Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космонавтика превращается в астрологию


21 мая 2015 года Сергей Лесков, Росбалт


Друг за другом на протяжении недели произошли две аварии – с "Прогрессом" и "Протоном". Теперь в космической отрасли появится новая примета: "Прогресс" и "Протон" нельзя запускать в близкие сроки. Такое уже было в 2011 году — 18 и 24 августа "Прогресс" и "Протон", один за другим, погибли при старте. Или еще примета: "Прогресс" опасно загружать предметами духовной культуры. В 2011 году это были картины Шилова, в 2015 году – военная символика.

Не абсурдно ли в космонавтике, точной инженерной области, обращаться к суевериям? Но что остается делать, если наши ракеты падают, как звезды в августовскую ночь? И причины часто остаются неизвестными. Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что детали аварий "Протона" в 1998, 2014 и 2015 годах мистическим образом совпадают, но расшифровке на госкомиссиях не поддаются. После одной из тяжелых аварий премьер Дмитрий Медведев грозно потребовал поименные списки виновников. Но ничего от окриков не меняется.
 
Скоро окажется, что по точности расчетов наша космонавтика опустилась до уровня астрологии. В 2011 году ракета "Протон" собиралась вывести на орбиту спутник связи "Экспресс АМ-4", который должен был покрыть цифровым вещанием всю территорию России. Первый российский спутник, который был полностью изготовлен за рубежом, как говорят ракетчики, "ушел за бугор". На страховку построили дубликат "Экспресса", но в 2014 году и его постигла та же печальная участь. Разве не мистика? Очевидно, звезды сошлись.
 
Если вмешались потусторонние силы, то взятки гладки. Зачем тогда вице-премьер Рогозин докладывает в Государственной думе о моральном разложении руководства Государственного центра имени Хруничева, где делают аварийные "Протоны", и где заведено уже восемь уголовных дел, а казне нанесены убытки в девять миллиардов рублей? Мошенничество, подделка документов, злоупотребление служебным положением – цветастый букет…
 
Есть, правда, вполне земное объяснение атмосфере, которая воцарилась на Хруничеве. В эпоху Ельцина предприятие было выведено из-под ведомственного контроля, директор назначался напрямую президентом России. Такого внимания не снискала даже знаменитая РКК "Энергия" имени Королева. Злые языки говорят, что указ пробила любимая дочь президента Татьяна Дьяченко, выходец с Хруничева. В итоге "особого режима" в конце 1990-х годов в сейфе заместителя директора Анатолия Недайводы нашли 1,6 миллиона долларов, огромные по тем временам деньги. Для сравнения: недавнего директора Центра Хруничева Владимира Нестерова подозревают в присвоении уже 212 миллионов долларов.
 
Вице-премьер Рогозин, как менеджер высокой квалификации, в качестве объяснения экономических неурядиц космической отрасли сравнивает производительность труда на Хруничеве и в американской компании Orbital Sciences, где выработка на человека в девять раз выше. Но это полный абсурд – ставить рядом частный бизнес с государственным, и одновременно вести политику по укрупнению российских космических мегахолдингов. Центр имени Хруничева поглотил уже несколько предприятий, а частный бизнес у нас на пушечный выстрел не подпускается к астрономическим госзаказам.
 
Ни инноваций, ни высокого КПД в крупных компаниях не бывает. Тому же Хруничеву, несмотря на все претензии, вице-премьер Рогозин обещает дополнительно для финансового оздоровления до 2020 года 40 миллиардов рублей. Часто кажется, что работать у нас выгодно плохо, тогда бюджет открывается нараспашку.
 
Регулярные аварии "Протона" подрывают его рейтинг. Прошло время, когда у этого тяжелого носителя, способного вывести 23 тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту и около четырех тонн на геостационарную, не было конкурентов на мировом рынке. Теперь их достаточно. Американские ракеты "Дельта", "Атлас", "Фалькон", "Антарес", европейский "Ариан", японская Н-II, индийская GSLV, а также китайский "Великий поход", который настолько надежен, что выводит на орбиту пилотируемые корабли, чего "Протону" никогда не снилось. 
 
Серьезные провалы российской ракетной техники усиливает позиции конкурентов. Конечно, подняться в космос не просто. Orbital Sciences, который воодушевляет Рогозина, ориентируясь на украинские технологии, год назад потерпел неудачу и прочно встал на земной прикол.
 
Сегодня именно с "Протонами" связаны главные надежды России на возвращение в крупные международные проекты. В 2016 и 2018 годах "Протоны" должны отправить к Марсу европейские космические аппараты (в их создании участвует Россия) в рамках российско-европейского проекта ExoMars. Если "Протон" будет и дальше "сваливаться за бугор", на участии России в международных космических проектах придется поставить точку. А своих проектов у нас, к великому сожалению, так и не появилось, если не считать спорадически возникающих у Дмитрия Рогозина фантазий на тему покорения космоса.
 
Впрочем, что мы все об авариях? В российской космонавтике происходят важнейшие события. Упраздняется агентство "Роскосмос" и возникает госкорпорация с тем же названием, которая будет лицензировать космическую деятельность и распоряжаться бюджетом и доходами. Которая уже реформа в отрасли! Стулья переставлять – в этом деле мы равных не знаем. Можно только удивляться, каким образом вот уже полвека в неизменном виде существует НАСА, на чьем счету множество успешных космических программ. Прежде всего, в области дальнего космоса, о котором мы практически забыли, но без которого прогресс космонавтики, я уверен, невозможен.
 
В последней аварии "Протона" подозревают разгонный блок и плохую автоматику. Это виновники большинства наших аварий. Почему не можем разобраться? Недавно я проезжал по Профсоюзной улице и обнаружил, что на здании знаменитого НИИ автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина (НИИАП) висит огромный плакат — Московская финансово-юридическая академия. Этот вуз возник в 1990-е годы, учредители — бывшие аппаратчики МГК КПСС, которые быстро освоились в новой жизни. Вуз процветает и выкупил здание НИИАП, который катится под гору, сопровождаемый похвальбой вице-премьера Рогозина.
 
НИИАП занимается автоматикой и системами управления разгонных блоков и ракет-носителей. Николай Пилюгин — один из выдающихся советских ученых и конструкторов, который входил в легендарный "совет главных", возглавлявшийся Сергеем Королевым. Думаю, Королев, если бы перенесся в наше время, первым делом запустил бы свою лучшую ракету — "семерку" в финансовую академию, сожравшую космический НИИ.
 
Что за вздохи? Очевидно, сегодня горе-академия выгоднее космонавтики.


комментарии (1):

antika      23/05/2015 [09:15:26]#1
Спасибо за хорошую статью. В далекие советские времена в газете "Известия" был опубликован разговор с капитаном японского рыболовного судна. На вопрос почему у них всегда трюмы полны, а у наших пустые. Ответ: " Моя рыба нет- давай ищи, твоя рыба нет- давай заседание." Это то , что Вы назвали " передвиганием стульев ". Пока во главе стоит г. Рогозин , боюсь, что это нам , а не американцам придется покорять космос при помощи батута. Рано смеяться начали, г. Рогозин. Плакал космос под вашим руководством.



















Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer