В постановлении правительства от 24 декабря 2014 года прямо говорится, что в рамках предоставления госгарантий в размере 9 млрд рублей «Трансаэро» берет на себя обязательства по «сокращению размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу (членам совета директоров, членам коллегиального исполнительного органа, единоличному исполнительному органу и его заместителям, главному бухгалтеру (иному должностному лицу принципала, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), руководителям самостоятельных структурных подразделений)».
— Решение отменить бонусы топ-менеджменту связано с предоставлением компании госгарантий. Запрашивая господдержку, компания признает, что ее финансовое состояние неудовлетворительное и в какой-то степени это объясняется и ошибками менеджмента. Соответственно, вы не можете одновременно запрашивать госгарантии и вознаграждать менеджмент, который эти гарантии запрашивает, — говорит руководитель управления машиностроения, транспорта «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. — Видимо, компания хочет показать, что она действительно находится в тяжелой ситуации. Правда, вполне возможно, что «Трансаэро», отменив бонусы, увеличит размер заработной платы топ-менеджеров.
Начальник отдела анализа рынков компании «Открытие Брокер» Константин Бушуев отметил, что и банки, которые претендуют на докапитализацию за счет средств ЦБ, соглашаются на то, что менеджменту не будет увеличиваться вознаграждение.
— В кризис 2008–2009 годов в США на схожих условиях проводилась программа поддержки банковского сектора. На нее распространялось приблизительно такое же условие — неувеличение зарплат менеджеров — и прописывалось, что средства должны пойти на расширение кредитования экономики, — сказал Бушуев.
Впрочем, из отчетности «Трансаэро» за 2014 год по РСБУ (опубликована в феврале 2015 года) следует, что топ-менеджменту всё же были выплачены бонусы: на заработную плату членам совета директоров пришлось около 24 млн рублей, на премии — 4 млн рублей и на вознаграждение — порядка 10,1 млн рублей. В сумме это 38,9 млн рублей (на 8,36% меньше, чем в 2013 году). Еще 96,9 млн рублей составили выплаты членам правления (его состав существенно пересекается с советом директоров): 81 млн — зарплата, 10,9 млн — вознаграждение, 5 млн — премии. Дату выплат этих средств в «Трансаэро» уточнить не смогли.
— Суммарные выплаты топ-менеджменту в размере 135,8 млн за 2014 год — это не такая уж и большая сумма. В крупных госкомпаниях эти суммы зачастую на порядок больше. Вообще авиаперевозчики не могут позволить себе большие выплаты для менеджмента, потому что они традиционно работают с низким уровнем рентабельности, — отметил Бушуев.
— Чтобы объективно оценивать выплаты топ-менеджменту за 2014 год, нужно дождаться опубликования отчетности по МСФО. То, что компания пишет в своем ежеквартальном отчете, разительно отличается от того, как ту же самую информацию компании раскрывают по международным стандартам финотчетности. Во втором случае бонусы, как правило, значительно выше, — считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Долгосрочный кредит ВТБ, выданный под декабрьские госгарантии, предназначен для финансирования основной производственной и операционной деятельности авиакомпании. Контроль за использованием привлеченных под госгарантии средств возложен на Минтранс. На днях замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что «Трансаэро» будет направлять в ведомство регулярную отчетность о расходовании средств, привлеченных за счет обеспеченных госгарантиями кредитов.
На данный момент предоставление госгарантий утверждено только для «Трансаэро» и «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, включенную в перечень системообразующих предприятий). Госгарантии ГСС предоставлялись в 2009, 2012 и 2014 годах. В случае с ГСС тоже установлено обязательство компании снижать бонусы топ-менеджерам. Насколько будут снижены бонусы в 2015 году, в пресс-службе ГСС пояснить отказались.
Претендовать на госгарантии могут компании, включенные в феврале 2015 года в список 199 системообразующих предприятий (аналогичный список, принятый в 2008 году, был на 105 компаний шире). Среди прочих в список входят авиакомпании «Сибирь», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Аэрофлот», «Трансаэро», а также компании: «Газпром», «Вимм-Билль-Данн», «КамАЗ», «Лукойл», «Домодедово», «Пулково», «Шереметьево», «Мечел», «Мираторг», НОВАТЭК, «Норникель», Объединенная ракетно-космическая корпорация, «Роснефть», РЖД, «Русал», «Северсталь» и пр. Активнее других игроков на госгарантии претендуют авиакомпании: из пяти крупнейших перевозчиков на господдержку пока не претендовали только группа «Аэрофлот» и «Сибирь». Помимо полученных 9 млрд рублей, «Трансаэро» также может обратиться и за дополнительными госгарантиями в размере 30 млрд рублей, сообщали в марте СМИ. В апреле могут быть предоставлены госгарантии «ЮТэйр» на сумму 19 млрд рублей, заявлял на прошлой неделе министр экономического развития Алексей Улюкаев. Также в марте стало известно, что «Уральские авиалинии» претендуют на господдержку в размере 2 млрд рублей.
Не исключено, что сэкономленные на топ-менеджерах деньги или часть выделенных кредитных средств «Трансаэро» потратит на ребрендинг. В социальной сети Twitter появилась фотография самолета, окрашенного в новые цвета, и, отвечая на вопрос пользователя соцсети, «Трансаэро» подтвердила наличие соответствующих планов.
По словам источника «Известий» в авиаотрасли, этот по-новому окрашенный самолет Boeing 737 сейчас находится в Сиэтле (США) и в скором времени начнет выполнять регулярные рейсы. Расходы на покраску самолетов составляют от нескольких десятков до $100 тыс. Исходя из авиапарка компании в 103 лайнера (данные с сайта «Трансаэро»), расходы на перекраску могут достичь $10 млн.
Очевидно, что компания намерена избавиться от старого логотипа, который напоминал использовавшийся в 1975–2009 годах лого одного из крупнейших европейских перевозчиков Air France. «Трансаэро» с момента основания в конце 1990 года до сих пор ни разу не проводила ребрендинг.
Визуально похожее решение еще в конце 2013 года разработало небольшое тольяттинское дизайн-бюро Be!five в своем блоге Pit Palmer.
Этот проект — один из множества концептов, которые дизайнеры сами присылают в «Трансаэро», заявили «Известиям» в пресс-службе компании. От дальнейших комментариев представитель перевозчика отказался.
Владелец Be!five и автор этой концепции Петр Щербанос заявил «Известиям», что в 2013-м он отправлял компании свой проект, но так и не получил ответа. Принятая «Трансаэро» концепция похожа на вариант Щербаноса, и он будет ждать официального объявления «Трансаэро» о ребрендинге, а затем искать, как разрешить вопрос.
Правда, шрифтом и гаммой вариант Be!five напоминает American Airlines.