Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Во избежание "Боинга"


15 апреля 2015 года Илья Крамник, Lenta.ru


Очередной инцидент с перехватом российским истребителем американского самолета-разведчика вызвал оживленные споры о пределах допустимого поведения «вероятных партнеров» в воздушном пространстве. В ближайшие годы напряжение в небе наверняка будет расти, и, во избежание возможных трагедий, необходимо найти оптимальный алгоритм реагирования на подобные казусы.

Тень KAL-007
 
В ночь на 1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР близ Сахалина был сбит авиалайнер Boeing 747 корейских авиалиний, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Командование ПВО СССР было уверено в том, что шедший с отклонением от гражданской воздушной трассы на сотни километров самолет является не гражданским лайнером, а разведчиком, поскольку его маршрут пролегал над районами концентрации советских военных объектов на Камчатке и Сахалине. Опознать борт визуально не представлялось возможным ввиду ночного времени, а отметка на радаре была практически идентична той, что дают разведывательные RC-135, построенные на основе авиалайнеров Boeing 707. Координация между диспетчерскими службами СССР, США и Японии в тот момент отсутствовала, что стало одной из главных причин трагедии.
 
Трагический инцидент произошел в один из самых напряженных периодов холодной войны, и его последствия могли быть крайне тяжелыми — градус глобального противостояния между СССР и США в те годы был куда выше сегодняшнего. В пору еще более серьезного накала страстей, в 1950-е годы, близ советских воздушных границ регулярно велись воздушные бои, жертвами которых становились иногда и гражданские машины — советские в том числе.
 
Сегодня ситуация не настолько острая чем 30, а тем более 60 лет назад. Однако отношения между Вашингтоном и Москвой продолжают ухудшаться, количество приграничных инцидентов растет, и нельзя исключить применение в небе оружия — в частности, и по неверно идентифицированной гражданской цели.
 
Пределы допустимого
 
Разведка, в том числе «силовая» — с демонстративной активностью близ границ противника с целью вызвать реакцию в виде включения радаров, появления истребителей или кораблей — занятие столь же древнее, сколь и почтенное. Однако в условиях, когда доиграться до casus belli могут две ядерные державы, каждая из которых способна несколько раз вбомбить человечество в каменный век, последствия подобных акций могут быть очень серьезными. С целью предотвращения возможного перерастания «военных игр» в нечто большее в 1972 году СССР и США подписали межправительственное соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним», регулировавшее правила поведения сторон при «непосредственном контакте».
 
Однако это соглашение касалось главным образом кораблей. Самолеты в нем поминаются преимущественно в контексте действий ВМФ: статья IV соглашения говорит о необходимости для пилотов проявлять осторожность и благоразумие при приближении к кораблям другой стороны, а также о недопустимости имитации атак и других подобных действий. Поведение военных самолетов при встрече друг с другом, в частности, при приближении к государственной границе, сегодня, по сути, не урегулированы ничем, кроме собственных для каждой стороны инструкций и приказов и общих сложившихся неписанных традиций. Одна из главных таких традиций, к слову, — новое понимание термина «перехват цели». Если до конца 1950-х годов под ним чаще всего подразумевалось уничтожение нарушителя, то позднее все ограничивалось толкованием «встретить и взять на сопровождение в ожидании дальнейших указаний».
 
Накопленный опыт контактов в воздухе сформировал весьма сложную градацию «теплой встречи» иностранного военного борта. При его обнаружении в зоне ответственности, как правило, простирающейся на глубину до нескольких сотен километров от границ собственно воздушного пространства, устанавливается курс и поведение воздушной машины, и в случае если она приближается к границе, организуется сопровождение цели. На этом этапе никакие враждебные действия не предпринимаются — истребитель, опознав цель, просто следует на некотором расстоянии, не препятствуя полету.
 
Если же зарубежный гость приближается к границе или, например, к закрытому на время учений району нейтральных вод, его для начала просят сменить курс. Обычно просьбы оказываются безрезультатными (как правило, у другой стороны есть приказ выполнить задачу «во что бы то ни стало»). Тогда истребитель может получить команду помешать действиям визитера физически. Уровень помех может быть очень различным — от притирания вплотную к борту фоторазведчика с целью закрыть обзор его камерам до приказа на уничтожение цели. Где-то в этом промежутке, ближе ко второму полюсу, чем к первому, находится агрессивное маневрирование с целью заставить самолет изменить курс. При этом необходимо понимать, что опасность представляет даже само по себе сближение машин. Известное касание Су-27 941-го авиаполка ВВС СССР и самолета P-3B Orion ВВС Норвегии в сентябре 1987 года произошло именно при попытке пилота Су-27 старшего лейтенанта Цимбала загородить норвежцу люк сброса гидроакустических буев, которыми тот намеревался «обвеховать» район учений Северного флота.
 
 
В случае если истребитель «отжимает» самолет-разведчик с курса, как это, судя по всему, было в эпизоде 7 апреля 2015 года над Балтикой, вероятность столкновения многократно возрастает. В 2001 году подобный инцидент привел к гибели китайского истребителя J-8 при перехвате американского разведчика P-3C Orion, который, получив повреждения, приземлился на китайском острове Хайнань, а впоследствии был вывезен в США в грузовом отсеке самолета Ан-124 российской авиакомпании «Волга-Днепр».
 
Инцидент 7 апреля 2015 года — не первый и не последний. Вопрос в том, насколько существующая система предупреждения инцидентов способна предотвратить более масштабное происшествие, включая и возможную угрозу для пассажирских лайнеров. Ответ, к сожалению, неутешительный: ремейку холодной войны сопутствует явное нежелание о чем-либо договариваться. В рамках выстроенной Западом системы координат любые действия Вашингтона и его союзников по НАТО обозначаются как «несущие оборонительный характер» или вообще «не направленные против России» (например, развертывание систем ПРО), а ответная реакция Москвы характеризуется, в зависимости от ситуации, как «неадекватная», «небезопасная», «непрофессиональная» и так далее. Все это оставляет крайне узкое поле для диалога. О чем-либо договориться с оппонентом, априори объявляющим любые твои действия неприемлемыми, скорее всего, невозможно.


комментарии (1):

Читатель 1      15/04/2015 [18:17:56]#1
Бороться с такими выпадами надо зеркально и сразу же, чтоб не забыли













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer