Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Трансаэро" выруливает на эффективности


28 мая 2015 года Александр Лабыкин, Эксперт


Несмотря на рост расходов из-за девальвации рубля и больших долгов, авиакомпания "Трансаэро" в 2014 году добилась увеличения выручки и роста операционной рентабельности. Эксперты отмечают, что с убытками столкнулись все игроки отрасли, а сильные стороны в отчетности «Трансаэро» объясняют грамотным управлением издержками и повышением эффективности.

Еще в начале года ряд специалистов предрекали серию банкротств в авиационной отрасли, но уже сегодня можно констатировать перелом негативного тренда. В частности, показательным стал отчет «Трансаэро» по итогам 2014 г. по стандартам МСФО, согласно которому  выручка авиакомпании увеличилась на 8% почти до 114 млрд рублей при росте пассажиропотока на 5,6% до 13,2 млн человек. А операционная прибыль выросла до 4,5 млрд рублей против убытка годом ранее. На фоне общеэкономического спада и стагнации авиаперевозок эксперты объясняют такие результаты, прежде всего, последствиями оптимизации производственных и управленческих процессов и общим ростом эффективности бизнеса авиакомпании.
 
Если еще год назад такие показатели, наверное, мало бы кого впечатлили, то в условиях замедления экономического роста и падения рынка авиаперевозок они обращают на себя внимание. Целый ряд крупных авиакомпаний своих финансовых результатов сейчас не раскрывают, поэтому провести актуальные сравнения с большим количеством аналогов довольно трудно. Тем не менее, в целом вполне очевидно, что ситуация в отрасли в прошлом году складывалась очень непростая. Ранее эксперты прогнозировали, что совокупный убыток российских авиакомпаний по итогам 2014 года значительно вырастет. Если в 2013 г. он оценивался всего в 4,7 млрд рублей, то в 2014 ожидали увеличения на порядок.
 
Как отмечает президент  Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), Владимир Тасун, значительное ухудшение ситуации продиктовано, во-первых, с изменением структуры авиаперевозок и, во-вторых, беспрецедентной девальвацией рубля – национальная валюта подешевела почти вдвое. В итоге в 2014 году в России наблюдался рост внутренних авиаперевозок, которые в большинстве случаев остаются низкорентабельными, и, одновременно, было зафиксировано значительное падение количества прибыльных международных авиаперевозок, так как на фоне ослабления рубля сокращался потребительский спрос на зарубежные поездки, в первую очередь, туристические. Кроме того, девальвация ударила по финансовой стабильности – участники рынка столкнулись с огромным ростом расходов на обслуживание долгов. Как поясняет Владимир Тасун, 95% объема авиаперевозок осуществляется на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге, а лизинговые платежи идут в долларах.
 
«Затраты компаний в валюте выросли в полтора раза. Им надо платить по лизингу иностранным компаниям, - соглашается  главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. - Кроме того, у всех образовались избыточные пассажирские мощности и это, конечно, усиливает конкурентную борьбу».
 
Как подчеркивает эксперт, авиационная отрасль вообще одна из самых трудных, здесь норма прибыли всего 7 процентов даже в лучшие экономические времена. «Все компании ожидали роста пассажиропотока в 2014 году, а получили резкий спад, который обусловлен девальвацией рубля и общим снижением экономической активности» - отмечает Роман Гусаров.
 
Отрасль, бурно развивавшаяся в течение всех последних лет, и заслуженно считавшаяся одной из самых динамичных, испытала самый серьезный спад с момента кризиса 2009 г. В итоге даже лидеры индустрии в 2014 г. показали удручающие результаты. Например, «Аэрофлот», который в начале года призывал правительство не оказывать господдержку обремененным долгами конкурентам, и буквально призывал распределить их пассажиров и рейсы между ним и S7, продемонстрировал в отчетности по МСФО убыток за прошлый год в размере более 17 млрд рублей (против прибыли годом ранее в 7 млрд рублей). Одновременно  выручка крупнейшего перевозчика при официальной инфляции в 11,4% выросла только на 9,9% до 320 млрд рублей. И это при том, что «Аэрофлот» в отличие от других участников рынка получает системную поддержку, в частности – львиную долю роялти за транзитные полеты над Россией зарубежных перевозчиков в сумме, по разным оценкам, до 500 млн долларов в год. Но тратит «Аэрофлот» еще больше, поэтому, видимо, и стремится сыграть на эффекте масштаба, предпочитая насаждать неконкурентные условия (ФАС регулярно обвиняет «Аэрофлот» в нарушении монопольного законодательства) и рост за счет других участников рынка, а не работу над собственной эффективностью.
 
«К существенному сокращению операционной прибыли и EBITDA привел опережающий рост расходов Группы "Аэрофлот", - говорит аналитик "Альпари" Анна Кокорева. - В итоге показатель EBITDA снизился на 22% и составил 24,8 млрд рублей, а рентабельность упала  до 7,8%». Депрессивная ситуация в отрасли сказалась также и на положении дел у АО «Международного аэропорта „Шереметьево“ (МАШ). Его чистый убыток по РСБУ по итогам 2014 года вырос почти в 16 раз — с 1,1 млрд рублей до 15,9 млрд. Выручка аэропорта увеличилась всего на 7% - до 19,15 млрд руб. При этом МАШ как и большинство участников рынка существенно нарастил долги  – долгосрочные обязательства «Шереметьево» на конец года составили 50,44 млрд рублей против 32,79 млрд в конце 2013 года. Краткосрочные обязательства достигли 7,56 млрд рублей. (4,38 млрд руб. – в 2013 году).
 
Надо отметить, что с ростом долговой нагрузки и падением маржинальности бизнеса столкнулись почти все крупнейшие перевозчики, и не только в авиации. К примеру, чистый убыток ОАО «РЖД» по МСФО за 2014 год составил 99,3 млрд рублей. Все из-за той же девальвации рубля и валютных долгов. При этом суммарные доходы холдинга выросли только на 1,3% до 1,796 трлн руб.
 
На таком общем фоне положение и результаты «Трансаэро» выглядят весьма стабильно, а перспективы рисуются вполне позитивными. «Думаю, что именно эффективное умение управлять долговой нагрузкой и издержками позволит авиакомпаниям выбраться из долговой ямы и, может быть, уже начать показывать прибыль. Тем более, что многие необходимые шаги навстречу государство уже сделало», - считает Роман Гусаров.
 
Разумеется, экономическая ситуация негативно сказалась и на «Трансаэро», которая, как и другие, понесла убыток от девальвации. Рост финансовых расходов компании составил 44% (15 млрд рублей). Наибольший негативный эффект пришелся на четвертый квартал, когда помимо падения перевозок пришлось переоценить валютные долги (как и у других игроков, почти все самолеты в валютном лизинге). Кредиторская задолженность «Трансаэро» в прошлом году выросла на 69% до 36,2 млрд рублей, в том числе краткосрочные кредиты под влиянием изменений валютных курсов увеличились на 24% до 30,3 млрд руб.
 
Тем не менее с июля по декабрь 2014 года компания выплатила почти 8 млрд рублей кредитов, а в начале года, несмотря на разные спекуляции, рассчиталась по облигационному займу на 2,5 млрд руб. В ситуации роста банковского недоверия возможности коммерческого рефинансирования оказались крайне ограничены. Поэтому руководство «Трансаэро» обратилось к правительству с просьбой о предоставлении государственных гарантий для привлечения коммерческого кредита в объеме 9 млрд рублей от Банка ВТБ. Просьбу второго крупнейшего авиаперевозчика страны и одного из сиситемообразующих предприятий транспортной индустрии удовлетворили. Своевременная реструктуризация позволила обеспечить финансовую стабильность и сформировать нормальный режим обслуживания долговой нагрузки. Но только за свои масштабы компания вряд ли получила бы такую поддержку. Важнейшим критерием выступает работа менеджмента над оптимизацией бизнеса, положительные факторы в отчетности и наличие перспектив устойчивого развития.
 
Важно подчеркнуть, что выручка авиакомпании увеличилась на 8% при росте пассажиропотока на 5,6%. Это заметно лучше показателей рынка. При этом рост выручки опережает динамику увеличения пассажиропотока и показатель заполняемости кресел у «Трансаэро» остается самым высоким в РФ – более 83%, что в совокупности свидетельствует о росте эффективности. В свою очередь, формированию высоких темпов роста выручки способствовало расширение прямых продаж, компенсировавшее сокращение спроса со стороны туристических компаний, а также расширение географию внутренних авиаперевозок, на которые переключился потребительский спрос. Одновременно, компания жестко контролировала издержки, что при  снижении себестоимости (на 5,5% год к году) позволило продемонстрировать повышение показателей рентабельности. В итоге, несмотря на тяжелые внешние условия рынка, «Трансаэро» увеличила операционную прибыль до 4,5 млрд рублей, а показатель EBITDA вырос до 7,5 млрд рублей.
 
«Показатели операционной эффективности бизнеса "Трансаэро" удалось повысить за счет снижения себестоимости и контроля над расходами, что разные авиаперевозчики делают с разной степенью успешности, - говорит Анна Кокорева. - Кроме того, "Трансаэро" помог и рост прямых продаж авиабилетов, что даже позволило компенсировать снижение спроса у смежников - туристических компаний».
 
В зависимости от того, какие результаты покажут оставшиеся заметные игроки рынка, в первую очередь, S7 и «ЮТЭйр» (если вообще решатся показать – сейчас компании не публикуют финансовую отчетность), можно будет судить о том, как отрасль пережила прошлогодний кризис. Кроме того, общая картина позволит оценить, эффект государственной поддержки. Как известно, правительство активно идет навстречу авиаперевозчиком:  помимо госгарантий и увеличения субсидирования региональных авиаперевозок, авиакомпаниям предоставили права продажи невозвратных билетов и снижение НДС. Но сама по себе господдержка вовсе не гарантирует улучшение финансовых показателей авиакомпаний, которым все же придется по примеру «Трансаэро» работать над повышением собственной эффективности, контролируя издержки и активизируя менеджмент.


комментарии (2):

highinthesky      28/05/2015 [15:25:25]#1
Статью писали под чутким руководством Ольги Александровны?!! М-да....и еще кто-то пишет в своем twitter о продажных СМИ...

zubr_1989      29/05/2015 [09:36:19]#2
тут все прекрасно: наезд на конкурента, хитрые вводящие в заблуждение формулировки, но достаточно просто перечислить явное вранье:
1. "Кредиторская задолженность «Трансаэро» в прошлом году выросла на 69% до 36, 2 млрд рублей, в том числе краткосрочные кредиты под влиянием изменений валютных курсов увеличились на 24% до 30, 3 млрд руб.". Во-первых, не "в том числе", это разные строки баланса. Во-вторых, изменение валютных курсов тут не при чем, Трансаэро его не учитывает (на этот счет даже есть оговорка аудитора). Так что это только приращение за счет новых займов.
2. "Важно подчеркнуть, что выручка авиакомпании увеличилась на 8% при росте пассажиропотока на 5, 6%. Это заметно лучше показателей рынка." Хмм, а зачем тогда было выше упоминать выше, что у Аэрофлота прирост 11, 4% по выручке (а по пассажиропотоку, к слову, 13, 6%). А по отрасли прирост ПП за год был 14, 2%. Мда, действительно, существенно лучше рынка.

Вообще, всем, кто мало-мальски имел возможность ознакомиться с отчетностью ТСО (или даже пресс-релизом) понятно, чтьо положительная операционная прибыль за 2014 создана только за счет изменения учетной политики и корректировки отчетности прошлых лет. Ну и еще за счет неучета курсовых разниц. А капитал не отрицательный только за счет непонятной переоценки бренда (который сейчас меняют как раз, несмотря на то что он такой крутой и стоит судя по отчетности существенно дороже чем у Аэрофлота).
Жаль, что "Эксперт" стал помойкой, где такое можно публиковать.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpQZV
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/, подробности по ссылке.
По ссылке http://remont.youdo.com/furniture/wardrobe/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer