Экономические сложности, переживаемые сегодня большинством сфер российской экономики, не миновали и авиационный транспорт. Одним из эффективных путей преодоления сложной ситуации стала оптимизация численности персонала, позволяющая сократить издержки и в перспективе сохранить рабочие места для очень многих сотрудников.
«Оптимизация штатной численности - один из трех пунктов антикризисной программы. Компания сократила число самолетов, уменьшила производственную программу, следовательно, стала обладать избыточным персоналом. Первое, что мы сделали - сократили административно-управленческий аппарат на 10%. Эта процедура начата в апреле, персонал дорабатывает положенные сроки. Процедура сокращения проводится строго в соответствии с российским трудовым законодательством», - рассказал гендиректор «России». По его словам, «Россия» придется расстаться чуть меньше чем с 400 сотрудниками, 50 из которых – управленцы, а остальные – представители летного и технического персонала, а также работники наземных служб.
«Если я сейчас не выполню оптимизационный план, в конце года вынужден буду объявить, что компания не справилась с кризисом и работу потеряет значительно больше людей. Я несу ответственность перед всем коллективом компании, а это более 3000 человек, - говорит Василий Мешков. - Мы не благотворительная организация, нам необходимо платить зарплаты, налоги, дивиденды акционеру».
Однако эти простые и логичные доводы оказываются непонятны профсоюзным лидерам, которые почему-то предпочитают использовать сложности компаний в собственных интересах. Как отметил гендиректор авиакомпании «Россия», профсоюзы, например, пытаются спекулировать на том, что государство якобы вкладывало деньги в обучение пилотов, и увольнять их по этой причине нельзя. Но на самом деле обучением пилотов и развитием их профессиональных компетенций занимаются сами авиакомпании, и поэтому только они вправе решать, кого увольнять, а кому предложить остаться.
«Мы открыты к диалогу, но профсоюзы, к сожалению, выбрали для себя деструктивную позицию, - продолжает Василий Мешков. - В 2013-2014 годах мы решали задачу вывода компании из предбанкротного состояния. Долговая нагрузка съедала всю прибыль. Мы попросили коллектив отсрочить индексацию зарплаты. Но профсоюзы летчиков и бортпроводников не стали с нами договариваться, в результате чего коллективный договор на новый период не был подписан. Персонал мог бы остаться без традиционного богатого социального пакета, но компания в одностороннем порядке закрепила эти гарантии нормативным актом. Это иллюстрация негибкого подхода профсоюзов, нежелания прислушиваться к разумным доводам и думать на перспективу. Сейчас ситуация еще хуже: письма с провокационными пустыми заявлениями, жалобы: «Мешков губит всю российскую авиацию».
Между тем сокращаемым членам летных экипажей была предоставлена возможность трудоустройства в компании группы "Аэрофлот". Например, в лоукостере "Победа" имеются вакансии для пилотов Boeing, и часть сокращаемого летного состава уже нашла себе новые места работы в Петербурге и Москве. Те же, кому не подошли имеющиеся предложения, направляются на собеседования в центр занятости населения.
Необходимо отметить, что это уже не первый случай, когда профсоюзы пытаются создавать проблемы российским авиакомпаниям ради достижения собственных интересов. Например, в апреле этого года приговором Мещанского суда Москвы закончилась история конфликта между руководством Шереметьевского профсоюза летного состава и «Аэрофлотом». «Как было установлено судом, они пыталась получить 30 млн руб. от летного директора "Аэрофлота" за снижение расходов компании на дополнительные выплаты авиаторам. В итоге фигуранты дела получили от пяти с половиной до шести с половиной лет колонии», пишет Коммерсантъ.
При этом, исполнительный директор ШПЛС Алексей Шляпников, вице-президент Валерий Пимошенко и активист профсоюза Сергей Кнышов пытались представить свои действия защитой прав трудящихся и борьбой за интересы работников.
На Западе авиационные профсоюзы в своих спорах с авиакомпаниями стараются обходиться без явного криминала, но тоже оказывают на них серьезный прессинг. "Мощнейшее профсоюзное давление является сегодня масштабной проблемой", - признал ранее в интервью Коммерсантъ FM главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. С угрозами забастовок, а то и полным параличом своей деятельности, сталкивались такие известные европейские перевозчики, как Alitalia, Lufthansa и многие другие. Но у российских профсоюзов, как обычно, свой особый путь во взаимоотношениях с работодателями.