Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром РФ обречен сотрудничать с Украиной


24 июня 2015 года Юрий Гладыш, Росбалт


Почти треть авиационного парка СССР составляли крылатые машины, сделанные на украинских заводах. В их числе как скромные труженики полей Ан-2, так и пассажирские лайнеры Ан-24, Ан-10, а также транспортники Ан-12 и воздушные гиганты Ан-22 "Антей", Ан-225 "Мрия", Ан-124 "Руслан". Позже, уже российский авиапарк пополнили Ан-3, Ан-148 и Ан-158. А украинские двигатели стояли практически на всех вертолетах, созданных в конструкторских бюро Камова и Миля.

И после распада СССР то, что авиационная промышленность России в значительной степени зависит от поставок из соседнего государства, политику властей которого далеко не всегда даже в ту пору можно было охарактеризовать как дружественную, мало кого волновало. Проблемы начались совсем недавно, и прежде всего они коснулись поставок двигателей для российских производителей вертолетов, а также боевых и военно-транспортных самолетов.
 
Напомним, что в советской Украине существовало почти три с половиной тысячи предприятий, относящихся к военно-промышленному комплексу. Сейчас их осталось всего 143. Однако это в том числе заводы, обеспечивающие, скажем без особого преувеличения, нормальное и бесперебойное функционирование российской авиационной промышленности. Список их достаточно велик. Назовем только киевские "Серийный завод "Антонов" и "Арсенал", а также запорожский "Мотор-Сич". Без поставок техники и комплектующих с этих предприятий российской "оборонке" пока не обойтись. На сегодняшний день эксперты отмечают особую, если не сказать критическую, зависимость российских вертолетостроителей от поставок продукции упоминавшегося завода "Мотор-Сич".
 
Этот завод был основан в 1907 году, с 1921 года он производит авиационные двигатели. В советское время предприятие называлось "Моторным заводом № 29". Сегодня "Мотор-Сич" является ведущим с мире предприятием по изготовлению авиадвигателей, выпуская их аж 55 типов для 61 вида летательных аппаратов. И практически все вертолеты российского производства, в том числе все боевые и военно-транспортные винтокрылые машины, сегодня оснащаются двигателями, созданными запорожскими машиностроителями.
 
Завод "Мотор-Сич" производит движки для российских Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52. Кроме того, здесь также изготавливают двигатели для многих гражданских самолетов, в том числе уже и не выпускающихся, но находящихся в эксплуатации: Ил-18, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Бе-12, Бе-200, Як-40, Як-42.
 
Основными потребителями продукции завода в Российской Федерации являются  предприятия, входящие в холдинг "Вертолеты России" — ОАО "Роствертол", ОАО "Климов", а также самолетостроительные заводы ОАО "ВАСО", ОАО "ТНТК им. Г.М.Бериева", ОАО "Авиакор" — авиационный завод".
 
В 2011 году "Мотор-Сич" заключил контракт с ОАО "Вертолеты России" на сумму в полтора миллиарда долларов. Контракт предусматривал ежегодную поставку до 270 двигателей. Соглашение было рассчитано на пять лет, следовательно, ежегодно завод должен был поставлять в Россию продукции на 300 миллионов долларов. Всего же на до недавнего времени доля завода на российском рынке авиадвигателей составляла примерно 30 процентов.
 
Многие специалисты и сегодня полагают, что, как минимум, до 2018 года реальной альтернативы запорожским авиадвигателям найти не удастся – слишком долго выстраивалась цепочка кооперации предприятий и слишком надежной казалась связь между ними. Поэтому решение украинского правительства приостановить поставки продукции военного назначения в России может оказаться весьма болезненным для российского авиапрома. В среде экспертов поначалу ходило мнение, что отечественную авиационную промышленность ожидает нечто вроде коллапса в случае прекращения украинских поставок. Предсказывали даже временную приостановку производства российских вертолетов.
 
Также справедливо мнение, что разрыв хозяйственных связей губительно скажется и на авиапроме самой Украины. Например, лишившись рынка сбыта, запорожские машиностроители могут оказаться перед необходимостью срочной переориентации направлений реализации своей продукции. Решить эту задачу будет непросто. В 2013 году "Мотор-Сич" отправил в Россию семьдесят процентов всего, что произвел. Понятно, что в случае полного прекращения поставок двигателей на российские предприятия украинские авиастроители окажутся в затруднительном положении. Производство может остановиться именно в Запорожье, а отнюдь не в России.
 
Тем не менее, власти в Киеве в категоричной форме заявляют, что поставки вертолетных двигателей в Россию категорически запрещены — еще с прошлого года. Бывший тогда министром финансов Украины Александр Шлапак даже сказал, что если "Мотор-Сич" все же станет продавать двигатели в Россию, то его руководитель будет немедленно арестован. Правда, официальные представители компании продолжали публично настаивать на сохранении сотрудничества со "страной-агрессором", подчеркивая, что "Мотор-Сич" является частным предприятием, поэтому прямое влияние на него правительственных директивных актов должно быть ограничено. Аргумент, прямо скажем, спорный.
 
Недавно бывший генеральный директор, а ныне почетный президент "Мотор-Сич", доктор технических наук и академик АИН Украины Вячеслав Богуслаев выразил уверенность, что сотрудничество с РФ продолжится, поскольку от него зависят вопросы роста доходов Украины и сохранения рабочих мест. Он напомнил, что "Мотор-Сич" ежегодно платит в казну миллиард гривен налогов. Возможно, он знает больше, чем другие, а, может быть, просто и таким образом лоббирует интересы украинских моторостроителей.
 
По неофициальным данным, моторсичевские двигатели все же продолжали поступать в Россию вплоть до конца 2014 года. Есть сведения, что поставки продолжались и в начале 2015-го. О состоянии дел на текущий момент достоверной информации нет.
 
По оценке аналитика Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, поскольку сегодня зависимость России от Украины в поставках вертолетных двигателей почти стопроцентная, через год-полтора у РФ могут возникнуть серьезные проблемы с производством новых летательных аппаратов. Эксперт считает, что украинские производители и их российские партнеры могут начать искать "лазейки". Например, как вариант, — Украина будет поставлять двигатели в Белоруссию или в Казахстан, а те потом станут реэкспортировать их в Россию.
 
Правда, в Российской Федерации уже приступили к решению вопроса импортозамещения в этой сфере. Базовым предприятием для производства вертолетных двигателей станет петербургское ОАО "Климов". Владислав Масалов, генеральный директор ОАО "УК "Объединенная двигательностроительная корпорация" ("Климов" входит в ОДК), утверждает, что на объем производства в 500 едениц ежегодно можно будет выйти уже к концу 2015-го. При этом, по оценке господина Масалова, стоимость одного вертолетного двигателя, произведенного в России, составит около 25 миллионов рублей, что по нынешнему курсу будет чуть больше 450 тысяч долларов. Следовательно, российский двигатель окажется в два с лишним раза дешевле украинского. Полностью же освоить производство изделий, аналогичных украинской продукции, россияне намерены в течение восьми – десяти лет.
 
Однако, возможно, все не так радужно. Специалисты затрудняются оценить реалистичность прогноза руководителей завода "Климов", а некоторые считают достижение озвученных показателей в ближайшее время неосуществимым. Завод в Санкт-Петербурге, по экспертным оценкам, в нынешнем своем состоянии может производить не более пятидесяти вертолетных двигателей в год. При том, что объем производства вертолетов в России составляет порядка трехсот в год, ну а самих движков и вовсе нужно втрое больше.
 
Однако, несмотря на все сомнения, совершенно точно известно, что завод "Климов" уже в прошлом году приступил к реорганизации производства с тем, чтобы увеличить производство двигателей в десять раз. Источник "Росбалта" на заводе на условиях анонимности сообщил, что в этом заводчанам помогает внушительная бригада украинских специалистов из Запорожья.
 
Так что сотрудничество с украинскими оборонщиками продолжается, хотя и на другом уровне. Но в любом случае — потери уже понесли и еще понесут обе стороны, рискуя потерять свои позиции в мировом авиастроении, в котором и россияне, и их украинские партнеры играли далеко не последнюю роль.


комментарии (5):

Сашочек      25/06/2015 [10:56:58]#1
Кто такой Юрий Гладыш?

crj-2      25/06/2015 [19:26:08]#2
Свидомый???

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      27/06/2015 [15:11:15]#3
Господин Гладыш немного напутал. Двигатели на вертолетах всегда стояли российские, просто производились на украинском заводе.

Читатель 1      27/06/2015 [23:11:49]#4
Это какие такие украинские заводы выпускали самолёт Ан-2 ?

Nicky      30/06/2015 [12:45:21]#5
Читатель 1
КБ Антонова "создалось" в Новосибирске при создании Ан-2, и на украине оказалось потому, что в Киеве на тот момент был "свободный" авиазавод, на котором и планировали выпускать Ан-2.
И выпускали - до конца 50-х, когда производство в рамках СЭВ передали Польше.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer