Цена на взлете
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СпбМТСб), с 25 февраля по 2 апреля на хабе Владимир-2, где реализуется основной объем продаваемого на бирже для нужд московского авиаузла топлива, цена на авиакеросин выросла с 27 110 руб. за тонну 25 февраля до 36 506 руб. 2 апреля. Во вторник, 7 апреля, за тонну керосина на бирже давали 36 252 руб.
Как сообщил РБК управляющий директор СпбМТСб Павел Строков, биржа следит за выполнением объема обязательных продаж авиакеросина не менее 10% от объема производства. Однако в феврале—марте объем предложения товара снизился на фоне сокращения спроса со стороны покупателей. Исключение составил период с 27 марта по 3 апреля, когда дневной объем торгов вырос в 8–10 раз, до 6–8 тыс. т вместо 200–800 т в день. По его данным, среди покупателей топлива на бирже: аэропорты, федеральные и региональные авиакомпании (крупнейшие из них закупают топливо через брокеров), а также трейдеры. Основные продавцы авиатоплива — крупные нефтяные компании, в частности «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть».
По данным ЦДУ ТЭК при Минэнерго, производство авиакеросина в январе—марте 2015 года сократилось до 1,97 млн, что на 16,8%, или на 397,7 тыс. т, меньше по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. При этом производство бензина за первые три месяца 2015 года выросло на 2,9%, дизтоплива — на 1,8%. В марте 2015 года производство авиакеросина упало на 27,9% от объема марта 2014 года. В то же время производство дизельного топлива возросло на 0,5%, что составляет 30,5 тыс. т. Экспорт авиакеросина по железной дороге в первом квартале 2015 года составил 171,7 тыс. т против 152,6 тыс. т за аналогичный период прошлого года, рост составил 12,6%, а поставки на внутренний рынок по железной дороге упали на 15% (до 1,33 млн т).
За первые три месяца текущего года, по данным агентства «Аналитика товарных рынков» (АТР) экспорт авиакеросина увеличили ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Роснефть».
Как сообщил РБК начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин, антимонопольной службе известно о росте цен на авиакеросин на бирже, а также о снижении производства этого вида топлива. Ведомство уже запрашивает информацию об объеме торгов и причинах роста цен у основных производителей. В среду ведомство Игоря Артемьева планирует обсудить ситуацию на профильном совещании — Биржевом совете. Конкретных жалоб на действия производителей по повышению цены со стороны покупателей в ФАС не поступало, сообщили в ведомстве.
Налоговый маневр и экспорт
Замначальника отдела анализа ИАЦ «Кортес» Александр Шкурин объясняет заметный рост цен на бирже на авиакеросин ростом привлекательности экспорта на фоне падения внутреннего спроса на топливо в зимний период из-за снижения объема авиаперевозок. По данным Росавиации, в январе—феврале 2015 года пассажирооборот гражданской авиации России упал на 9,1%, на международных рейсах падение было сильнее — на 18,2%. С 20 января по 6 марта 2015 года, по данным «Кортеса», продавать керосин на экспорт было выгоднее, чем торговать им на бирже: выгода поставок на экспорт к ценам внутреннего рынка достигала 1—4,3 тыс. руб. с тонны.
По словам аналитика компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, падение производства керосина связано отчасти и с налоговым маневром в нефтяной отрасли: из-за снижения экспортной пошлины и роста НДПИ сырую нефть стало выгоднее вывозить за рубеж, чем перерабатывать внутри страны.
Кроме того, цены на авиатопливо подтянулись к цене сырой нефти на внутреннем рынке: с января по март они выросли с 13 тыс. до 18 тыс. руб. за тонну. В то же время в феврале они были рекордно низкими для этого сезона, дизельное топливо, которое сходно с авиакеросином по фракционному составу, выпускать стало выгоднее. Керосин добавляют в дизель для повышения его морозоустойчивости.
Директор по развитию бизнеса независимого агентства АТР Михаил Турукалов считает, что проблемы с авиакеросином созданы искусственно — путем сокращения производства, увеличения объемов экспорта и снижения отгрузки на внутренний рынок. «С середины января по первую декаду марта экспорт авиакеросина из России был привлекательнее его реализации на внутреннем рынке. Однако это не объясняет значительного снижения объемов производства авиатоплива, — сказал Михаил Турукалов. — Свою роль в росте цен, по его словам, могли сыграть масштабные закупки товара на бирже несколькими торговыми компаниями для поставки федеральным заказчикам, а также авиаперевозчикам. Однако эти сделки, скорее, стали спусковым крючком, а основу взрывного удорожания авиатоплива заложил дисбаланс спроса и предложения, созданный нефтяными компаниями».
Представитель ЛУКОЙЛа от комментариев отказался. В пресс-службе «Роснефти» объяснили, что сокращение производства авиакеросина в январе—марте вызвано сокращением спроса со стороны покупателей.
В первом квартале 2015 года «Газпром нефть» нарастила объем производства авиакеросина на своих НПЗ на 3,6% по отношению к аналогичному периоду 2014 года, официально сообщили РБК в компании. А в марте 2015 года выпуск авиатоплива увеличился на 3,5% по сравнению с февралем. По словам ее представителя, компания продает на бирже более 10% от объема своего производства авиакеросина.
Большинство крупных авиаперевозчиков закупают продукцию по долгосрочным контрактам у нефтяных компаний, соответственно, биржевая цена не влияет напрямую на рост стоимости авиаперевозок в краткосрочном периоде. Однако некоторые из них докупают нужные объемы топлива через брокеров либо самостоятельно. «Мы отмечаем существенный рост цен на топливо. Безусловно, эта ситуация беспокоит авиакомпанию, особенно в преддверии летнего сезона, когда объем перевозок максимален», — сообщила РБК пресс-секретарь авиакомпании S7 Анна Бажина.