— Также было поручение правительства РФ проработать этот вопрос. Позиция Минтранса представлена в Белый дом, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. — По мнению Минтранса, введение овербукинга на законодательном уровне может повлечь за собой негативный социальный эффект, обусловленный недовольством граждан тем фактом, что авиакомпании в случае введения такого порядка смогут на законных основаниях переносить полет пассажира в случае нехватки места в салоне. Данную инициативу можно реализовать, в случае если компенсации пассажирам за отложенный полет будут достигать европейского уровня в €200 — тогда такой эффект сводится к минимуму.
А в худшем случае, говорят некоторые эксперты, некоторые недобросовестные перевозчики смогут даже отказывать в посадке на рейс тем, кто купил билет заранее и дешевле, чем тот пассажир, которого берут на борт. С другой стороны, и сейчас де-факто бывают случаи, когда компании перепродают места на рейсы, но затем ссылаются на технические проблемы, и клиенты остаются ни с чем.
Идея легализовать овербукинг прозвучала в конце февраля как одна из возможных мер поддержки авиаотрасли в кризис — вопрос обсуждался на закрытом совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева наряду с обнулением НДС для авиаперевозок. Аналогичная просьба со стороны авиакомпаний повторилась в этом месяце на итоговой коллегии Минтранса.
Из опрошенных «Известиями» авиакомпаний однозначно поддерживают идею легализации овербукинга «Аэрофлот» и «Сибирь» (S7).
— Мы поддерживаем инициативу официального разрешения овербукинга. В настоящее время происходит обсуждение предложений перевозчиков с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, — сказали в пресс-службе «Сибири».
— «Аэрофлот» первый, кто выступил за легализацию овербукинга. В зависимости от направления полета до 10–15% пассажиров зачастую не приходят на рейс. При этом нужно понимать, что в случае легализации овербукинга необходимо будет законодательно прописать ответственность перевозчика перед пассажиром при переносе полета, чтобы авиакомпании не злоупотребляли применением этой практики. Также в законе необходимо будет прописать и логику отбора таких пассажиров, и варианты компенсаций, — отметили в пресс-службе перевозчика.
Что касается возможных вариантов компенсаций, то в «Аэрофлоте» уточняют, что пассажиру в зависимости от обстоятельств могут предложить на следующем рейсе пересесть в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий авиаперелет.
— Например, в одной из иностранных авиакомпаний применяется следующая практика: за несколько дней до рейса пассажиров уведомляют о том, что на рейс билетов продано больше, чем имеется мест. Далее авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе, к примеру, на день и организует ему полет на следующем рейсе. Главное — понимать, что сами авиакомпании будут стремиться минимизировать количество не вылетевших пассажиров, потому что компенсация — это затраты для перевозчика, — подчеркнул представитель компании.
Поддержали инициативу легализации овербукинга и в «Ютэйр». Как заявил представитель авиакомпании, это положительно повлияет на доходы перевозчика, но никак не отразится на тарифах. Как правило, когда в системе бронирования происходят сбои и на рейс продается билетов больше, чем может вместить самолет, а «лишних» пассажиров авиакомпания пересаживает в бизнес-класс или отправляет следующим рейсом.
В «Трансаэро» же, напротив, такую идею не поддержали и отметили ее негативное влияние на имидж авиакомпании из-за неудовлетворенности «крайнего» пассажира.
— Авиакомпания «Трансаэро» является противником введения практики овербукинга в гражданской авиации России. «Трансаэро» считает овербукинг несправедливым по отношению к пассажирам, которые, имея на руках приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации, — заявили «Известиям» в пресс-службе компании. — Овербукинг может серьезно нарушить планы людей и даже нанести им психологическую травму, особенно если речь идет о необходимости срочного вылета или сложных маршрутах со стыковками на другие рейсы. Международный опыт свидетельствует, что пассажиры, реально пострадавшие от овербукинга, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику, не допустившему их к полету.
В «Уральских авиалиниях» от комментариев отказались. Эксперты по-разному относятся к введению овербукинга.
— Я против овербукинга по одной простой причине — это абсолютно не заработанные деньги для авиакомпаний. Если пассажир не пришел на рейс, авиакомпания не теряет вообще ничего, деньги-то в любом случае заплачены, — рассуждает о финансовом здоровье компаний и комфорте пассажиров председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. — Есть, например, действительно частые рейсы, например Москва–Санкт-Петербург. А если избыточный пассажир оказался на рейсе Краснодар–Магадан, который летает раз в неделю?
— Ничего страшного в легализации овербукинга нет. Критики этой инициативы обычно упирают на то, что пассажир будет терпеть какие-то неудобства. Но это не совсем так. Конечно, многое зависит от того, насколько четко будет сформулирована и прописана правовая основа. Здесь важно, чтобы российские авиакомпании в каком-то смысле переняли зарубежный опыт, — считает главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. — Например, в Германии в случае перебронирования перед посадкой на рейс в терминале объявляется, что продано больше билетов, и пассажирам предлагают добровольно определить себя в «лишние» и за определенную денежную компенсацию перевезти их следующим рейсом через несколько часов, иногда и с повышением класса обслуживания. Естественно, в зависимости от ценности предложенного поощрения среди пассажиров может начаться борьба за это право, и желающих оказаться «лишним» обычно больше, чем реально лишних билетов.