Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космонавтика превращается в астрологию


21 мая 2015 года Сергей Лесков, Росбалт


Друг за другом на протяжении недели произошли две аварии – с "Прогрессом" и "Протоном". Теперь в космической отрасли появится новая примета: "Прогресс" и "Протон" нельзя запускать в близкие сроки. Такое уже было в 2011 году — 18 и 24 августа "Прогресс" и "Протон", один за другим, погибли при старте. Или еще примета: "Прогресс" опасно загружать предметами духовной культуры. В 2011 году это были картины Шилова, в 2015 году – военная символика.

Не абсурдно ли в космонавтике, точной инженерной области, обращаться к суевериям? Но что остается делать, если наши ракеты падают, как звезды в августовскую ночь? И причины часто остаются неизвестными. Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что детали аварий "Протона" в 1998, 2014 и 2015 годах мистическим образом совпадают, но расшифровке на госкомиссиях не поддаются. После одной из тяжелых аварий премьер Дмитрий Медведев грозно потребовал поименные списки виновников. Но ничего от окриков не меняется.
 
Скоро окажется, что по точности расчетов наша космонавтика опустилась до уровня астрологии. В 2011 году ракета "Протон" собиралась вывести на орбиту спутник связи "Экспресс АМ-4", который должен был покрыть цифровым вещанием всю территорию России. Первый российский спутник, который был полностью изготовлен за рубежом, как говорят ракетчики, "ушел за бугор". На страховку построили дубликат "Экспресса", но в 2014 году и его постигла та же печальная участь. Разве не мистика? Очевидно, звезды сошлись.
 
Если вмешались потусторонние силы, то взятки гладки. Зачем тогда вице-премьер Рогозин докладывает в Государственной думе о моральном разложении руководства Государственного центра имени Хруничева, где делают аварийные "Протоны", и где заведено уже восемь уголовных дел, а казне нанесены убытки в девять миллиардов рублей? Мошенничество, подделка документов, злоупотребление служебным положением – цветастый букет…
 
Есть, правда, вполне земное объяснение атмосфере, которая воцарилась на Хруничеве. В эпоху Ельцина предприятие было выведено из-под ведомственного контроля, директор назначался напрямую президентом России. Такого внимания не снискала даже знаменитая РКК "Энергия" имени Королева. Злые языки говорят, что указ пробила любимая дочь президента Татьяна Дьяченко, выходец с Хруничева. В итоге "особого режима" в конце 1990-х годов в сейфе заместителя директора Анатолия Недайводы нашли 1,6 миллиона долларов, огромные по тем временам деньги. Для сравнения: недавнего директора Центра Хруничева Владимира Нестерова подозревают в присвоении уже 212 миллионов долларов.
 
Вице-премьер Рогозин, как менеджер высокой квалификации, в качестве объяснения экономических неурядиц космической отрасли сравнивает производительность труда на Хруничеве и в американской компании Orbital Sciences, где выработка на человека в девять раз выше. Но это полный абсурд – ставить рядом частный бизнес с государственным, и одновременно вести политику по укрупнению российских космических мегахолдингов. Центр имени Хруничева поглотил уже несколько предприятий, а частный бизнес у нас на пушечный выстрел не подпускается к астрономическим госзаказам.
 
Ни инноваций, ни высокого КПД в крупных компаниях не бывает. Тому же Хруничеву, несмотря на все претензии, вице-премьер Рогозин обещает дополнительно для финансового оздоровления до 2020 года 40 миллиардов рублей. Часто кажется, что работать у нас выгодно плохо, тогда бюджет открывается нараспашку.
 
Регулярные аварии "Протона" подрывают его рейтинг. Прошло время, когда у этого тяжелого носителя, способного вывести 23 тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту и около четырех тонн на геостационарную, не было конкурентов на мировом рынке. Теперь их достаточно. Американские ракеты "Дельта", "Атлас", "Фалькон", "Антарес", европейский "Ариан", японская Н-II, индийская GSLV, а также китайский "Великий поход", который настолько надежен, что выводит на орбиту пилотируемые корабли, чего "Протону" никогда не снилось. 
 
Серьезные провалы российской ракетной техники усиливает позиции конкурентов. Конечно, подняться в космос не просто. Orbital Sciences, который воодушевляет Рогозина, ориентируясь на украинские технологии, год назад потерпел неудачу и прочно встал на земной прикол.
 
Сегодня именно с "Протонами" связаны главные надежды России на возвращение в крупные международные проекты. В 2016 и 2018 годах "Протоны" должны отправить к Марсу европейские космические аппараты (в их создании участвует Россия) в рамках российско-европейского проекта ExoMars. Если "Протон" будет и дальше "сваливаться за бугор", на участии России в международных космических проектах придется поставить точку. А своих проектов у нас, к великому сожалению, так и не появилось, если не считать спорадически возникающих у Дмитрия Рогозина фантазий на тему покорения космоса.
 
Впрочем, что мы все об авариях? В российской космонавтике происходят важнейшие события. Упраздняется агентство "Роскосмос" и возникает госкорпорация с тем же названием, которая будет лицензировать космическую деятельность и распоряжаться бюджетом и доходами. Которая уже реформа в отрасли! Стулья переставлять – в этом деле мы равных не знаем. Можно только удивляться, каким образом вот уже полвека в неизменном виде существует НАСА, на чьем счету множество успешных космических программ. Прежде всего, в области дальнего космоса, о котором мы практически забыли, но без которого прогресс космонавтики, я уверен, невозможен.
 
В последней аварии "Протона" подозревают разгонный блок и плохую автоматику. Это виновники большинства наших аварий. Почему не можем разобраться? Недавно я проезжал по Профсоюзной улице и обнаружил, что на здании знаменитого НИИ автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина (НИИАП) висит огромный плакат — Московская финансово-юридическая академия. Этот вуз возник в 1990-е годы, учредители — бывшие аппаратчики МГК КПСС, которые быстро освоились в новой жизни. Вуз процветает и выкупил здание НИИАП, который катится под гору, сопровождаемый похвальбой вице-премьера Рогозина.
 
НИИАП занимается автоматикой и системами управления разгонных блоков и ракет-носителей. Николай Пилюгин — один из выдающихся советских ученых и конструкторов, который входил в легендарный "совет главных", возглавлявшийся Сергеем Королевым. Думаю, Королев, если бы перенесся в наше время, первым делом запустил бы свою лучшую ракету — "семерку" в финансовую академию, сожравшую космический НИИ.
 
Что за вздохи? Очевидно, сегодня горе-академия выгоднее космонавтики.


комментарии (1):

antika      23/05/2015 [09:15:26]#1
Спасибо за хорошую статью. В далекие советские времена в газете "Известия" был опубликован разговор с капитаном японского рыболовного судна. На вопрос почему у них всегда трюмы полны, а у наших пустые. Ответ: " Моя рыба нет- давай ищи, твоя рыба нет- давай заседание." Это то , что Вы назвали " передвиганием стульев ". Пока во главе стоит г. Рогозин , боюсь, что это нам , а не американцам придется покорять космос при помощи батута. Рано смеяться начали, г. Рогозин. Плакал космос под вашим руководством.



















Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer