Российские военные рассчитывают получить первый модернизированный стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 в 2021 году. Об этом сообщил на авиасалоне МАКС глава Военно-космических сил России Виктор Бондарев. По его словам, «промышленность проинформировала, что трудностей в воссоздании Ту-160 не будет».
Программа возобновления выпуска последней советской разработки в классе стратегических бомбардировщиков была объявлена министром обороны Сергеем Шойгу в конце апреля 2015 года. Находясь на авиазаводе в Казани, где оставшиеся на вооружении российской армии самолеты проходят модернизацию, Шойгу заявил о необходимости продумать возможности вернуться к выпуску самолетов. В июле замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о создании при министерстве специальной рабочей группы из конструкторов, представителей производства и задействованных в программе ведомств, которые должны решить практические вопросы восстановления производства.
Теперь рабочая группа наметила конкретные сроки возвращения самолетов. По планам Минобороны, на вооружение должны быть поставлены не менее 50 новых машин.
Ранее сообщалось, что первые новые Ту-160 должны быть выпущены в 2023 году.
Несмотря на достаточно оптимистичные сообщения, многие вопросы, связанные с выпуском Ту-160, по-прежнему остаются неясными. В частности, до сих пор непонятно, насколько продвинулись работы по возобновлению стоящего на бомбардировщике реактивного двигателя НК-32, выпускавшегося в Самаре на предприятии, носящем ныне название ОАО «Кузнецов». Данный двигатель перестал выпускаться в 1990-е годы, и пока никакой новой информации о том, достигнут ли прогресс в возобновлении его производства, нет.
«Представляя состояние нашей авиационной промышленности, я с большим скепсисом смотрю на всю программу производства Ту-160, — говорит бывший депутат ГД РФ, авиаинженер и экс-полковник ВВС Виктор Алкснис. — За последние десятилетия были утрачены многие технологии, мы потеряли инструментальную базу. В том же двигателе НК-32 использованы многие сложные технологии и материалы с уникальными свойствами, которые теперь потеряны. Для создания этого двигателя нужна работа развитой промышленности всей страны».
В настоящее время помимо Ту-160 в России разрабатывается также ПАК ДА (Перспективный комплекс дальней авиации) — новый стратегический бомбардировщик, о завершении предпроектных разработок по которому известно с 2014 года. В июле Борисов из Минобороны сообщил, что возобновление производства Ту-160 не отменит работы по созданию ПАК ДА, однако сроки его ввода в строй будут отодвинуты. До этого же говорили, что бомбардировщик появится в 2025 году.
По мнению авиационного эксперта Алексея Хазбиева, программы создания обоих бомбардировщиков не находятся в противоречии друг с другом.
«Думаю, рано или поздно воссоздать Ту-160 все же удастся. И тогда у нас будет на вооружении новый сверхзвуковой бомбардировщик. А ПАК ДА позже сможет заменить Ту-95, который давно уже морально устарел, а также средний бомбардировщик Ту-22, — говорит Хазбиев. — России в принципе нет необходимости сильно развивать стратегическую авиацию, т.к. многие ее задачи решают Ракетные войска стратегического назначения».
Военный эксперт Александр Гольц считает, что на те же деньги лучше было бы поставить дополнительный полк межконтинентальных баллистических ракет «Ярс».
«Не исключено, что это дало бы нам в итоге преимущество, — говорит Гольц. — Для России избыточно сохранение ядерной триады (один из элементов которой — стратегическая авиация), и мы сохраняем бомбардировщики, скорее желая сохранить симметрию с построением американских ядерных сил. При этом США тратят на свое ядерное оружие минимум в шесть раз больше, чем Россия. В нынешней войне бомбардировщики могут быть только инструментом первого удара — когда Россия применяет оружие первой. Но с учетом того, что такую войну теоретически Россия может вести только с США , возможности поднять их в воздух у нас, скорее всего, не будет».