось.
Хотя какое-то время прямых конкурентов у " ЮТэйр" на этом маршруте почти не будет, свои услуги по перелетам Москва-Киев готовы предлагать и зарубежные авиакомпании. Наиболее вероятными конкурентами могут стать авиакомпании Турции, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики и Польши. Белорусская "Белавиа" уже обозначила намерение увеличить транзит пассажиров между Москвой и Киевом.
Турецкая авиакомпания Turkish Airlines сообщила, что пока не рассматривает возможность увеличения числа рейсов между Москвой и Украиной, однако такая возможность в принципе не исключается.
В любом случае, подобные предложения едва ли станут полноценной альтернативой для пассажиров. "По правилам регулирования, иностранные авиакомпании могут выполнять полеты только в/из страну базирования, так что речь идет лишь о транзите. Но транзит значительно увеличивает общее время перелета, что существенно для коротких рейсов", - отмечает аналитик Сбербанк СIB Игорь Васильев.