Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая одиссея Украины заканчивается


20 июля 2015 года Сергей Кольцов, Взгляд


История легендарного Южмаша, ракеты которого были гарантами мира во время холодной войны и неотъемлемой частью международных космических программ, близка к бесславному концу. Нет ни кадров, ни заказов, ни денег, ни даже воды в туалетах. Хуже того, в трагической судьбе ЮМЗ отражается будущее всей украинской промышленности.

Год назад сотрудники государственного конструкторского бюро «Южное» им. Янгеля праздновали 60-летие предприятия. В поздравительных адресах по случаю юбилея отмечалось, что за это время в содружестве с Южным машиностроительным заводом им. Макарова специалистам КБ удалось создать 13 боевых ракетных комплексов, семь космических ракетных комплексов, более 70 типов космических аппаратов, около 50 типов ракетных двигателей и двигательных установок различного назначения, свыше 150 новых материалов и технологий. Кроме того, были осуществлены более 900 пусков ракет-носителей космического назначения и выведены на орбиты более 400 научно-исследовательских и военных спутников.
 
В этом году парад памятных дат логично было бы продолжить 20-летием создания международного проекта «Морской старт», в котором Украину когда-то представляли КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Однако праздновать по большому счету нечего. Из-за кризиса в украинско-российских отношениях проект «заморожен» и в прежнем виде вряд ли возродится. По крайней мере  речь о дальнейшем использовании для запусков украинских ракет «Зенит» уже не идет, а производивший их Южный машиностроительный завод находится сегодня на грани окончательной ликвидации.
 
Ракеты и клозеты
 
Собственно говоря, без заказов предприятие простаивает еще с прошлого года, а в январе его работников отправили в отпуск за свой счет по причине накопившихся долгов по зарплате. Вынужденный простой длился до апреля. Затем, после погашения задолженности и под аккомпанемент щедрых обещаний от первых лиц государства завалить ЮМЗ работой, рабочие вернулись в цеха. Но, по-видимому, ненадолго, поскольку делать им там особо нечего. И, судя по последним событиям, простым бездельем дело на этот раз не ограничится.
 
Как сообщил журналистам помощник гендиректора предприятия по общим вопросам Владимир Ткаченко, на заводе вот уже больше двух недель отключена техническая вода. В связи с этим пришлось остановить работу в литейных цехах, связанных с кузницей участках и местах, где происходит закалка и охлаждение металла. По той же причине закрыли санузлы, лишив сотрудников элементарных бытовых удобств.
 
Параллельно муссируются слухи о возможном отключении электроэнергии, подкрепленные недавними перебоями с энергоснабжением на насосных станциях. А вот новые долги по заработной плате – уже не слухи, а реальность: после апреля выплаты вновь прекратились. «Говорили, что ожидается реструктуризация, и с августа на 30–40% сократят персонал. Пока что работникам не платят зарплату, видимо, ожидая, что люди сами будут увольняться», – полагает глава независимого профсоюза Южмаша Евгений Деркач.
 
Дополнительным стимулом для добровольного увольнения теперь стали представители военкоматов, караулящие призывного вида мужчин прямо у главной проходной. Причем хватать они предпочитают сотрудников конструкторского бюро. То ли потому, что те приходят на работу позже остальных, то ли ввиду их ненадобности для загибающегося производства. В свою очередь «уклонисты», опираясь на поддержку коллег и даже руководства, упорно не желающего расставаться с последними кадрами, держат круговую оборону: ведут телефонное оповещение об опасности и не покидают территорию завода до отъезда «ловцов». 
 
Фабрика страха
 
Своим негласным титулом столицы советского ракетостроения Днепропетровск обязан Корейской войне. Именно она вынудила тогдашнее руководство ВПК во главе с министром вооружения Дмитрием Устиновым в 1950 году срочно перепрофилировать еще толком не достроенный Днепропетровский автозавод в сверхсекретный «почтовый ящик № 586». В том же году вместо грузовиков и самосвалов на нем был налажен выпуск первой советской боевой ракеты Р-1 (проходившей по документации как «автомобиль вертикального взлета»), которую Сергей Королев с помощниками скопировали с трофейной «Фау-2». Немного позже завод начинает выпускать Р-5М – первую в мире ракету, способную нести ядерный заряд.
 
Спустя несколько лет на территории «завода № 586» создается особое конструкторское бюро ОКБ-586 (теперь КБ «Южное»). Его возглавляет Михаил Янгель – бывший зам Королева, взявшийся за разработку ракеты на высококипящих компонентах топлива, позволявших держать «изделие» в боевой готовности, то есть заправленной топливом, продолжительное время (больше месяца).
 
В 1959 году после успешных испытаний на вооружение Советской армии была принята жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности Р-12. Четырьмя годами позже на боевое дежурство в только что созданных ракетных войсках стратегического назначения заступает ее новационная на то время модификация Р-12У для шахтной пусковой установки. А немного раньше создается Р-16 – первая двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, способная «накрывать» территорию США и лишавшая, таким образом, главного стратегического противника Советского Союза преимущества безответного удара.
 
К тому времени Днепропетровский машиностроительный завод уже полностью был ориентирован на продукцию, разработанную командой Янгеля. Как довольно сообщил журналистам генсек Никита Хрущев после посещения предприятия: «У нас производство ракет поставлено на конвейер! Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, словно сосиски из автоматов».
 
Такой результат стал возможен благодаря слаженной работе тандема в лице руководителя ОКБ Янгеля и его бывшего главного инженера Александра Макарова, назначенного в 1961 году директором завода. «Именно они создали модель единой опытно-конструкторско-производственной базы, которая и по сей день является новацией в сфере производства и проектирования», – напишет позже еще один экс-директор Южмаша, бывший президент Украины Леонид Кучма.
 
Главным совместным творением Янгеля и Макарова стал Р-36М (SS-18 Satan по классификации НАТО) – ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной баллистической ракетой тяжелого класса, допускавший применение различных видов боевого оснащения (головных частей), в том числе разделяющихся с индивидуальным наведением боевых блоков и реализовывавший стратегию гарантированного ответного удара. Не имевшая аналогов «Сатана», с ее автономной системой управления и полной ампулизацией топливных систем после заправки (это позволяло держать ракету в полной боевой готовности полтора десятка лет), ставшая главным элементом «ракетного щита» СССР, заставила в начале 70-х американцев, прозвавших ЮМЗ «фабрикой страха», срочно пойти на переговоры по ракетно-ядерному разоружению.
 
Среди одной из самых нашумевших тогда новинок стал придуманный Янгелем так называемый минометный старт, когда многотонная махина в ее варианте запуска из транспортно-пускового контейнера вначале под давлением пороховых аккумуляторов «выстреливалась» из ТПК, а уж затем запускался ее двигатель. Это дало возможность конструктору Владимиру Уткину, завершавшему проект «Сатаны» после смерти Михаила Янгеля в 1971 году, вместе с братом Алексеем позже создать РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel ) – боевой железнодорожный ракетный комплекс, в количестве 12 поездов с 36 пусковыми установками стоявший на боевом дежурстве в РВСН СССР и России в 1987–1994 годах (все они были списаны и утилизированы по условиям договора СНВ-2).
 
Не менее активно Южмаш, 80% продукции которого в 1960–1980-е годы составляли боевые ракеты, участвовал в космических программах. Созданная там ракета «Зенит» в качестве модульной части блока первой ступени ракеты-носителя «Энергия» была использована в реализации проекта первого (и, к сожалению, последнего) советского многоразового космического корабля «Буран». А жидкостные ракеты-носители легкого класса «Циклон» или созданные на базе Р-12 и Р-14 «Космос» и «Интеркосмос» выводили на низкую околоземную орбиту космические аппараты, многие из которых (серии АУОС, «Целина» или «Тайфун») были созданы опять-таки днепропетровскими специалистами. Не отставали и цеха «побочных производств», выпускавшие трактора вначале под маркой «Беларусь» (в виду засекреченности предприятия), а затем и собственной – ЮМЗ (общим количеством более двух миллионов машин), а также прочий мирный «ширпотреб».
 
Космический бизнес
 
С развалом Союза славная история Южмаша, как и многих других гигантов ВПК, могла закончиться в одночасье. Сотни боевых ракет, выпускавшихся там ежегодно, больше не были никому нужны – как, впрочем, и десятки тысяч тракторов. Большинство смежников оказались за новыми границами, а государственный заказ сменил «дикий рынок». Ситуацию спасли президентские выборы 1994 года. Новый глава государства Леонид Кучма сделал все для выживания не чужого ему Южмаша, к тому же являвшегося одним из немногих флагманов молодой украинской экономики.
 
Главной темой для завода и КБ «Южное» с тех пор стал коммерческий космос. Одним из первых проектов был «Морской старт» – создание с помощью плавучей платформы морского космодрома на экваторе, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). В созданный в 1995 году консорциум Sea Launch Company, кроме Южмаша и КБ «Южное», вошли Boeing Commercial Space Company (космическая «дочка» американского авиагиганта), российская РКК «Энергия» и норвежская судостроительная компания Aker Kværner. Спустя четыре года был успешно произведен первый коммерческий запуск, а всего за 15 лет (до мая 2014 года) осуществлено 36 запусков (из них 33 удачных).
 
Вскоре после первых запусков «Морского старта» в КБ «Южное» родилась идея его наземного аналога, изначально получившего название «Старт из пустыни» (позже было согласовано более привычное «Наземный старт»). Он представлял собой совместный проект России, Украины и США по использованию стартового комплекса на космодроме «Байконур» для запусков модернизированных ракет-носителей «Зенит-2SLБ» и «Зенит-3SLБ». В ходе этой программы с 2008 по 2013 год было осуществлено шесть успешных запусков космических аппаратов.
 
На базе легендарной «Сатаны» была создана ракета-носитель «Днепр», с 1999 по 2015 год выполнившая 22 пуска, с помощью которых на орбиту было выведено более 140 космических аппаратов, принадлежащих 20 государствам. И уже под самый конец второго президентского срока Кучмы (в 2003 году) Украина подписала договор с Бразилией о долгосрочном сотрудничестве по созданию РКК «Циклон-4» для запусков космических аппаратов на бразильском приэкваториальном космодроме Алкантара.
 
Попутно «южмашевцы» зарабатывали деньги на обслуживании и продлении срока эксплуатации ракет, стоявших на вооружении российских РВСН, «адаптировали» под украинские реалии чешские троллейбусы и трамваи, а также осваивали выпуск ветряных турбин, оборудования для пищевой промышленности и агрегатов шасси для самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-158. Это в совокупности давало заметную загруженность производственных мощностей и завидные по меркам Днепропетровска зарплаты.
 
Не поколебала уверенность работников Южмаша в собственном благополучном будущем и пятилетка правления Ющенко, утомлявшего их во время своих нечастых визитов нудными лекциями о трипольской культуре и голодоморе. «Караван идет, а денежки капают», – рассуждали они. Тем более что капали денежки все ощутимее – ожившая со второй половины 2000-х российская «оборонка» своими закупками начала пробуждать в памяти заводчан воспоминания о благословенных советских временах. А уж когда посетивший Южмаш уже при Януковиче (в конце 2013 года) вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заговорил о создании объединенной ракетно-космической корпорации, былое счастье казалось совсем близким.
 
До основанья
 
Но грянул февраль 2014-го, и все планы накрылось жовто-блакитным тазом с красно-черным отливом. В начале марта прошлого года завод посетил новоназначенный губернатор Игорь Коломойский. Он с озабоченным видом побродил по цехам, подписав с гендиректором Южмаша Сергеем Войтом некий «меморандум о сотрудничестве». По итогам этой экскурсии заказов на заводе не прибавилось, зато оттуда начали вывозить металл из стратегических запасов (примерно также из трубопроводов подконтрольной Коломойскому госкомпании «Укрнафта» в прошлом году выкачали 600 тысяч тонн технической нефти). В то же время в Сети появилась информация о возможной продаже третьим странам документации по производившейся в Днепре БМБР «Воевода» (советское наименование знаменитой «Сатаны»).
 
Еще какое-то время наивным землякам Коломойского казалось, что все переменится. И, в принципе, они не ошиблись. Вот только перемены оказались к худшему. Еще в апреле прошлого года Кучма, знавший всю подноготную выживания родного предприятия, предупреждал: «У нас слишком многое завязано на России, чтобы отказаться от сотрудничества с ней. Но, если мы потеряем контракты с Российской Федерацией, нужно дать альтернативу. В Европе я не вижу рынков сбыта для продукции Южмаша».
 
Уже в августе украинский Совбез принял решение о прекращении военного и научно-технического сотрудничества с предприятиями ВПК России. Это крайне вдохновило патриотов вроде председателя совета предпринимателей Днепропетровской области Владимира Дона, заявившего следующее: «Сегодня экспорт с этого предприятия в Россию уменьшился на 80%. Это продукция, которая связана с вооружением. Это логично, мы же не можем продавать нашим потенциальным врагам оружие, из которого будут убивать наших солдат, наших воинов, наших граждан. Необходимо применять ряд мер. Ошибочность позиций руководства завода заключается в том, что они думают: государство поможет. Никто не поможет». 
 
В том, что государство действительно бросило промышленный гигант на произвол судьбы, коллектив предприятия убедился довольно скоро. «В результате последовательного сокращения объемов производства ракетно-космической техники поступления денежных средств снизились более чем в четыре раза, с 1 млрд 907 млн грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014-м. При этом по договорам с Россией сокращение составило более чем в 60 раз, соответственно с 1 млрд 719 млн до 28 млн грн. Дальнейшее производство ракетоносителя «Зенит» (проекты «Морской старт», «Наземный старт») приостановлено. Возобновление находится под вопросом. Россия сокращает сотрудничество по прочим проектам («Днепр», Федеральная космическая программа). В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014 года около 700 млн грн. Долги предприятия на 01.01.2015 составляют около 640 млн грн, в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам – более 140 млн грн», – сообщал сайт ЮМЗ (спустя короткое время информация по неизвестной причине была удалена).
 
Президент Петр Порошенко, появившийся на заводе через месяц после его февральской остановки, привычно пообещал как заказ по линии минобороны («В оборонном заказе есть предложение для Южмаша. Вы можете догадываться, о какой номенклатуре производства идет речь»), так и гражданский («Я сказал, будет предложен заказ на 45 млн грн на троллейбусы для Днепропетровска и Днепропетровской области»). В обоих случаях Порошенко обманул. О госзаказе («догадайтесь, какой номенклатуры») до сих пор не слышно ничего, а вот с троллейбусами днепропетровцев «прокатили» совершенно бессовестно. 6 июля Южмаш должен был подписать контракт на поставку десяти машин, но автокомпания «Богдан Моторс», контролируемая Олегом Свинарчуком (бизнес-партнером Порошенко) внезапно подала жалобу из-за недостатка нужных документов от завода. После этого Антимонопольный комитет спешно аннулировал контракт.
 
Не менее «успешно» складываются дела Днепропетровского машиностроительного завода и на внешних рынках. Еще в декабре 2014-го американская компания Orbital Science Corporation остановила сотрудничество с Южмашем из-за взрыва двигателя ракеты-носителя Antares с транспортным кораблем Cygnus. На этом фоне еще смешнее выглядит заявление о том, что Украина намерена перенести свой наглухо «замороженный» космический проект «Алкантавра» из Бразилии в США.
«Это был единственный крупный инвестиционный проект Украины за рубежом, не только утверждающий нашу страну как ведущую в аэрокосмической отрасли, но и дающий перспективу загрузки и развития наших предприятий на многие годы», – написал на своей странице в Facebook экс-премьер Николай Азаров. «По команде своих хозяев они поставили крест на самой передовой отрасли Украины – авиакосмической промышленности», – констатировал он.
 
По мнению политолога Андрея Золотарева, ситуация с Южмашем и КБ «Южное» чревата для всей Украины потерей статуса космической державы. «Базарному» капитализму космос ни к чему. Его интересует не перспектива, а прибыль сейчас и сегодня», – считает эксперт, уверенный, что в процессе реформ Украина получит новую модель экономики, которая будет вписана в западный рынок. Единственным успешным вариантом подобного «вписывания» является «тотальная деиндустриализация».
 
Так что разруха, воспетая родившимся в Киеве Булгаковым, действительно, не в южмашевских клозетах, а в головах тех, кто, в полном соответствии со словами партийного гимна столь ненавистных им коммунистов, взялся разрушать до основания созданный не ими мир и оставить после себя хаос, сотворить который, пожалуй, не под силу даже знаменитой «Сатане».


комментарии (5):

Владислав Катчан      23/07/2015 [15:09:30]#1
Читая эту информацию, боль испытываешь такую же, как при известии о смерти родителей. Дважды ордена Ленина Особое конструкторское бюро №586, в котором пишущий начал свою трудовую деятельность, отличилось не только своими разработками, но и тем, что для многих прошедших его школу молодых специалистов оно сыграло роль "родителя", сформировавшего их как личности. Оказывается и так бывает, когда попадаешь в коллектив, занятый разработкой чего-то, не имеющего ещё аналогов.
Извините за сугубо личные эмоции.

Сашочек      27/07/2015 [11:16:31]#2
Полезно задуматься о людях, запустивших механизмы антагонизма, разъединения, ссор, приведших в итоге к потере высочайшего интеллектуального потенциала в самых сложных высокотехнологических отраслях, имевшегося у единого народа нашей огромной страны. И не только потере интеллекта, но и тысячам, тысячам смертей.
Конечно первым придется назвать меченного, начавшего ревизию основ построения нашего общества, который до сегодняшнего не может осознать своего позора.
Вторым, вечно закладывающего. И... стаю окружавших его и громко лающих с чужого голоса шакалов.
А задуматься надо для того, что страна и сегодня остается самой природнобогатой, и еще есть остатки того интеллекта..., который нужно во что бы то ни стало сохранить!

Сашочек      27/07/2015 [11:16:49]#3
Полезно задуматься о людях, запустивших механизмы антагонизма, разъединения, ссор, приведших в итоге к потере высочайшего интеллектуального потенциала в самых сложных высокотехнологических отраслях, имевшегося у единого народа нашей огромной страны. И не только потере интеллекта, но и тысячам, тысячам смертей.
Конечно первым придется назвать меченного, начавшего ревизию основ построения нашего общества, который до сегодняшнего не может осознать своего позора.
Вторым, вечно закладывающего. И... стаю окружавших его и громко лающих с чужого голоса шакалов.
А задуматься надо для того, что страна и сегодня остается самой природнобогатой, и еще есть остатки того интеллекта..., который нужно во что бы то ни стало сохранить!

Читатель 1      27/07/2015 [14:38:27]#4
"если звёзды зажигают, то это кому-то нужно..."
Если такие заводы останавливают, значит кто-то за этим стоит, не думаю что России или Украине это надо... Злодей где то дальше и он делает своё чёрное дело, не пора ли ему "заехать совковой лопатой в табло"

Читатель 1      27/07/2015 [14:40:03]#5
а ещё я думаю, значит нас всё-таки боятся !!!













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbm7L
https://youdo.com/auto/brand/opel/zafira/ - подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer