Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Достигая потолка


19 мая 2015 года Владимир Моисеев, Lenta.ru


Российское вертолетостроение — одна из самых успешных отраслей отечественной промышленности, демонстрирующая возможности страны в производстве современной высокотехнологичной продукции. Вместе с тем в ближайшие годы производителям предстоят перемены: платформы советской разработки больше не могут обеспечить рост портфеля заказов.

Вертолетная экономика
 
В последние годы считалось хорошим тоном критиковать программы и деятельность Объединенной авиастроительной корпорации, при этом приводя пример успешной и эффективной работы холдинга «Вертолеты России». 14 апреля АО «Вертолеты России» опубликовало консолидированную финансовую отчетность за 2014 год, данные которой действительно, на первый взгляд, подтверждают тезис об успешности выбранной стратегии развития вертолетной промышленности России.
 
В частности, выручка от продаж вертолетов по итогам 2014 года составила 141 507 миллионов рублей — на 25 миллиардов больше, чем в 2013 году, а прибыль компании достигла 20,7 миллиарда рублей, увеличившись на 118,6 процента по сравнению с тем же 2013 годом.
 
«Мы в очередной раз отмечаем положительные результаты работы холдинга по итогам года, — сказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. — Зафиксирован значительный рост таких ключевых показателей как выручка и EBITDA, соответственно на 23 и 79 процентов, при незначительном снижении объема поставок по сравнению с 2013 годом. Холдинг достиг рекордного за последние годы значения годового показателя рентабельности по EBITDA в размере 27,7 процента. Безусловно, на достижение таких высоких результатов оказали свое влияние девальвация рубля в конце прошлого года и диверсифицированный портфель поставок, в котором традиционно половину занимают экспортные контракты, номинированные в иностранной валюте».
 
Интересно отметить, что существенный рост «Вертолеты России» продемонстрировали на азиатских рынках, увеличив выручку с 45 424 миллионов рублей в 2013 году до 72 998 миллионов рублей в 2014 году.
 
В то же время выручка от реализации коммерческих вертолетов сократилась по сравнению с 2013 годом с 13 950 до 8 128 миллионов рублей. При этом портфель твердых заказов на конец 2013 года составлял 808 вертолетов, а на конец 2014 «Вертолеты России» имеют 546 твердых заказов, при том что за отчетный год заказчикам поставили 271 вертолет. Таким образом, за 2014 год компания получила девять новых заказов и сокращение твердого портфеля заказов на 32,4 процента.
 
За цифрами отчетов стоит рассмотреть структуру текущего и перспективного модельного ряда компании, чтобы понять, какое положение на мировом рынке вертолетов будет занимать Россия в ближайшее десятилетие.
 
Согласно Стратегии развития АО «Вертолеты России», компания к 2020 году должна занять не менее 18 процентов мирового рынка вертолетостроения. Модельный ряд корпорации, с которым будут выполняться столь амбициозные планы, в настоящее время состоит из следующих машин: легкие многоцелевые вертолеты «Ансат» и Ка-226Т, средний транспортный вертолет Ми-8/17/171 и его многочисленные модификации гражданского и военного назначения, средний многоцелевой вертолет соосной схемы Ка-32А11ВС, тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т, а также военные ударные вертолеты Ми-28Н, Ми-35М и Ка-52.
 
Перспективными машинами, которые в настоящее время проходят испытания и подготовку к серийному производству, являются Ми-38 и Ка-62, но при этом до 70 процентов объема выпускаемых вертолетов приходится на семейство Ми-8/17/171. Вертолет, впервые поднявшийся в небо в 1961 году, пройдя многочисленные модернизации, остается и сегодня наиболее востребованной машиной, приносящей АО «Вертолеты России» львиную долю выручки.
 
Однако на внутреннем рынке гражданские операторы неохотно приобретают отечественные вертолеты, учитывая их высокую цену, сравнимую с западными аналогами, а также сильно возросшую стоимость сервисного обслуживания. В частности, по данным Forbes, в 2012 году вертолетный парк гражданских машин России во владении частных операторов пополнился 121 вертолетом. Только две машины из этого числа были российского производства, остальные — импортные. Доля иностранных вертолетов на российском рынке достигла 16 процентов.
 
В аудиторском заключении о консолидированной финансовой отчетности акционерного общества «Вертолеты России» подчеркивается, что «за 2012-2014 годы основным покупателем Группы в сегменте вертолетов являлись контролируемые Российской Федерацией организации, такие как Министерство обороны и МЧС». Такое положение на внутреннем рынке связано с тем, что основной продукт «Вертолетов России» — Ми-8/17 — зачастую неэффективен и избыточен по своей грузоподъемности для гражданских операторов.
 
Наиболее динамично развивающийся рынок оффшорных и корпоративных вертолетов требует более легких, скоростных и экономичных машин, имеющих при этом большую дальность полета. Занять нишу наиболее востребованных машин «Вертолеты России» пытаются путем сидения сразу на двух стульях: с одной стороны — разрабатывая российский перспективный вертолет Ка-62, находящийся в одном классе с AW139, а с другой — организуя совместное производство с AgustaWestland, ЗАО «ХелиВерт», созданное для сборки AW139 в Московской области.
 
Более того, в конце 2014 года Роснефть, корпорация «Ростех» и итальянская компания «Finmeccanica» подписали трехстороннее соглашение о стратегическом партнерстве, в ходе которого будет создано совместное предприятие, предназначенное для сборки новейших оффшорных вертолетов AW189. До 2025 года новое совместное предприятие планирует изготовить и поставить «Роснефти» 160 вертолетов этого типа.
 
Постепенное насыщение военной авиации новыми вертолетами и сокращение госзаказа в ближайшие годы повлекут за собой неизбежное падение заказов на Ми-8/17 со стороны государственных структур. В то же время сам по себе Ми-8/17, несмотря на свою надежность и универсальность, вынужден закрывать все ниши в армейской авиации не от хорошей жизни: отечественная промышленность так и не смогла создать наследника для когда-то самого массового вертолета ВВС СССР Ми-4.
 
Разработка вертолета, способного заменить Ми-4 и рассчитанного на перевозку отделения пехоты и груза массой до 2 тонн, началась в 1983 году. Первоначально проект В-60 имел соосную схему, к одновинтовой схеме перешли с целью улучшения скоростных характеристик при аналогичной силовой установке. Первый полет планировалось выполнить в 1993 году, однако по причинам финансово-экономического порядка разработка затянулась еще на 17 лет, а после аварии 2010 года разработка армейского вертолета Ка-60 была фактически свернута.
 
Соосная схема
 
14 мая 2015 года военный блог bmpd со ссылкой на индийскую газету «The Pioneer» сообщил о том, что Совет по оборонным закупкам (Defence Acquisition Council — DAC) кабинета министров правительства Индии одобрил крупный пакет закупок в интересах вооруженных сил Индии. Частью данного пакета должна стать закупка 197 российских вертолетов Ка-226Т, серийное производство которых осуществляет Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП).
 
Судя по сообщениям СМИ, часть вертолетов напрямую поставят из России, а часть будет собираться по лицензии в Индии. Стоимость контракта пока не определена. Интересно, что данный вертолет только что завершил сертификационные испытания, и 30 марта 2015 года Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета выдал Дополнение к Сертификату типа СТ225-Ка-226/Д04 на вертолет Ка-226Т. Ка-226Т отличается от базовой модели Ка-226 использованием силовой установки повышенной мощности Arrius 2G1 французской компании Turbomeca, а также новым пилотажно-навигационным оборудованием.
 
Стоит отметить, что до настоящего времени российская вертолетная промышленность неоднократно пыталась выйти на индийский рынок, однако эти попытки были безуспешны. Осенью 2011 года российский ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» уступил в конкурсной борьбе вертолету AH-64D Apache Longbow. А в октябре 2012 года многоцелевой транспортный вертолет Ми-26Т2 проиграл тендер американскому Boeing CH-47F Chinook.
 
Подписание контракта на 197 Ка-226Т станет серьезным прорывом для АО «Вертолеты России» на индийском рынке, и, по всей видимости, позволит вывести КумАПП из затяжного кризиса. В феврале 2015 года появились новости о возможном прекращении работы Кумертауского авиационного производственного предприятия, являющегося производителем вертолетов соосной схемы гражданского и военного назначения. Слухи о возможных массовых сокращениях градообразующего предприятия вызвали протесты работников завода.
 
С целью погасить конфликтную ситуацию и не допустить митинга протеста, намеченного на 28 февраля 2015 года, руководство «Вертолетов России» вынуждено было провести встречи с коллективом и выпустить специальное совместное заявление холдинга «Вертолеты России» и профсоюза работников авиационной промышленности, в котором подтвердило дальнейшую заинтересованность в работе предприятия и опровергло сведения о массовых сокращениях.
 
Согласно финансовой отчетности, убыток КумАПП в 2014 году вырос с 1 до 2,5 миллиарда рублей. Выручка увеличилась всего на 5 процентов — с 3,7 до 3,9 миллиарда. На 15 процентов снизилась дебиторская задолженность — с 6,1 до 5,2 миллиарда рублей, и почти на 60 процентов выросла кредиторская: на конец прошлого года она достигла 4,7 миллиарда рублей. Компания имеет более 306 миллионов рублей задолженности по налогам и сборам, более 524 миллионов она должна поставщикам и подрядчикам.
 
На фоне таких экономических показателей еще в 2012 году появилась информация о том, что производство многоцелевых вертолетов Ка-32А11ВС может быть перенесено в Китай. В частности, китайская корпорация «Итун» подписала в 2013 году с ОАО «Вертолеты России» соглашение о сотрудничестве, согласно которому «Итун» наладит сборку и производство вертолетов Ка-32А11ВС. Проект будет реализовываться на базе авиационной промышленности уезда Пингу города Пекин, писало издание Russian.china.org.cn. По словам ответственного представителя Пекинского комитета экономики и информатизации, в дальнейшем китайское и российское предприятия готовы разворачивать сотрудничество и по другим моделям.
 
Сворачивание производства вертолетов соосной схемы класса Ка-32 на КумАПП приведет к тому, что Россия потеряет компетенции в строительстве морских вертолетов: Кумертау является единственным производителем и сервисным предприятием по ремонту и модернизации таких вертолетов как поисково-спасательный Ка-27ПС, противолодочный Ка-27ПЛ и транспортно-десантный Ка-29.
 
2 апреля 2014 года стало известно, что «Вертолеты России» планирует отремонтировать и модернизировать партию корабельных противолодочных вертолетов Ка-27 на Кумертауском авиационном производственном предприятии. Модернизация первой партии вертолетов будет произведена в интересах ВМФ России и завершится до конца 2015 года. Модернизация вертолетов для ВМФ будет продолжена в 2016-м, 2017-м и последующих годах. А 5 мая холдинг отчитался о поставке в Индию первых двух отремонтированных вертолетов Ка-31.
 
Future shock
 
В заключении было бы интересно посмотреть на перспективные проекты западной вертолетной промышленности — чтобы понять, с какими вертолетами, возможно, придется конкурировать российским производителям в ближайшие 15-20 лет.
 
В начале мая 2015 года англо-итальянская компания AgustaWestland сообщила о начале сертификационных испытания первого в мире коммерческого конвертоплана AW609. На сегодняшний день единственным серийно выпускаемым конвертопланом является американский Bell V-22 Osprey, который состоит на вооружении Корпуса морской пехоты США.
 
Создание гражданской версии конвертоплана, совмещающего в себе преимущества вертолета и самолета, позволит AgustaWestland выйти на новый технологический уровень и монопольно занять новую рыночную нишу. Наряду с попыткой конвертировать военные технологии в гражданские основные усилия мировые производители вертолетов сосредоточили на создании перспективных скоростных вертолетов с толкающим винтом.
 
В 2013 году экспериментальный скоростной вертолет компании Airbus Helicopters — Eurocopter X3 — достиг рекордной скорости 472 км/ч, однако выйти на серийное производство новейших скоростных вертолетов первой, судя по всему, удастся американской компании Sikorsky.
 
Успешно завершив в 2011 году экспериментальную программу X2, уже 2 октября 2014 года Sikorsky на торжественной церемонии выкатки представил прототип новейшего вертолета S-97 Raider. Построенный по соосной схеме с толкающим винтом, новый военный разведывательный вертолет имеет скорость более 400 км/ч. Первый полет американской перспективной машины запланирован на 2015 год.
 
«Вертолеты России» также намерены включиться в гонку за скоростью. В 2012 году было заявлено о начале разработки концепции перспективного среднего вертолета (ПСВ), который также известен как Rachel (Russian Advanced Commercial Helicopter). Это средний двухдвигательный вертолет, скорость которого должна достигать 194 узлов благодаря обтекаемым формам лопастей несущего винта и фюзеляжа.
 
Ожидалось, что сертификат на серийное производство перспективного скоростного вертолета будет получен в 2020 году, а на разработку планировали потратить 7,5 миллиарда рублей. Однако текущий кризис и сокращение бюджета могут двинуть сроки появления российского перспективного скоростного вертолета сильно вправо.


комментарии (1):

Nikolaevich      19/05/2015 [17:41:25]#1
«Российское вертолетостроение — одна из самых успешных отраслей отечественной промышленности»…

Успешной она была за счет торговли вертолетами, созданными советскими конструкторами М.Милем, М.Н.Тищенко, Н.И.Камовым и С.В.Михеевым. Начиная с 80-го года прошлого века – ни одного вертолета новой конструкции. От ген. конструктора А.Самусенко исходят только одни красивые обещания на фоне модернизации старых модификаций. Чтобы сбить реальные проекты современных высокоскоростных вертолетов Ка-92 и Ка-102, он нарисовал картинку под названьем Ми-Х1, якобы спосбного летать со скоростью до 550к/ч, хотя человеку, мало-мальски знакомому с теорией полета вертолета понятно, что вертолет классической схемы на скорости более 400к/ч из-за разности обтекания левой и правой половин несущего винта встречным и попутным потоком – переворачивает вертолет, а далее он начинает падать неуправляемым.
Для такой величины, как Генеральный конструктор, подобное обещание скорости – СТЫДОБУШКА, а он по телевизору обещает нам еще 50лет эксплуатации уже давно устаревшему вертолету Ми-8.
Зато выдающееся вертолетное КБ «Камов» и вовсе свели к нулю, объединив с неспособным сегодня КБ им. М.Л.Миля.
Великого Михаила Леонтьевича–то уже как-то и не хочется приписывать к его сегодняшнему, при нем – выдающемуся, КБ МВЗ!













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer