— Это нужно регулировать жесточайшим образом, потому что за этим нарушениями стоят жизни людей. Как выясняется, есть управляемые летающие аппараты — самолеты и вертолеты, которые нигде не зарегистрированы. Они летают без специального навигационного и диспетчерского обслуживания, а это может привести к столкновениям. Нужно вносить закон и вводить ответственность вплоть до конфискации воздушного судна, если нет соответствующих документов, регламентирующих деятельность, — поясняет Андрей Колесник.
Согласно данным Росавиации, с начала этого года произошло 31 авиационное происшествие с воздушными судами авиации общего назначения, в которых погибли 29 человек. Из них 13 инцидентов произошли с незарегистрированными воздушными судами.
Этот список пополнился еще одной трагедией в Якутии. Следственными органами было возбуждено уголовное дело по факту крушения вертолета Robinson R-44. Во время посадки вертолет задел столб, из-за чего рухнул на землю и загорелся. По сообщениям СМИ, в результате полученных ожогов пилот скончался в больнице, двое других пострадавших всё еще находятся в больнице.
Еще одна авария произошла в минувшую субботу. Вертолет Robinson Р44, на котором летели члены семьи владельца группы компаний «Два капитана» Евгения Тростянецкого, упал в Москву-реку в районе Мякинино — жертв удалось избежать: из воды подняли четырех человек, в том числе ребенка. Никто не пострадал.
— По словам пилота, возникла угроза того, что вертолет может не долететь до дома Тростянецких, и было принято всеми решение садиться на реку, чтобы избежать жертв. При посадке вертолет упал на бок. Всем удалось выйти наружу, — сообщил LifeNews источник в правоохранительных органах.
В тоже время источник в службах транспортного надзора заявил, что полет вертолета не был согласован с соответствующими службами.
В качестве причин аварии рассматривается как версия технической неисправности вертолета, так и ошибка пилота или несоблюдения правил безопасности полета.
Тем временем следователи продолжают разбираться в том, кто виновен в страшной трагедии над Истринским водохранилищем. В результате столкновения гидроплана и вертолета погибли девять человек, среди которых были двое детей. Как выяснилось, пилот не получал летного свидетельства в Росавиации, следовательно, не имел прав на управление гидросамолетом.
— При расследовании авиационных происшествий вскрываются недопустимые факты: полеты выполняются без уведомлений и разрешений органов управления воздушным движением, самолеты и вертолеты эксплуатируются без подтверждения летной годности, полеты выполняются на заведомо неисправных воздушных судах, а воздушные суда пилотируют лица без соответствующих на то прав и не прошедшие специальную подготовку, — поясняют в Федеральном агентстве воздушного транспорта.
По мнению автора законодательной инициативы, иногда права на вождение машины получить гораздо сложнее, чем свидетельство пилота, и эту практику нужно менять.
В Госдуме к инициативе отнеслись неоднозначно. Член комитета Госдумы по транспорту Андрей Андреев считает, что «четкое соблюдение уже существующих распоряжений Минтраса, Росавиации и Роснавигации способно исключить целый ряд трагедий и опасных ситуаций».
— Я выступаю за четкое исполнение существующих законодательных и распорядительных норм. Тут нужно соблюдать, а не ужесточать. Думаю, нужно дать больше функций и возможностей надзорным органам в рамках существующих законов. Любые изменения нужно обсуждать с авиационной общественностью, со специалистами отрасли, — говорит Андреев.
По словам зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова, в России набирают обороты услуги авиационного такси. Парламентарий считает, что размер штрафов должен регулироваться в зависимости от нарушения и степени опасности, иначе несоразмерные санкции могут «навредить малой авиации».
— Безусловно, проблематика существует, однако здесь должен быть взвешенный подход. Предусмотренные Административным кодексом штрафы, очевидно, не могут остановить потенциальных нарушителей. Штрафы должны быть существенно выше, но не завышенными, — отмечает Александр Старовойтов.
В интернете тысячи сайтов, предлагающих услуги аренды, некоторые и вовсе предлагают поуправлять самолетом. Эксперты призывают в целях личной безопасности требовать у летчика, оказывающего услуги, свидетельство коммерческого пилота.
— Необходимо строжайшее наказание как для пилота, нарушившего нормы воздушного порядка, так и для непосредственного владельца самолета. Владелец самолета авиации общего назначения не имеет права без разрешения заниматься коммерческой деятельность. Согласно закону, у летчика, оказывающего услуги, должно быть свидетельство коммерческого пилота. Только при наличии такого удостоверения можно возить пассажиров за деньги, — предупреждает президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», член общественных советов Ространснадзора и Росавиации Олег Смирнов.
По мнению советника руководителя Росавиации Сергея Извольского, для сокращения числа авиапроисшествий с участием малой авиации необходимо оборудовать воздушные суда системами автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В).
— Это общемировая практика, она себя зарекомендовала, — поясняет он.
— Полеты на незарегистрированных воздушных судах или с недействительными пилотскими свидетельствами, полеты без сертификата летной годности — действительно, в авиации общего назначения все эти проблемы существуют. Именно умышленные нарушения действующих правил и требований являются основной причиной повышения уровня аварийности в АОН. Росавиация выступает с инициативой административного ужесточения ответственности конкретно к тем лицам, которые осознанно идут на подобного рода нарушения, — отмечает Извольский.
После череды трагедий к малой авиации особое, повышенное внимание. Так, например, Федеральное агентство воздушного транспорта предложило увеличить штрафы за умышленное нарушение порядка использования воздушного пространства. Сейчас полет без прав грозит нарушителю штрафом в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей. Росавиация предлагает увеличить эту сумму до 3 млн рублей.