Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Трансаэро" выруливает на эффективности


28 мая 2015 года Александр Лабыкин, Эксперт


Несмотря на рост расходов из-за девальвации рубля и больших долгов, авиакомпания "Трансаэро" в 2014 году добилась увеличения выручки и роста операционной рентабельности. Эксперты отмечают, что с убытками столкнулись все игроки отрасли, а сильные стороны в отчетности «Трансаэро» объясняют грамотным управлением издержками и повышением эффективности.

Еще в начале года ряд специалистов предрекали серию банкротств в авиационной отрасли, но уже сегодня можно констатировать перелом негативного тренда. В частности, показательным стал отчет «Трансаэро» по итогам 2014 г. по стандартам МСФО, согласно которому  выручка авиакомпании увеличилась на 8% почти до 114 млрд рублей при росте пассажиропотока на 5,6% до 13,2 млн человек. А операционная прибыль выросла до 4,5 млрд рублей против убытка годом ранее. На фоне общеэкономического спада и стагнации авиаперевозок эксперты объясняют такие результаты, прежде всего, последствиями оптимизации производственных и управленческих процессов и общим ростом эффективности бизнеса авиакомпании.
 
Если еще год назад такие показатели, наверное, мало бы кого впечатлили, то в условиях замедления экономического роста и падения рынка авиаперевозок они обращают на себя внимание. Целый ряд крупных авиакомпаний своих финансовых результатов сейчас не раскрывают, поэтому провести актуальные сравнения с большим количеством аналогов довольно трудно. Тем не менее, в целом вполне очевидно, что ситуация в отрасли в прошлом году складывалась очень непростая. Ранее эксперты прогнозировали, что совокупный убыток российских авиакомпаний по итогам 2014 года значительно вырастет. Если в 2013 г. он оценивался всего в 4,7 млрд рублей, то в 2014 ожидали увеличения на порядок.
 
Как отмечает президент  Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), Владимир Тасун, значительное ухудшение ситуации продиктовано, во-первых, с изменением структуры авиаперевозок и, во-вторых, беспрецедентной девальвацией рубля – национальная валюта подешевела почти вдвое. В итоге в 2014 году в России наблюдался рост внутренних авиаперевозок, которые в большинстве случаев остаются низкорентабельными, и, одновременно, было зафиксировано значительное падение количества прибыльных международных авиаперевозок, так как на фоне ослабления рубля сокращался потребительский спрос на зарубежные поездки, в первую очередь, туристические. Кроме того, девальвация ударила по финансовой стабильности – участники рынка столкнулись с огромным ростом расходов на обслуживание долгов. Как поясняет Владимир Тасун, 95% объема авиаперевозок осуществляется на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге, а лизинговые платежи идут в долларах.
 
«Затраты компаний в валюте выросли в полтора раза. Им надо платить по лизингу иностранным компаниям, - соглашается  главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. - Кроме того, у всех образовались избыточные пассажирские мощности и это, конечно, усиливает конкурентную борьбу».
 
Как подчеркивает эксперт, авиационная отрасль вообще одна из самых трудных, здесь норма прибыли всего 7 процентов даже в лучшие экономические времена. «Все компании ожидали роста пассажиропотока в 2014 году, а получили резкий спад, который обусловлен девальвацией рубля и общим снижением экономической активности» - отмечает Роман Гусаров.
 
Отрасль, бурно развивавшаяся в течение всех последних лет, и заслуженно считавшаяся одной из самых динамичных, испытала самый серьезный спад с момента кризиса 2009 г. В итоге даже лидеры индустрии в 2014 г. показали удручающие результаты. Например, «Аэрофлот», который в начале года призывал правительство не оказывать господдержку обремененным долгами конкурентам, и буквально призывал распределить их пассажиров и рейсы между ним и S7, продемонстрировал в отчетности по МСФО убыток за прошлый год в размере более 17 млрд рублей (против прибыли годом ранее в 7 млрд рублей). Одновременно  выручка крупнейшего перевозчика при официальной инфляции в 11,4% выросла только на 9,9% до 320 млрд рублей. И это при том, что «Аэрофлот» в отличие от других участников рынка получает системную поддержку, в частности – львиную долю роялти за транзитные полеты над Россией зарубежных перевозчиков в сумме, по разным оценкам, до 500 млн долларов в год. Но тратит «Аэрофлот» еще больше, поэтому, видимо, и стремится сыграть на эффекте масштаба, предпочитая насаждать неконкурентные условия (ФАС регулярно обвиняет «Аэрофлот» в нарушении монопольного законодательства) и рост за счет других участников рынка, а не работу над собственной эффективностью.
 
«К существенному сокращению операционной прибыли и EBITDA привел опережающий рост расходов Группы "Аэрофлот", - говорит аналитик "Альпари" Анна Кокорева. - В итоге показатель EBITDA снизился на 22% и составил 24,8 млрд рублей, а рентабельность упала  до 7,8%». Депрессивная ситуация в отрасли сказалась также и на положении дел у АО «Международного аэропорта „Шереметьево“ (МАШ). Его чистый убыток по РСБУ по итогам 2014 года вырос почти в 16 раз — с 1,1 млрд рублей до 15,9 млрд. Выручка аэропорта увеличилась всего на 7% - до 19,15 млрд руб. При этом МАШ как и большинство участников рынка существенно нарастил долги  – долгосрочные обязательства «Шереметьево» на конец года составили 50,44 млрд рублей против 32,79 млрд в конце 2013 года. Краткосрочные обязательства достигли 7,56 млрд рублей. (4,38 млрд руб. – в 2013 году).
 
Надо отметить, что с ростом долговой нагрузки и падением маржинальности бизнеса столкнулись почти все крупнейшие перевозчики, и не только в авиации. К примеру, чистый убыток ОАО «РЖД» по МСФО за 2014 год составил 99,3 млрд рублей. Все из-за той же девальвации рубля и валютных долгов. При этом суммарные доходы холдинга выросли только на 1,3% до 1,796 трлн руб.
 
На таком общем фоне положение и результаты «Трансаэро» выглядят весьма стабильно, а перспективы рисуются вполне позитивными. «Думаю, что именно эффективное умение управлять долговой нагрузкой и издержками позволит авиакомпаниям выбраться из долговой ямы и, может быть, уже начать показывать прибыль. Тем более, что многие необходимые шаги навстречу государство уже сделало», - считает Роман Гусаров.
 
Разумеется, экономическая ситуация негативно сказалась и на «Трансаэро», которая, как и другие, понесла убыток от девальвации. Рост финансовых расходов компании составил 44% (15 млрд рублей). Наибольший негативный эффект пришелся на четвертый квартал, когда помимо падения перевозок пришлось переоценить валютные долги (как и у других игроков, почти все самолеты в валютном лизинге). Кредиторская задолженность «Трансаэро» в прошлом году выросла на 69% до 36,2 млрд рублей, в том числе краткосрочные кредиты под влиянием изменений валютных курсов увеличились на 24% до 30,3 млрд руб.
 
Тем не менее с июля по декабрь 2014 года компания выплатила почти 8 млрд рублей кредитов, а в начале года, несмотря на разные спекуляции, рассчиталась по облигационному займу на 2,5 млрд руб. В ситуации роста банковского недоверия возможности коммерческого рефинансирования оказались крайне ограничены. Поэтому руководство «Трансаэро» обратилось к правительству с просьбой о предоставлении государственных гарантий для привлечения коммерческого кредита в объеме 9 млрд рублей от Банка ВТБ. Просьбу второго крупнейшего авиаперевозчика страны и одного из сиситемообразующих предприятий транспортной индустрии удовлетворили. Своевременная реструктуризация позволила обеспечить финансовую стабильность и сформировать нормальный режим обслуживания долговой нагрузки. Но только за свои масштабы компания вряд ли получила бы такую поддержку. Важнейшим критерием выступает работа менеджмента над оптимизацией бизнеса, положительные факторы в отчетности и наличие перспектив устойчивого развития.
 
Важно подчеркнуть, что выручка авиакомпании увеличилась на 8% при росте пассажиропотока на 5,6%. Это заметно лучше показателей рынка. При этом рост выручки опережает динамику увеличения пассажиропотока и показатель заполняемости кресел у «Трансаэро» остается самым высоким в РФ – более 83%, что в совокупности свидетельствует о росте эффективности. В свою очередь, формированию высоких темпов роста выручки способствовало расширение прямых продаж, компенсировавшее сокращение спроса со стороны туристических компаний, а также расширение географию внутренних авиаперевозок, на которые переключился потребительский спрос. Одновременно, компания жестко контролировала издержки, что при  снижении себестоимости (на 5,5% год к году) позволило продемонстрировать повышение показателей рентабельности. В итоге, несмотря на тяжелые внешние условия рынка, «Трансаэро» увеличила операционную прибыль до 4,5 млрд рублей, а показатель EBITDA вырос до 7,5 млрд рублей.
 
«Показатели операционной эффективности бизнеса "Трансаэро" удалось повысить за счет снижения себестоимости и контроля над расходами, что разные авиаперевозчики делают с разной степенью успешности, - говорит Анна Кокорева. - Кроме того, "Трансаэро" помог и рост прямых продаж авиабилетов, что даже позволило компенсировать снижение спроса у смежников - туристических компаний».
 
В зависимости от того, какие результаты покажут оставшиеся заметные игроки рынка, в первую очередь, S7 и «ЮТЭйр» (если вообще решатся показать – сейчас компании не публикуют финансовую отчетность), можно будет судить о том, как отрасль пережила прошлогодний кризис. Кроме того, общая картина позволит оценить, эффект государственной поддержки. Как известно, правительство активно идет навстречу авиаперевозчиком:  помимо госгарантий и увеличения субсидирования региональных авиаперевозок, авиакомпаниям предоставили права продажи невозвратных билетов и снижение НДС. Но сама по себе господдержка вовсе не гарантирует улучшение финансовых показателей авиакомпаний, которым все же придется по примеру «Трансаэро» работать над повышением собственной эффективности, контролируя издержки и активизируя менеджмент.


комментарии (2):

highinthesky      28/05/2015 [15:25:25]#1
Статью писали под чутким руководством Ольги Александровны?!! М-да....и еще кто-то пишет в своем twitter о продажных СМИ...

zubr_1989      29/05/2015 [09:36:19]#2
тут все прекрасно: наезд на конкурента, хитрые вводящие в заблуждение формулировки, но достаточно просто перечислить явное вранье:
1. "Кредиторская задолженность «Трансаэро» в прошлом году выросла на 69% до 36, 2 млрд рублей, в том числе краткосрочные кредиты под влиянием изменений валютных курсов увеличились на 24% до 30, 3 млрд руб.". Во-первых, не "в том числе", это разные строки баланса. Во-вторых, изменение валютных курсов тут не при чем, Трансаэро его не учитывает (на этот счет даже есть оговорка аудитора). Так что это только приращение за счет новых займов.
2. "Важно подчеркнуть, что выручка авиакомпании увеличилась на 8% при росте пассажиропотока на 5, 6%. Это заметно лучше показателей рынка." Хмм, а зачем тогда было выше упоминать выше, что у Аэрофлота прирост 11, 4% по выручке (а по пассажиропотоку, к слову, 13, 6%). А по отрасли прирост ПП за год был 14, 2%. Мда, действительно, существенно лучше рынка.

Вообще, всем, кто мало-мальски имел возможность ознакомиться с отчетностью ТСО (или даже пресс-релизом) понятно, чтьо положительная операционная прибыль за 2014 создана только за счет изменения учетной политики и корректировки отчетности прошлых лет. Ну и еще за счет неучета курсовых разниц. А капитал не отрицательный только за счет непонятной переоценки бренда (который сейчас меняют как раз, несмотря на то что он такой крутой и стоит судя по отчетности существенно дороже чем у Аэрофлота).
Жаль, что "Эксперт" стал помойкой, где такое можно публиковать.













Материалы рубрики

Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях



Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpQZV
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/, подробности по ссылке.
По ссылке http://remont.youdo.com/furniture/wardrobe/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer